Саммит в Москве укрепил альянс Путина и Си. Это может подтолкнуть Индию к большему сближению с Западом хотя бы для того, чтобы защитить ее ключевые интересы в противостоянии Китаю, пишет The Indian Express.
Мохан Кумар (Mohan Kumar)
Довольно трудно не заметить стратегические аспекты состоявшегося на этой неделе визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву, где он встретился с президентом России Владимиром Путиным. Как это обычно бывает, по итогам своей встречи лидеры выступили с довольно подробным совместным заявлением.
Основной стратегический вывод, который можно почерпнуть из этого заявления, заключается в том, что Си не только удвоил ставку на Россию, но и поддержал своим авторитетом лично президента Путина. А как иначе можно объяснить тот факт, что, хотя Путин пока публично не заявил о своем желании вновь баллотироваться на должность президента в 2024 году, Си уже поддержал его, выразив надежду, что российский лидер сможет переизбраться еще на один срок. Для Путина, который сталкивается с некоторым недовольством внутри России, это очень важно: в конце концов, он получил формальное одобрение своей политики на Украине от другой крупной державы. А то, что Си лично выразил поддержку Путину, послужило своеобразным вызовом Западу и Международному уголовному суду, который недавно признал российского президента виновным в совершении военных преступлений.
Формулировки совместного заявления Путина и Си касательно конфликта на Украине оказались вполне шаблонными. В нем содержится абсолютно предсказуемая отсылка к Уставу ООН и нормам международного права, а упоминания о "легитимных озабоченностях всех стран в области безопасности" и необходимости предотвратить "блоковое противостояние", должно быть, в достаточной мере удовлетворили Россию, чтобы она с одобрением приняла посреднические усилия Китая в урегулировании украинского конфликта. Россия назвала предложения Пекина по мирному урегулированию "конструктивными". Разумеется, это означает, что, какими бы ни были эти предложения, Украина и Запад могут их немедленно забраковать. Нам придется подождать и посмотреть, как пройдет телефонный разговор Си с украинским президентом Владимиром Зеленским, возможность проведения которого сейчас обсуждается.
Комментаторы уже многое написали по поводу отсутствия в этом совместном заявлении Си и Путина упоминания о "безграничной дружбе", которое фигурировало в широко разрекламированном совместном заявлении Китая и России от 4 февраля 2022 года. Однако думать так – ошибка. На самом деле, в этот раз стороны еще раз подтвердили свою приверженность Договору о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который был продлен в июне 2021 года, а также совместному заявлению от 4 февраля 2022 года. Любопытно, что Россия и Китай определяют характер своих двусторонних отношений как неприсоединение, неконфронтацию и ненацеливание на третьи страны. Это довольно трудно согласовать с действиями России на Украине, однако подразумевается, что на такое поведение ее спровоцировали.
В своем совместном заявлении лидеры также попытались рационализировать итоги голосования в Генассамблее ООН, где подавляющее большинство членов выступило против России. Они отметили, что, если бы голосование проводилось сегодня, результаты могли бы оказаться иными. Кроме того, достаточно много внимания было уделено теме демократизации международных отношений и стремлению Китая и России добиться формирования "многополярного мира".
Совместное заявление лидеров, по всей видимости, должно транслировать идею о том, что Китай и Россия неразрывно связаны: в нем говорится, что "Россия заинтересована в стабильном и процветающем Китае, а Китай заинтересован в сильной и успешной России". Это напрямую противоречит стремлению Соединенных Штатов и НАТО либо ослабить, либо разгромить Россию на украинском фронте. Самым убедительным свидетельством развития отношений стала та часть совместного заявления, где говорится, что стороны готовы "оказывать решительную взаимную поддержку в вопросах защиты коренных интересов друг друга". В случае с Китаем эти "коренные интересы" всем хорошо известны и включают Тайвань, Гонконг и Синьцзян. Логичным было бы предположить, что здесь речь идет об услуге за услугу и что Китай тоже будет поддерживать коренные интересы России, в список которых входит Украина.
В совместном заявлении сделан акцент и на укреплении торгово-экономического сотрудничества, при этом особое внимание уделено энергетической сфере, ставшей точкой схождения интересов. В этом смысле почетное место занимает проект строительства газопровода Китай–Монголия–Россия – несмотря на то, что Запад стремится бойкотировать российские энергоносители. Другие области сотрудничества включают производство самолетов гражданской авиации, автомобилестроение, судостроение и металлургию. По понятным причинам Россия и Китай не стали упоминать в своем заявлении о крепком сотрудничестве в области обороны.
Есть два возможных объяснения этого момента. Либо это та область, в которую Китай не рискнет вмешаться, что неизбежно наложит ограничения на это двустороннее партнерство. Либо Китай все же осмелится сделать то, чего Россия от него ждет, но без лишнего шума. Несомненно, Запад будет пристально следить за развитием ситуации.
У саммита Си и Путина и их совместного заявления есть два глобальных стратегических следствия: одно – для Запада, а другое – для Индии. Отныне Западу должно стать предельно ясно, что Китай не хочет, чтобы Россия проиграла на Украине. Учитывая то, сколько Китай и лично Си вложили в Россию и Путина, было бы наивным полагать, что Китай станет спокойно стоять в стороне и не примет сторону Москвы в украинском конфликте. А это вполне может повлиять на дальнейшую траекторию развития этого конфликта. Что касается Индии, это заметно уменьшает доступное ей стратегическое пространство для маневров и осложняет обстановку в области безопасности так, как ранее мало кто мог себе представить. Кроме того, на кону оказывается надежность России как партнера, особенно если вы задумаетесь о том, что зависимость России от Китая вполне может начать расти в геометрической прогрессии. В конечном счете это может привести к тому, что Индии придется теснее сблизиться с Западом хотя бы для того, чтобы защитить ее ключевые интересы в ее противостоянии Китаю.
Таким образом, в настоящее время на международном стратегическом ландшафте мы наблюдаем пример того, что в военной сфере называют захватом в клещи. С одной стороны, Китай принял решение всем своим авторитетом поддержать Россию и создать с ней своего рода альянс. С другой стороны, Соединенным Штатам и Европе необходима вся поддержка, которую они только могут получить от своих союзников и партеров, чтобы противостоять Пекину и Москве.
Мохан Кумар – бывший посол Индии, а ныне декан и профессор Глобального университета имени О. П. Джиндала.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: