Киев игнорирует проблему Закарпатья
Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто подтвердил позицию Будапешта по вопросу членства Украины в НАТО: Будапешт будет блокировать сближение Киева с альянсом до тех пор, пока украинские власти не перестанут притеснять венгерское нацменьшинство на Закарпатье.
Венгерская ирредента на Закарпатье составляет 156 тыс. человек. В отличие от польской, румынской, словацкой ирреденты, венгры - наименее ассимилированное нацменьшинство. Их финно-угорское происхождение и вера (реформаторство и католичество) служат сдерживающими факторами, затрудняющими сближение со славянами. Большинство украинских венгров владеют родным языком и помнят, что их историческая родина - не Украина.
Венгры жили на Закарпатье за много столетий до появления на карте мира самостийной Украины. Закарпатье в старину называли Угорской или Карпатской Русью, её население - русинами, карпаторусами или угрорусами. Агитация за превращение русинов в украинцев началась в конце XIX в. в интересах Австрии. Венгры никогда не поддерживали подавление русинства украинством.
Угорская Русь десять веков находилась в составе Венгерского королевства. Будучи в историческом смысле русской землей, где даже венгры называли местных Magyar orosz (мадьярские русские), регион впитал в себя очень много от Венгрии и её культуры. Украина со своей идеологией видится здесь венграм чужаком.
Будапешт возмущён жёсткими методами мобилизации на Закарпатье, под которую попадают в том числе этнические венгры. Под Соледаром зимой 2022/23 гг. значительные потери понесла 128-я горно-штурмовая бригада ВСУ, укомплектованная закарпатскими венграми. В руки бойцов ЧВК "Вагнер" попали личные документы погибших укровояк, по которым и была определена их национальность.
Борьбу за соблюдение своих культурно-языковых прав закарпатские венгры ведут с первых дней украинской независимости, требуя предоставления им возможности пользоваться родным языком в местах компактного проживания. Официальный Киев был и остаётся к этим просьбам глух. Уже третье десятилетие административная машина украинизации давит как закарпатских венгров, так и живущих с ними бок о бок русинов. Требования одних о расширении их прав пресекаются, вторым запрещается даже заикаться о том, чтобы их признали как народ, не желающий превращаться в украинцев.
Нормализация отношений Киева с Брюсселем – не в интересах Будапешта, поскольку лишит Венгрию многих рычагов влияния на ситуацию с закарпатскими венграми. Официальная позиция венгерской стороны такова: проблемы с евроинтеграцией вызваны самой Украиной.
Киевский режим намерен избавиться от 99 школ в Закарпатье, где обучение велось на венгерском языке. Агрессивная украинизация остаётся единственным средством, на которое полагается Киев в борьбе против этнического многообразия регионов, входящих сегодня в состав украинского государства.
Для Будапешта венгерский вопрос на Закарпатье имеет прямую связь с венгерским вопросом в Сербии, Словакии, Румынии. Выстраиваемая Будапештом система усиления своего влияния в Карпатском бассейне рухнет, если из неё будет исключён хотя бы один её элемент. Ослабление внимания Будапешта к закарпатским венграм может обернуться утратой доверия венгерской диаспоры в Европе к Венгрии и её правительству.
Националистическая Украина обречена на долгий конфликт с Венгрией. Она не может отказаться от национализма, потому что Запад сразу потеряет к ней интерес, а национализм не может отказаться от подавления самосознания закарпатских венгров. Круг замкнулся.
Артём Шабанов
Читайте нас: