В блестящей статье, опубликованной New York Times, Трита Парси из института Куинси объяснила, почему Китай с помощью Ирака смог выступить посредником в урегулировании многолетнего конфликта между Ираном и Саудовской Аравией, в то время как США на протяжении десятилетий были не в состоянии сделать этого. Название статьи «США не являются незаменимым миротворцем» отсылает к термину «незаменимая нация», использованному бывшим госсекретарем США Мадлен Олбрайт для описания роли США после окончания холодной войны.
«Если нам приходится применять силу, то это потому, что мы – незаменимая нация. Мы твердо стоим на ногах и заглядываем в будущее дальше, чем другие. Я знаю, что американские мужчины и женщины в военной форме всегда готовы пожертвовать собой ради свободы, демократии и американского образа жизни», – говорила Олбрайт.
Как известно, однажды она спросила генерала Коллина Пауэлла: «Какой смысл иметь эту превосходную армию, о которой вы всегда говорите, если мы не можем ее использовать?» Пауэлл позже писал в своих мемуарах: «Я думал, у меня будет аневризма». Впрочем, сам он позже уступил неоконам, или «гребаным психам», как он называл их в частных беседах, и покорно зачитал ложь, которую они ему подсунули, чтобы оправдать незаконное вторжение в Ирак в Совбезе ООН в феврале 2003 года.
На протяжении последних 25 лет администрации обеих партий уступали «сумасшедшим» на каждом шагу. Риторика Олбрайт стала стержнем американской внешней политики. Америка постоянно вмешивается в конфликты по всему миру, определяя одну из сторон как сторону добра, а другую – как сторону зла. Сегодня это справедливо в отношении войны в Йемене, где США предпочли присоединиться к альянсу во главе с Саудовской Аравией, который совершал массовые военные преступления, вместо того, чтобы оставаться нейтральными и сохранять авторитет в качестве потенциального посредника. То же можно сказать об израильской агрессии против палестинцев. Однако именно политика нейтралитета позволила Китаю выступить посредником и способствовать мирному соглашению между Тегераном и Эр-Риядом. Благодаря нейтральной позиции Турция была близка к тому, чтобы положить конец бойне на Украине в первые два месяца, если бы не давление американцев и британцев, готовых пожертвовать Украиной ради ослабления России.
Однако для американских политиков нейтралитет стал анафемой. Знаменитая угроза Джорджа Буша-младшего «Вы с нами, или вы с террористами?» превратилась в базовое положение внешней политики США в нынешнем столетии. Корпоративные СМИ усилили невежество общества, резко сократив освещение зарубежных событий и превратив новости в эхо-камеру, населенную экспертами, которые, похоже, знают о мире еще меньше, чем все мы.
Большинство американских политиков сейчас поднимаются наверх благодаря системе легального подкупа и прибывают в Вашингтон, не имея представления о внешней политике. Это делает их столь же уязвимыми как общество, для неоконсервативных клише: свобода, демократия, американский образ жизни, Америка – незаменимая нация и «мы вынуждены применить силу».
Столкнувшись со стеной националистического бреда, как республиканцы, так и демократы оставили внешнюю политику в опытных, но смертоносных руках неоконов которые на протяжении четверти века приносят миру только хаос и насилие.
Неудивительно, что американцы считают мировые проблемы неразрешимыми а мир — недостижимым, после того как наша страна так долго злоупотребляла своим глобальным доминированием. Однако, альтернативы существуют, и это наглядно демонстрирует Китай и другие страны. Президент Бразилии Лула да Силва предлагает сформировать «мирный клуб» из стран-миротворцев для посредничества в перемирии на Украине, и это дает новую надежду.
Во время своей предвыборной кампании и в первый год пребывания у власти президент Байден обещал открыть новую эпоху американской дипломатии. Предполагалось, что его усилия должны включать «создание подразделения поддержки посредничества, укомплектованного экспертами, единственным полномочием которых является обеспечение дипломатов инструментами, необходимыми для установления и поддержания мира».
Истинная позиция Байдена стала ясна в марте 2022 года, после того как он отклонил дипломатические инициативы Москвы, а Россия вторглась в Украину. Новое подразделение поддержки переговоров при Госдепартаменте состоит из трех младших сотрудников, расквартированных в бюро операций по урегулированию конфликтов. Такова чисто символическая степень приверженности Байдена миротворчеству.
В настоящее время Соединенные Штаты инвестируют в войну массового уничтожения около триллиона долларов в год. Назначение трех младших сотрудников Госдепа для установления глобального мира, которому угрожает военная машина их собственной страны, лишь подтверждает, что мир не является приоритетом для правительства США.
Трагедия американской дипломатии сегодня заключается в том, что это дипломатия войны, а не мира. Главные приоритеты Госдепартамента заключаются не в установлении мира, и даже не в реальной победе в войнах, чего США ни разу не удавалось после 1945 года. Его фактические приоритеты заключаются в том, чтобы принудить другие страны присоединиться к возглавляемым США военным коалициям и покупать американское оружие, применять незаконные санкции и манипулировать другими странами, заставляя их жертвовать собственным народом, ведя войны ради интересов Америки. Результатом является неумолимое распространение насилия и хаоса по всему миру.
Читайте нас: