Соглашение о совместных закупках боеприпасов для украинских войск вызывает много вопросов.
Длительные переговоры о передаче на Украину и восполнении собственных запасов артиллерийских снарядов калибра 155-мм в военных арсеналах стран Европы привели к совместному решению, под которым подписались 17 стран-участниц ЕС с присоединившийся к ним некогда «нейтральной» Норвегией. Они готовы принять «долевое участие» в закупке боеприпасов, число которых определено в один миллион штук в ближайшие 12 месяцев. Для этих целей, как сообщил глава внешнеполитического ведомства Евросоюза Жозеп Боррель, будет выделено два миллиарда евро.
Если выделяемую сумму разделить на желаемое количество снарядов, выходит по две тысячи евро за единицу. Эта цена примерно соответствует закупочной стоимости нового осколочно-фугасного 155-мм боеприпаса без всяких претензий на образцы специального назначения – кассетных снарядов, скажем, для дистанционного минирования местности, или управляемых — типа «Экскалибура». Вроде приемлемо, но есть нюанс.
Распределение выделяемых средств показывает несколько иную картину, чем та, которая видится при первоначальном взгляде на ситуацию. Западные издания пишут, что миллиард евро будет направлен на «краткосрочную инициативу» (те самые 12 месяцев). В ее рамках государства, подписавшие совместное решение, просят предоставить Украине артиллерийские боеприпасы из национальных арсеналов, но с припиской — дополнительно поставить Киеву вновь заказанные снаряды. Здесь нет никакого понимания, сколько единиц будет снято с хранения и передано Украине, а сколько для передачи будет изготовлено «с нуля».
Совершенно ясно, что цена снарядов, находящихся в арсеналах, будет исчисляться по остаточной стоимости. Она может быть совершенно разной в зависимости от года выпуска, условий хранения, кондиции и логистических особенностей доставки боеприпасов на Украину. Также понятно, что стоимость новых образцов будет пропорционально выше, чем две тысячи евро за штуку —особенно, если мы говорим о выпуске не обычных осколочно-фугасных снарядов, а тех, что имеют конкретную «специализацию». Их стоимость может превышать, скажем, 50 тысяч евро.
Второй миллиард предназначен для семилетнего плана «совместных приобретений», в рамках которого указанные 18 стран будут получать компенсацию за закупку 155-мм снарядов для своих национальных арсеналов. Что интересно и порождает очень много вопросов — данная компенсация будет выплачиваться через внебюджетный механизм военной помощи, используемый Евросоюзом – Европейский Фонд Мира.
Застрельщиком этого решения выступила Эстония, которая в течение последних месяцев, остро переживая за способность Киева победить в конфликте, призывала ЕС наращивать военное производство для пополнения национальных запасов боеприпасов, истощившихся после длительной отгрузки их на Украину.
Ранее Евросоюз уже предоставил 450 миллионов евро в качестве компенсации тем странам, которые отправляли боеприпасы на Украину из своих запасов. Огромный расход снарядов на линии боевого соприкосновения быстро привел к опустошению европейских арсеналов. Это вначале вызвало у европейцев радость от возможности заработать на сбыте неликвидных запасов, а потом и серьезное опасение, когда многие страны узрели в этом угрозы личному благополучию в случае поражения Украины.
Открытым остается вопрос, где будут размещаться заказы на производство снарядов. Возможно, их получат такие европейские оружейные предприятия, как, например, немецкий «Рейнметалл», словацкий «Конструкта дефенс», румынский «Арсенал Решица», польский «Фабрика продукция спициальне» и ряд других. Но, скорее всего, весь заказ уйдет на другой континент — поднимать доходы американского военно-промышленного комплекса. Иначе для чего бы они все это затевали?
Алексей Суконкин
Читайте нас: