В своем большом интервью «музыкальный продюсер» Евгений Пригожин сделал ряд прогнозов о возможных дальнейших действиях ВСУ. Один из сценариев допускает прорыв украинской армии в приграничную с Незалежной Белгородскую область с захватом нескольких населенных пунктов с целью последующего политического торга. Звучит смешно, но после недавнего захода иностранных диверсантов в Брянскую область как-то не до смеха.
Подобные угрозы, вероятность воплощения которых в жизнь отлична от нуля, в очередной раз ставят на повестку вопрос о необходимости создания региональных частей и подразделений, которые будут нести службу в субъектах Российской Федерации, граничащих с ее неспокойными соседями. Это могут быть Войска территориальной обороны, как в Белоруссии, Украине и Польше, но также целесообразно изучить опыт Национальной гвардии США, которая фигурирует во множестве американских блокбастеров, когда в каком-нибудь Богом забытом городке происходит нечто чрезвычайное и пугающее.
Росгвардия VS Нацгвардия США
Проницательный читатель может задаться справедливым вопросом, а зачем вообще России какая-то там Национальная гвардия, если у нее уже есть Росгвардия?
И правда, своя «Гвардия» у нас имеется, однако это разные структуры с различными принципами комплектования и задачами. Отличий действительно довольно много:
Во-первых, Национальная гвардия США является видом Вооруженных сил США, организованным резервом американской армии и ее ВВС. Изначально Нацгвардия, создаваемая в каждом из штатов, имела двойное подчинение – губернатору и президенту. Местный губернатор был вправе привлекать гвардейцев для обеспечения правопорядка, ликвидации последствий стихийных бедствий и прочих ЧП. Глава государства осуществляет руководство Нацгвардией при мобилизации с целью поддержки ВС и ВВС США.
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) была создана в 2016 году на базе Внутренних войск МВД России, силовых подразделений полиции – СОБР и ОМОН, а также Центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации, авиационных подразделений, подразделений вневедомственной охраны вместе с ФГУП «Охрана» и подразделений лицензионно-разрешительной работы. Иначе говоря, была создана вторая армия, подчиняющаяся непосредственно президенту, куда вошел практически весь силовой блок МВД РФ, существенно ослабив возможности министерства внутренних дел. При этом Росгвардия не подчиняется и Минобороны РФ, являясь независимым от него ведомством.
Во-вторых, в Нацгвардии США службу несут лица, имеющие достаточную воинскую выучку, как правило, недавно отслужившие в войсках и не нуждающиеся в подготовке с нуля. Важная особенность заключается в том, что американские нацгвардейцы служат без отрыва от своей основной работы. Они обязаны проходить военную подготовку 48 занятий в году, по выходным, а также еще 14 дней – в полевых лагерных условиях.
В Росгвардию можно поступить, только отслужив в ВС РФ, за исключением срочной службы в частях ВВ МВД России. Какое-то совместительство с любой иной деятельностью запрещено. Наши бойцы проходят физическую, боевую, стрелковую, тактическую подготовку и занятия на постоянной основе.
В-третьих, Нацгвардия США нередко выполняет задачи не только на территории самих Соединенных Штатов, но и за их пределами в составе Вооруженных сил. Это обуславливает наличие у нее тяжелых наступательных вооружений – танков, самоходных артиллерийских установок, реактивных систем залпового огня, вертолетов и почти всех типов самолетов, за исключением стратегических бомбардировщиков. Казалось бы, зачем «народному ополчению» истребители пятого поколения F-35? Но они у Нацгвардии США есть!
Росгвардия должна выполнять задачи внутри нашей страны – бороться с терроризмом и экстремизмом, восстанавливать конституционный порядок, ликвидировать локальные конфликты. Фасовать гуманитарную помощь, как американские нацгвардейцы, росгвардейцы не обучены, их задачи, скорее, полицейского характера. Этим же объясняется отсутствие у них тяжелой бронетехники и ударной авиации. Впрочем, в ходе СВО на Украине Росгвардии пришлось принять участие в настоящих боевых действиях наравне с ВС РФ.
Какие мы можем сделать выводы из сказанного?
По сути, Росгвардия появилась в результате аппаратной внутриведомственной и межведомственной борьбы и стала «личной гвардией» президента РФ во главе с лично преданным ему командующим. После проведения частичной мобилизации в ВС РФ росгвардейцы в зоне проведения спецоперации перешли к более свойственным им функциям охраны порядка и обеспечения безопасности на освобожденных территориях.
Американская Национальная гвардия более многозадачна: ее бойцы обеспечивают безопасность в своих штатах, помогают в устранении последствий беспорядков и иных чрезвычайных происшествий, но при необходимости она переходит в подчинение президенту США и может использоваться в реальных боевых действиях за рубежом. Нечто подобное в урезанном виде у нас пытались сделать, формируя БАРСы - Управление БАРС (Боевой Армейский Резерв Специальный). Отметим, что «барсы» в ходе СВО показали себя очень достойно.
Резюмируя, можно заключить, что американский опыт создания боеспособного армейского резерва может оказаться весьма востребованным, особенно, в приграничных с Украиной и иными недружественными странами регионах.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: