В 2022 году Российская Федерация вышла на первое место по покупке подержанных автомобилей японского производства, пишет Mainichi Shimbun. Об этом сообщает Ассоциация экспортеров подержанных автомобилей Японии.
Масахиро Кавагути (Masahiro Kawaguchi)
После начала спецоперации России на Украине российский импорт подержанных автомобилей из Японии увеличился. В 2022 году продажи новых западных автомашин в России упали на 60% по сравнению с предыдущим годом из-за западных антироссийских санкций. Япония тоже продолжает вводить экономические санкции против России по аналогии со странами G7.
Но почему растет японский экспорт в Россию подержанных автомобилей?
По данным Японской ассоциации экспортеров подержанных автомобилей, экспорт таких машин из Японии в Россию с января по декабрь 2022 года составил 210 000 штук. Здесь Россия занимает первое место в мире. На втором месте — Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) с 150 000 единицами, а на третьем — Новая Зеландия с 80 000 экземплярами. Россия и раньше конкурировала с ОАЭ за первое место, но в последние два года уверенно обогнала Эмираты. В 2022 году Россия ввезла на 30% больше японских подержанных автомашин, чем в 2021 году. При этом общее количество этого японского экспорта в разные страны увеличилось совсем немного — все на 1-2%. Россия по импорту японского вторичного автопарка прочно захватила лидерство.
Как известно, в ответ на российскую военную спецоперацию на Украину многие европейские и американские автопроизводители, в том числе японские компании, такие как Toyota и Nissan, а также немецкий Volkswagen и французский Renault, в прошлом году решили уйти из России.
В мае 2022 года Renault объявила о продаже своей доли в АВТОВАЗЕ, ее крупнейшей дочерней компании России. Компания АВТОВАЗ, выпускающая национальный автомобиль "Лада", столкнулась с трудностями в закупке запчастей из-за влияния санкций против России в Европе и США, и производство автомобилей на ней замедлилось.
По этой причине в том же месяце правительство России объявило о специальном положении, позволяющем производить автомобили с пониженным стандартом по выхлопным газам, без подушек безопасности и антиблокировочной системы тормозов (АБС), которые входят в стандартную комплектацию автомобилей из развитых странах. В июле АВТОВАЗ начал продавать "Ладу" без подушек безопасности и АБС.
По данным Японской организации внешней торговли (JETRO), среди российских граждан раздаются голоса обеспокоенности по поводу автомобилей отечественного производства, не оборудованных средствами безопасности. "Выбирайте вторичные автомобили или автомашины по параллельному импорту", — сказал на это представитель российского внешнеторгового ведомства.
Согласно опросам московского корпункта Mainichi Shimbun, некоторые москвичи сетуют на то, что японские, американские и европейские автопроизводители ушли из России. Многие говорят: "Надежных марок не осталось, поэтому я решил продолжить пока ездить на своем нынешнем автомобиле".
Из-за ухода японских, американских и европейских автопроизводителей и влияния западных экономических санкций автомобильное производство в России сильно пострадало. По данным JETRO, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2022 году упали до 680 000 единиц, что на 58,8% меньше, чем годом ранее.
Россия импортирует много новых автомобилей из Китая, но, похоже, отсутствие продаж новых автомобилей существенно компенсируется импортом подержанных автомобилей. По данным JETRO и Reuters, больше всего подержанных автомобилей, ввезенных в Россию в 2022 году, было произведено в Японии — до 80% от общего количества ввезенных вторичных импортных автомашин с пробегом по состоянию на лето прошлого года.
Здесь у меня возникает вопрос. В апреле 2022 года правительство Японии ужесточило экономические санкции против России, которая и не думает прекращать свою спецоперацию на Украине. Почему по-прежнему в Россию можно экспортировать подержанные автомобили? Оказывается, это связано с тем, что запрет на экспорт в Россию ограничивается "предметами роскоши", а в случае легковых автомобилей — автомобилями стоимостью более 6 миллионов иен (4550 долларов по действующему курсу). Утверждается, что санкции эти направлены на усиление давления на олигархов и миллиардеров, окружающих Путина.
С мая японские производители отложили вопрос о возможном возобновлении экспорта в Россию новых японских автомобилей. Поэтому "ниша" относительно качественных подержанных автомобилей японского производства расширилась. Эти машины традиционно пользуются в России спросом из-за хорошего качества.
В марте прошлого года, сразу после начала спецоперации на Украине, обменный курс рубля временно упал до уровня 130 рублей по отношению к доллару США. Но к лету он вернулся к своим прежним показателям на уровне 70 рублей. В последнее время он немного снизился до 74-75 рублей, но остался очень крепким по отношению к резко подешевевшей японской иене (сейчас курс составляет 138,14 иены за доллар). Высокий курс рубля по отношению к падающей иене сильно облегчает россиянам приобретение подержанных японских автомобилей. Они для них получаются дешевыми.
Несмотря на то, что крупные российские банки были в связи с санкциями исключены из международной платежной системы SWIFT, никаких препятствий для сделок между японскими и российскими дилерами подержанных автомобилей не возникает.
Основным маршрутом экспорта подержанных автомобилей из Японии в Россию являются российские суда, следующие из нескольких портов, расположенных в префектуре Тояма, обращенной к Японскому морю, во Владивосток на российском Дальнем Востоке.
В этом регионе России, особенно во Владивостоке и Хабаровске, всегда было много праворульных японских подержанных автомобилей. В Москве возможностей увидеть такие автомобили мало, автолюбители ездят здесь преимущественно на леворульных машинах. Однако с началом украинского конфликта отмечаются случаи, когда японские модели перевозят вместе с корейскими подержанными автомобилями по Транс-Сибирской магистрали в европейскую часть Рос-сии.
Согласно имеющимся в распоряжении газеты Mainichi Shimbun данным, импортеры подержанных японских автомобилей во Владивостоке говорят: "Заказы увеличились с апреля, а в июне они утроились по сравнению состоянием до начала спецоперации. Мы хотим увеличить импорт, но возможности транспортировки автомашин на грузовых судах ограничены. Поэтому нам приходится даже несколько искусственно сдерживать спрос".
Однако изменения, похоже, все-таки грядут. По словам человека, знакомого с торговлей подержанными автомобилями между Японией и Россией, в декабре прошлого года российское правительство объявило о повышении призывного возраста в российской армии с нынешних 18-27 лет до 21-30 лет. "После этого с начала 2023 года количество заказов от молодых людей уменьшилось. Судя по всему, затянувшийся конфликт на Украине еще может оказать негативное воздействие на экспорт японских подержанных машин в Россию". Количество запросов на японские подержанные автомобили может еще больше сократиться".
31 января правительство России приняло решение продлить действие исключения до 31 мая, разрешив производство автомобилей без подушек безопасности и АБС. Это связано с тем, что перспектив закупок запчастей на Западе нет, а будущее автомобильного производства в России пока неопределенно.
Прошел год с момента начала СВО на Украине. Японские, американские и европейские автопроизводители уходят из России, а экономические санкции Запада продолжаются.
Похоже, что в этих условиях импорт вторичных автомобилей из Японии некоторое время еще будет восполнять спрос на новые японские автомашины в России.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: