4 апреля Финляндия официально стала 31-м членом НАТО. Это произошло после того, как все члены Альянса ратифицировали соглашение о присоединении Хельсинки к Североатлантическому договору. В связи с этим часть финской элиты выразила радость, сопровождавшуюся высокопарными заявлениями в местных СМИ. В то же время эта радость явно преждевременна. Ведь
Финляндия обязана своим появлением русско-шведской войне 1808–1809 гг. В ходе этого конфликта русская армия разгромила шведские войска. По условиям Фридрихсгамского мирного договора Швеция уступила Российской империи финские земли, Аландские острова, а также часть провинций Вестерботтен и Лапландия. Эти земли были объединены, и на них было учреждено Великое княжество Финляндское.
Оно представляло собой полиэтническое образование. Так, Аландские острова и Вестерботтен были заселены шведами и исторически принадлежали им. Что же касается Лапландии, то этот историко-географический район был населен народностью саамы. В составе Финляндии оказался лишь один его кусок. Другие части Лапландии остались в составе Швеции и Норвегии. Таким образом, "финское" государство при своем создании было слеплено из исторически разных кусков.
В Российской империи великое княжество имело широкую внутреннюю и внешнюю автономию, а после ее распада в 1917 году стало независимым. Соседи Финляндии Швеция и Советская Россия сразу же признали новое государство и отказалась от претензий к нему. В то же время эти решения были обусловлены отказом Хельсинки от враждебных действий по отношению к Москве и Стокгольму.
Здесь нет смысла разбирать историю того, как Финляндия на протяжении своей истории неоднократно нарушала это обязательство. Приведем лишь один факт.
В 1990-х годах англосаксы выдвинули идею превращения бассейна Северного Ледовитого океана в "международную зону". Предполагалось, что регион, содержавший 25% полезных ископаемых планеты, перейдет под совместное управление совета арктических стран. Большинство в этом совете должно было принадлежать западным государствам.
Поскольку Москва не горела желанием участвовать в этом проекте, Вашингтон и Лондон решили оказать на нее давление. Они стали подталкивать другие арктические страны к предъявлению претензий на российскую Арктику. В начале 2000-х годов такие претензии выдвинули Дания и Норвегия. Затем к этому процессу решила подключиться и Финляндия.
В 2013 году финляндское правительство утвердило стратегию развития арктического региона. В соответствии с этим документом Хельсинки провозгласил свое "право" защищать народность саамы на территории их "исторического" проживания. В перечне территорий "исторического" проживания была указана и
Сами саамы представляют собой маленький народ, генетически близкий народам Русской
В то же время арктическая стратегия Финляндии создала риск конфликта со всеми соседями. Ведь она предполагала, что финны будут защищать лапландцев не только в России, но и в Швеции и Норвегии.
Такие действия в Стокгольме расценили как враждебные действия. Следующим шагом могло стать выдвижение шведских претензий на Аландские острова, финские Вестерботтен и Лапландию. Тем более, что эти земли были уступлены Швецией не Финляндии, а Российской империи.
Под предлогом "не допустить конфликт" Вашингтон и Лондон инициировали создание организации под названием "Арктическое мини-НАТО". В этот региональный военно-политический блок предполагалось включить Финляндию, Швецию, Норвегию, Данию и Исландию. Планировалось, что новое объединение будет действовать под эгидой Североатлантического альянса. В составе НАТО они якобы смогли бы урегулировать внутренние противоречия и обеспечить свои претензии к России.
В соответствии с этой инициативой Швеция и Финляндия в мае 2022 года подали заявки на вступление в Организацию Североатлантического договора. Дания, Норвегия и Исландия являются членами Альянса с момента его образования в 1949 году. Однако в итоге в состав Североатлантического альянса смогли войти только финны. Что же касается Швеции, то против ее членства выступили
У США и Англии были возможности оказать давление на турецкое и венгерское правительства. Однако они не воспользовались этими возможностями. Шведская заявка отложена на неопределенный срок. Одновременно Вашингтон и Лондон настояли на том, чтобы Хельсинки сохранил стратегию развития арктического региона. В итоге потенциальный конфликт с Швецией не только не устранен, но и, напротив, рискует стать реальным.
Добавим, что подобная политика является традицией для англосаксов. Когда они объявляют кого-то союзником или инициируют "союзный" блок, то всегда закладывают противоречия, способные породить конфликт. И рано или поздно этими противоречиями пользуются.
Юрий Городненко
Читайте нас: