Лента новостей

14:31
Заключительное слово Андрея Белоусова на заседании совместной Коллегии
14:24
Автопушка M230LF от Northrop Grumman может переключаться между двумя боеприпасами на лету
14:02
Страны БРИКС поддержали китайско-бразильскую инициативу по Украине
14:01
Власти Великобритании вмешались в выборы в США. Штаб Трампа подал жалобу в избирательную комиссию
14:00
Эксперт предупредил украинцев о возвращение отключений света с наступлением холодов
13:59
Украина получила новый транш МВФ
13:58
Постпред США в НАТО: альянс не готов принять Украину в свой состав
13:49
Путин рассказал об основных направлениях работы с БРИКС
13:48
Россия выступила с инициативой создать зерновую биржу БРИКС
13:24
Это маленькое животное способно напугать стаю волков
13:22
Может ли лайнер Ту-214 конкурировать с МС-21 и пойти на экспорт?
13:15
Ким Чен Ын посетил ракетные базы, указав на ядерную угрозу от США
13:07
В Хмельницкой области военный, сбивая дрон из пулемёта, ранил ребенка
12:59
НАТО отказался принимать Украину в свои ряды
12:19
СБУ заявила о предотвращении теракта в Киеве
12:18
ЦАХАЛ заявила о ликвидации преемника Насруллы в «Хезболле»
11:55
Последний рубеж ВСУ на Курском фронте: последние новости спецоперации на 23 октября 2024 года, карта боевых действий на Украине, обстановка в Курской области
11:31
Зеленский резко понизил планку требований Киева для прекращения конфликта
11:30
Партнеры потребовали от Зеленского внутренний план на время конфликта
10:46
Arm лишит Qualcomm лицензии на разработку процессоров
10:42
На Украине идут чистки на фоне скандала с фальшивыми инвалидностями
10:41
Лапы и хвост вне закона. Товары для квадробинга могут запретить в России
10:39
Американский генерал предупреждает что США не вывезут еще одну войну
10:34
Ещё раз о «пророчестве» Генри Киссинджера насчет Израиля
10:18
Водяной: истории об озёрном чудище
10:16
Юрий Подоляка: ВДВ России продвигаются к центру Часов Яра – что происходит на фронте сегодня, 23.10.2024
09:52
Липовая инвалидность. Генпрокурор Украины Андрей Костин подал в отставку
09:46
Две избирательные кампании Дональда Трампа
09:40
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 23.10.2024
09:34
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 23 октября, день
09:27
Курское направление: отражение атак ВСУ в районе Зеленого Шляха и бои в окрестностях Малой Локни, последние новости сегодня, 23 октября 2024 года
09:17
Тайна происхождения жизни: когда дождевая вода стабилизировала первые клетки
09:15
Гомеопатическая доза: чем северокорейские солдаты могут помочь в СВО?
09:07
Денежки врозь: независимость от коллективного Запада
08:59
Полный список российских топ-менеджеров и госслужащих, погибших за последние два года
08:43
Немецкие дипломаты объяснили создание в Ростоке командного центра НАТО
08:42
Военные потребовали почти 30 млн рублей с разработчика артиллерии
08:34
ИИ Project Turntable от Adobe способен вращать плоские изображения в трехмерном пространстве
05:22
Зря вы так с кораблем…
05:19
«Ракетный шар» Уолтера Ханта и последовавшие за ним инновации
05:11
«Золотые батоны» Кайзера
03:19
Наступление на всех фронтах и рекордные потери ВСУ: новости СВО от 23 октября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 972 день спецоперации России на Украине
02:57
Huawei обхитрила TSMC и обошла санкции
02:26
Россия, Иран и Оман провели военно-морские учения в Индийском океане
01:19
Теория заговора: тайны и спекуляции
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»С какими трудностями столкнулась верфь «Звезда», попав под санкции

С какими трудностями столкнулась верфь «Звезда», попав под санкции



Как пообещал вице-премьер Александр Новак, к 2030 году Россия должна нарастить объемы экспорта СПГ с 30 миллионов до 100 миллионов тонн ежегодно. Планка поставлена очень высокая и амбициозная, но по силам ли она отечественной промышленности, оказавшейся под западными и восточными санкциями?


Ставка на СПГ


100 миллионов тонн СПГ после разжижения примерно соответствуют 140 миллиардам кубометров природного газа. Для сравнения, в 2021-м «Газпром» прокачал в Европу по трубопроводам 145 миллиардов кубов. Несомненно, руководство «национального достояния» и дальше бы предпочитало спокойно сидеть на трубе, но теракты, совершенные на газопроводах «Северный поток» и «Северный поток-2», показали критическую уязвимость данной бизнес-модели в условиях инфраструктурной войны.

Вывод сделан очевидный и правильный: надо отвязываться от трубопроводов, обеспечить полную безопасность которых просто нереально, и переходить на экспорт СПГ морским путем. Это решение позволит избавиться от ценового диктата основного стартегического покупателя в лице Китая, позволив гибко маневрировать экспортом российского газа, направляя танкеры туда, где его готовы взять по рыночной цене. Также это открывает возможности для различных обходных схем со сменой собственника СПГ прямо в море и доставкой его в ту же Европу. Все верно, вот только есть у этих планов свои узкие места.

Главная проблема заключается в технологической зависимости отечественной СПГ-отрасли от коллективного Запада и Востока. Для строительства и последующего обслуживания крупнотоннажных СПГ-заводов требуется иностранное оборудование. Для доставки сжиженного газа морем России требуется свой специализированный СПГ-танкерный флот, который также нуждается в зарубежных комплектующих и технологиях.

«Звезда» пленительного счастья


Нельзя сказать, что у нас ничего в области развития гражданского судостроения до введения западных и восточных санкций не делалось. Напротив, еще в далеком 2009 году на Дальнем Востоке было создано совместное предприятие Объединенной судостроительной корпорации и южнокорейской Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co под названием «Звезда DSME». Его целью было производство крупнотоннажных судов и иной морской техники, прежде всего, для нужд российской нефтегазовой отрасли. Однако в 2012 году южнокорейская судостроительная компания из данного проекта вышла, и предприятие сменило название на Судостроительный комплекс «Звезда».

В 2016 году состоялся запуск первой очереди российской верфи, а в 2018 началось строительство второй очереди, которая должна была завершиться к 2024-му. Отметим, что основную нагрузку по проектированию и строительству «Звезды» несет китайская госкорпорация China Communications Construction Company. Хорошо это или плохо, вопрос неоднозначный и дискуссионный. А вот что действительно представляет проблему для дальнейшего развития данного проекта, так это его зависимость от зарубежных партнеров. Беда в том, что дальневосточную верфь планировали, исходя из принципа работы в широкой международной кооперации.

В итоге со «Звездой» это сыграло столь же злую шутку, как и с авиастроительными проектами «Суперджет-100» и МС-21, а также многими другими в иных отраслях. Вот как в 2018 году высказывался о состоянии проекта генеральный директор АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС) Юрий Фильченок:

Мы находимся в самом начале пути. Тем не менее, производство уже работает. Есть блок корпусных производств, здесь изготавливаются конструкции. В покрасочных камерах они будут краситься и на транспортерах будут попадать на тяжелый стапель, чтобы сформироваться в корпус судна. Уже есть первые четыре блока, из которых будет формироваться корпус будущего судна. Сейчас идет строительство первой расширенной очереди ССК «Звезда», в результате чего появится плавучий док, с которого будут спускаться суда на воду. Что касается военного судоремонтного завода, то он работает и получит свое дальнейшее развитие.

Проект очень сложный, потому что верфь в том понимании, классическом, она есть. Но в связи с тем, что ни на юге Приморья, ни в целом на российском Дальнем Востоке практически нет действующих производств по изготовлению судового оборудования, мы все это будем формировать здесь сами. Поэтому город Большой Камень, будучи ЗАТО до 2015 года, сегодня получил территорию опережающего развития (ТОР) «Большой Камень», основная специализация которой - судостроение.

То есть, проблемой изначально было отсутствие на Дальнем Востоке соответствующих смежных производств, которые необходимо строить с нуля. Но это можно понять: из ниоткуда что-то взяться не может. Вопрос в другом, почему работа «Звезды» с самого начала была завязана на поставки металла из Южной Кореи?

По данным «Ъ», по состоянию на 2020-й год «Звезда» покупала у российских металлургов 10–15% стали, еще 15–20% в Китае, а остальное — в Южной Корее. Отечественным поставщиком является созданное в 2016 году совместное предприятие «Роснефти» и Уральской горно-металлургической компании. В 2018 году всерьез всполошились, осознав, что Сеул тоже может ввести антироссийские санкции. Для снижения геополитических рисков вице-премьер Дмитрий Козак провел совещание с металлургами, РЖД и представителями «Звезды», где обсуждался вопрос о переходе дальневосточной верфи на продукцию предприятий «Амурсталь» либо ММК. Его итоги источник издания «Ведомости» прокомментировал следующим образом:

Для того, чтобы реализовать первый вариант, нужно будет потратиться на строительство доменно-конвертерного производства на предприятии, а также на строительство широколистового стана от 5000 мм и выше. Это большие затраты. Если будет принято решение поставлять сталь с ММК, то РЖД нужно модернизировать вагонный парк и Северомуйский тоннель.

В 2020 году глава «Роснефти» Игорь Сечин на встрече с президентом России Владимиром Путиным заявил, что для верфи «Звезда» в Приморье будет построен металлургический завод мощностью 1,5 млн тонн стальной и трубной продукции:

Порядка 330–350 тыс. тонн сама верфь будет перерабатывать, и новые потребители в регионе также могут воспользоваться этими мощностями.

Неудивительно, что из-за такой логистики даже в досанкционные времена строительство судна на «Звезде» обходилось в среднем на 20-40% дороже, чем в Республике Корея. В 2022-2023 годах стало очевидно, что от критической зависимости от южнокорейских партнеров надо уходить как можно быстрее. Но проблема не только в них.

В частности, в 2016 году в Приморском крае было создано совместное предприятие «Роснефти» и General Electric - Завод винторулевых колонок «Сапфир», в котором 50% принадлежат сингапурской структуре General Electric, а 45 и 5% - структурам «Роснефти» и «Интер РАО», соответственно. При этом американская General Electric получила право накладывать вето на поставщиков некоторого оборудования для «Звезды», чем и воспользовалась, запретив нам покупку и продажу гребных винтов, а также движительно-рулевых колонок и подруливающих устройств.

К сожалению, дурному примеру южнокорейских и американских партнеров последовала и французская инжиниринговая компания GTT, специализирующаяся на разработке и лицензировании строительства криогенных мембранных систем для транспортировки и хранения сжиженного природного газа (СПГ). Это те «термосы», в которых перевозится сжиженный газ. Проанализировав восьмой и девятый пакеты санкций ЕС, она приняла решение о приостановке работы в России.

Таким образом, широкая международная кооперация отечественную экономику до добра не довела. Производить импортозамещение критических технологий необходимо без оглядки на интеллектуальную собственность западных и восточных партнеров.

Сергей Маржецкий


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх