Специальный корреспондент ФАН Аббас Джума рассказывает, почему уничтожение нейтралитета может дорого обойтись Стокгольму.
Нейтральная позиция Швеции, ее многолетняя политика неприсоединения к военным блокам больше не актуальна. Государство, нажившее свое богатство за счет отстраненности от конфликтов, уже не скрывает милитаристских настроений, а главной внешнеполитической целью стало вступление в НАТО.
Все началось задолго до СВО
Антироссийская истерия сделала то, чего не смог ни один конфликт, имевший место за последние десятилетия. Как передает канал SwebbTV, шведские политики настолько сильно хотят затащить свою страну в НАТО, что готовы не просто принести в жертву нейтральный статус государства, но и встать в авангарде антироссийских сил.
Сегодня власти Швеции поднимают вопрос о поставках боевых самолетов Киеву, обгоняя в этом вопросе даже американских ястребов. И это при том, что половина шведского населения не поддерживает стремление элит в Североатлантический альянс. С другой стороны, согласно опросу социологического центра Demoscope, 51% жителей Швеции все-таки поддерживает идею вступления страны в НАТО. Оно и понятно, ежедневно местные СМИ выливают на них тонны милитаристской, достаточно поверхностно и истерично поданной пропаганды.
«Российская угроза» и неизбежность войны стали притчей во языцех в шведском обществе. Чего стоит один только эпизод с якобы подлодкой РФ, вторгшейся на территорию Швеции осенью 2014 года. В обществе была посеяна паника, тогда как военный бюджет страны пополнился немалыми дополнительными средствами. Позже выяснится, что никакой подлодки не существовало, а то, что за нее приняли, было сигналом метеобуя Шведского института гидрологиии и метеорологии в Балтийском море. Как говорится, ложечки нашлись, но осадок остался. Такие истории надолго западают в умы обывателей, формируя панические русофобские настроения. И вот итог.
Долгий путь к милитаризму подходит к концу
Несмотря на свой нейтралитет, в период холодной войны Швеция занимала резко проамериканскую позицию, принимая участие в разведдеятельности против Советского Союза — особенно в прибалтийских республиках. Естественным результатом такого подхода стало то, что в Швеции в итоге приняли новую доктрину оборонной стратегии. И она куда агрессивнее предыдущей.
Страна стала активнее вооружаться и формировать готовые к ведению современной войны силы быстрого реагирования. Кроме того, согласно новой доктрине, серьезно увеличивались расходы на оборону, численность ВВС, а также предписывалось увеличить количество военных учений.
Гибель нейтралитета
Странно, что в Стокгольме не понимают, что в случае полномасштабного военного конфликта их ждет самая незавидная участь. И членство Швеции в НАТО в данном случае не щит, но красная тряпка.
Больше 200 лет шведы наслаждались сытой жизнью — без потрясений, войн и тяжелейшего послевоенного периода с репарациями и восстановлением экономики. Залогом процветания был нейтралитет. Всему этому сейчас приходит конец. И именно шведы рискуют стать наиболее проигравшими в Европе наряду с немцами и французами, так как именно им было и есть что терять.














