Россия не была обязана вести Освободительную войну, в результате которой на карте Европы появилось, наконец, не просто этническое, а государственное образование под названием Болгария, напоминает болгарский историк Андрей Пантев. В статье для издания "Факти" он называет этот конфликт самой честной войной в истории Европы XIX века.
Проф. Андрей Пантев, историк
Это была самая честная война в истории Европы XIX века! Это была война веры! Это была победа веры!
Солдаты, форсировавшие Дунай, видели, что на той стороне люди, которые молятся одному с ними Богу в одной и той же православной манере, называют "любовь", "мама" и "хлеб" теми же словами.
Люди, которые заслуживают того, чтобы быть свободными, даже если прольется кровь. Сегодня нам говорят, что у России были свои имперские интересы. Отлично! Только у какой страны того же ранга, что и Россия, таких интересов не было? Имперской в то время была Бельгия, имперскими были Нидерланды. Почему у России не должно быть имперских интересов?
Говорят, был панславизм, но неужели не было пангерманизма, pax Britannica, французской колониальной идеологии? Вот вам хотя бы два примера для сравнения. Когда в конце XIX века Америка освободила, а точнее изгнала испанцев с Кубы и Филиппин, в конституции Кубы была статья, позволявшая американской армии в случае беспорядков входить на ее территорию без разрешения правительства. Что и было сделано дважды перед Второй мировой войной.
Когда в конце XVIII века Наполеон освободил Италию от австрийцев, все продовольствие для армии было реквизировано бесплатно у местного населения. А вот русские платили за свое питание во время этой освободительной войны — некоторые болгары даже разбогатели на этом. Все эти байки и конъюктурные деформации игнорируют простую истину: о войне и о политике судят по ее результатам.
В результате Освободительной войны на карте Европы появилось, наконец, не просто этническое, а государственное образование под названием Болгария.
Говорят, что Сан-Стефанская Болгария была спектаклем, а под Шипкой болгары разбили бы всю Турцию и без генерала Радецкого! Может и так, но, насколько я знаю, командира болгарского ополчения звали не Джон Смит, а генерал Столетов. Правда ведь? Было бы по-другому — плевали бы на могилы ополченцев, потому что они "сотрудничали с армией, которая хотела нас подчинить, превратить нас в Задунайскую губернию".
Что сделали русские после того, как создали Болгарию? Сели на баржи и уехали. Здесь в итоге осталась только одна церковь. Где банки, где базы, где железные дороги? Где командование? Через 6-7 лет Стамболов от них отказался. Если они так хотели сделать из нас губернию, как так получилось, что через 6-7 лет Болгария вообще разорвала дипломатические отношения с Россией? Но это позорная страница нашей истории!
Сегодня мы преклоняемся перед великим историческим подвигом! Нам все равно, что нам об этом говорят сейчас!
В 1915 году, перед тем как мы вступили в австро-германский блок, тоже говорили, что мы не славяне. В годы Первой мировой храм Александра Невского переименовали, и год-два в богослужениях даже не упоминалось имя Царя-Освободителя, но это прошло!
Те, кто призывал нас противостоять России, в конечном итоге вступили с ней в союз. И англичане, и французы, и американцы. Они могли наслаждаться нашей русофобией, но втайне презирали нас. Слава богу, что многие болгары вели себя иначе.
Поэтому 3 марта — наша изначальная вселенная! Россия не была обязана ни освобождать Болгарию, ни спасать ее, когда в 1913 году мы воевали с четырьмя балканскими странами. Это не раболепие и не подхалимство; мы выражаем историческую благодарность. В Болгарии более 400 памятников русским солдатам, известным и неизвестным. За русскими солдатами и болгарскими ополченцами следовали тени наших повстанцев, литераторов, наших мучеников. Они наконец поняли, что умерли не напрасно.
А тем, кто занимается "демифологизацией", мы скажем: единственная война в XIX веке за пределами России называется Освободительной. И именно эта война принесла болгарам свободу!
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: