Наверное, одним из самых больших разочарований в ходе СВО стала невозможность ВКС РФ завоевать полное господство в воздухе, что могло бы сыграть решающую роль в разгроме ВСУ. Еще до начала спецоперации многочисленные наши военные эксперты, аналитики и прочие предсказатели увлеченно подсчитывали количество самолетов (а также танков, САУ, БМП, БТР, РСЗО и прочих «Солнцепеков») у России и Украины, не давая последней никакого шанса. Но все пошло явно не по плану.
Вдруг выяснилось, что у нас есть определенные проблемы с разведкой, связью и координацией взаимодействия между различными родами войск, частями и подразделениями, что не позволило в первые дни СВО уничтожить под ноль украинскую систему ПВО. Российским фронтовым бомбардировщикам и штурмовикам почему-то приходится заходить на вражеские цели на малой высоте в стиле Великой Отечественной войны, подставляясь под удары многочисленных ПЗРК противника. Стратегическим бомбардировщикам приходится действовать, оставаясь все зоны действия украинской ПВО, дальнобойными ракетами воздушного базирования. Укрепрайоны ВСУ, созданные за 8 лет на Донбассе, приходится сносить артиллерией, расходуя огромное количество снарядов, и штурмовать пехотой, неся болезненные потери.
Можно ли было избежать столь негативного сценария?
Хороша ложка к обеду
Действительно, очень многое могло бы пойти иначе, если бы в ходе 8-летней подготовки к СВО Минобороны РФ уделило внимание не только неотразимому «гиперзвуку», но и более приземленным вещам, типа беспилотной авиации различных типов, дефицит которой по-прежнему ощущается на фронте, и определенным типам авиационных боеприпасов. Речь, конечно же, идет об управляемых корректируемых авиабомбах.
Получая данные целеуказания от разведывательных беспилотников, ВКС РФ могли бы массированным воздушными ударами стирать с лица Земли украинские укрепрайоны, даже не заходя в зону действия ПВО противника. Некоторую проблему представляли бы, разве что, комплексы С-300 ПТ, но и она была бы решаемой при наличии эффективно налаженной воздушной разведки и взаимодействии между авиацией и Сухопутными войсками. Вот только сообщения о применении российских управляемых корректируемых авиабомб начали массово приходить лишь на втором году СВО.
Об этой новой угрозе для ВСУ заявил на днях спикер Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат:
Это новая угроза, которая предстала перед нами: не залетая в зону поражения нашей ПВО, они сбрасывают эти бомбы. Бомбы по 500 кг летят десятки километров. Напомню, у этой бомбы есть боевая часть, с этим надо что-то делать. Не только средствами ПВО, которые мы ждем, но все же усиливать давление и работу с западными партнерами по созданию авиационной коалиции и предоставлению Украине истребителей.
Тут следует пояснить, что конкретно имеется в виду под корректируемыми авиабомбами. В России были разработаны управляемые корректируемые авиабомбы УПАБ-1500Б весом в 1500 кг, соответственно. Они предназначены для поражения наземных и надводных малоразмерных прочных и особопрочных целей типа усиленных железобетонных укрытий, командных пунктов, железнодорожных мостов, боевых кораблей, транспортных судов и проч. После сброса УПАБ-1500Б летит по планирующей траектории, что позволяет достичь дальности от точки сброса до 50 км. Точные ТТХ российского боеприпаса не известны, поэтому ориентироваться приходится на его экспортную версию УПАБ-1500Б-Э (К029БЭ): масса боевой части 1010 кг, высота применения – до 15 км, круговое вероятное отклонение – до 10 м. В 2005 году была информация о разработке модернизированной УПАБ-1500КР с раздвижными крыльями, которая могла бы пролететь от места сброса до 70 километров.
По некоторым данным, боеприпас прошел успешные испытания по боевому применению в Сирии. В общем, это то, что доктор прописал для уничтожения украинских укрепрайонов и железнодорожных мостов. Вот только в ходе СВО сообщения о его применении пока что имеются лишь единичные. Почему так происходит, не известно. Возможно, проблема в дороговизне таких сверхмощных авиабомб, сложности их массового производства или же в загрузке экспортными заказами. Остается только гадать.
Однако есть и другой вариант перевооружить ВКС РФ с «чугуния» на дальнобойные управляемые боеприпасы. Для этого обычные свободнопадающие авиабомбы необходимо снабдить модулем планирования и коррекции, превратив их в функциональный аналог американских JDAM-ER. Спикер украинских ВВС Игнат описал процесс модернизации следующим образом:
К ним просто добавляют крылья, GPS – и все, полетела. Они есть в достаточном количестве, их нужно просто модернизировать. Цена вопроса намного меньше. С ракетами ситуация более сложная. Во-первых, их делать очень долго, и будет ли в дальнейшем такая перспектива в условиях санкций? Цена одной ракеты – миллионы. Бомба, крылья и GPS тоже в определенной степени дорогие, но в разы, а может, и в сотни раз дешевле.
Действительно, с конца прошлого года начали приходить сообщения о применении ВКС РФ на фронте старых советских авиабомб, оснащенных модулями планирования и коррекции. Даже имеются фотографии, на которых можно рассмотреть конструкцию весьма кустарного вида. Удивляться тут нечему: острая нужда в боеприпасах данного типа вынуждает использовать все доступные решения. В России сейчас сразу несколько предприятий поспешно перевооружают авиацию, превращая «чугуний» в УПАБ. И это хорошо.
Вот только надо задаться вопросом, почему наши Вооруженные силы подошли к войне без достаточного количества современных авиационных боеприпасов, которыми уже обзавелись все наши потенциальные противники?
Давайте вспомним, что разработку модуля планирования и коррекции для превращения свободнопадающих авиабомб в планирующие корректируемые ГНПП «Базальт» осуществило еще в начале нулевых годов. Генеральный директор оборонного предприятия Владимир Кореньков по поводу перспективного проекта высказался следующим образом:
Для всех ранее произведенных авиационных бомб, а также для тех, которые будут производиться на российских предприятиях, мы готовы предложить набор модулей планирования и коррекции. Идея состоит в том, чтобы сделать очень дешевое устройство, которое можно было бы в зависимости от тактической ситуации присоединить к бомбе свободного падения непосредственно в аэродромных условиях.
А это означает, что можно будет работать бомбами свободного падения без вхождения в зону действия ПВО противника. Модуль дает новое качество авиабомбам. Он делает их как бы более совершенными с учетом тактических приемов, которые будут применяться в ближайшие 10 лет. Рынок этих модулей очень большой. Он, по сути, равен рынку самих авиабомб.
Это было сказано в 2003 году. ГНПП «Базальт» разработало четыре версии модернизации авиабомб: с простым модулем планирования и коррекции, с навесным малоразмерным управляющим блоком с инерциальной системой наведения (блок ИНС), со специальными приводами и приемником спутниковой навигации GPS и ГЛОНАСС, позволяющими повысить эффективную дальность пуска до 40–60 км, и с блоком двигательной установки с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, повышающим эффективную дальность применения до 80–100 км. Отечественный аналог американских JDAM-ER, потенциально превышающих их по характеристикам, был представлен на «Аэро Индия 2003».
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: