Вооруженные силы США при поддержке армий Великобритании, Польши и Австралии 20 марта 2003 года вторглись на территорию Ирака. Вашингтон заявлял, что военная операция, получившая название «Иракская свобода», была начата в связи с сотрудничеством режима президента Саддама Хусейна с террористами и производства на территории страны химического оружия. В ходе нападения на Ирак США показали себя как страну-агрессора, которой они являлись и являются, считает военный политолог, доцент кафедры РЭУ имени Плеханова Александр Перенджиев.
США и Великобритания всеми силами пытались получить международное одобрение вторжения в Ирак. Представители Соединенных Штатов заявляли, что Ирак занимается разработкой оружия массового поражения, и требовали силового разоружения Багдада. Но мировое сообщество просило предоставить прямые доказательства возможной угрозы. Проекты резолюции Совета Безопасности ООН по вторжению в Ирак, инициированные Лондоном и Вашингтоном, блокировались Китаем, Россией и Францией.
Не получив международной поддержки, США и Великобритания начали подготовку к вторжению, планируя приобрести легитимацию постфактум. Американские и британские войска при поддержке союзников из Австралии и Польши 20 марта атаковали Ирак. Армия арабской страны, вооруженная устаревшей военной техникой и лишенная новейших систем вооружения, не смогла ничего противопоставить ударам американских ракет и натиску механизированных колон. Уже 10 апреля армия США захватила Багдад, а первого мая правительство США заявило об окончании операции.
После вторжения последовали восемь лет оккупации Ирака. США получили доступ к иракской нефти и расположили свои базы в регионе Ближнего Востока. Но проамериканское правительство не могло установить контроль над страной, в результате чего началась партизанская война боевиков против западного контингента войск, призванного для поддержания порядка в стране. В 2011 году войска США покинули Ирак, но спустя всего два года в государстве вспыхнула гражданская война между боевиками-исламистами и светским правительством. Даже после завершения масштабного конфликта в 2017-ом Ирак остается одной из самых небезопасных стран в мире и постоянно сталкивается с угрозой боевиков.
Спустя 20 лет США не поменяли своей агрессивной стратегии по вмешательству в дела других государств, считает Александр Перенджиев. Эксперт уверен, что внешняя политика Вашингтона сохраняет свои милитаристические приоритеты.
«США показали себя тогда как страну-агрессора. Агрессором они являлись тогда и всегда им являются. Они всегда готовы осуществить агрессию против другой страны. Агрессию они совершают или чьими-то чужими руками или своими, если противник заведомо слаб. Против сильного противника они уклоняются от борьбы. Они очень широко используют информационное освещение конфликта. В первую очередь они призывают на свою сторону мировое сообщество. Создают видимость легитимности со своей стороны. Во-вторых, всячески пытаются преподнести так, что американская армия побеждает. Даже когда несут большие потери, они заявляют то, что за ними победа», — отметил политолог.
Перенджиев подчеркнул, что в случае прямого военного столкновения США всегда пытаются призвать своих союзников и в дальнейшем руководить действиями объединенной коалиции.
«Необходимо отметить, что они никогда не лезут одни. Всегда создают какую-то коалицию. И всегда начинают агрессию именно в составе этой коалиции. И практически всегда эту коалицию они возглавляют и в дальнейшем представляют свою агрессию как "принесение демократии"», — заявил военный политолог. — На самом деле они пытаются принести переворот и насаждают ценности, которые и сами не исповедуют. Они говорят о демократии, свободе, справедливости. Но это на словах. А на самом деле там происходят военные преступления против людей, против личности, разграбление страны и ее ресурсов, артефактов. Они представляют себя как носителей прогресса, а на самом деле выступают как какие-то варвары».
Эксперт обратил внимание, что Вашингтон поддержал формирование террористических организаций в политическом вакууме, возникшем после свержения Саддама Хусейна. Так, например, инструментом американской политики стал ИГИЛ✱ (запрещенная в России организация).
«Под руководством США появилась организация ИГИЛ✱. Штаты показали, как они могут все переворачивать наоборот — "черное и белое". Они под видом борьбы с терроризмом используют террористические организации для агрессии против другой страны. Например, в Сирии и того же Ирака, где ИГИЛ✱ выступил как инструмент США.
С тех пор стало понятно, что Соединенные Штаты являются субъектом террористической угрозы в мире. Именно они формируют разного рода "террористические проекты", развивают и направляют в целях реализации своей агрессивной политики», — считает Перенджиев.
Военный политолог отметил, что США использовали опыт поддержки терроризма и на Украине. Вашингтон спонсировал неонацистские формирования киевского режима и применял фашистскую идеологию для достижения собственных целей.
«Если сравнивать с Украиной, бандеровские структуры и ИГИЛ — одного поля ягоды или сообщающиеся сосуды. Можно сказать, что США стали субъектом не только террористических, но и неонацистских, фашистских проектов. Штаты стали формировать в качестве инструмента агрессии и откровенно фашистские организации. И объединяет эти структуры одно — человеконенавистничество», — заключил эксперт.
- ✱ - запрещенная в РФ террористическая организация
Федор Победоносцев
Читайте нас: