Кардинальные отличия Красной Армии от войск царской России помогли ей одержать победу в Гражданской войне.
После Октябрьской революции, когда власть в стране подхватили большевики, огромное количество людей просто не понимало, кого следует поддерживать в столь ответственный момент истории России. В это время в стране было множество политических партий и общественных объединений, претендующих на право стать лидирующей силой и взять в свои руки бразды правления огромной страной.
Еще не завершилась Первая Мировая война, и на западных границах бывшей империи «братание» сменялось жесточайшими боями. Страны Антанты по-своему решили распорядиться временным российским безвластием и сделали ставку на белогвардейское движение, состоявшее из генералов, адмиралов и офицеров бывшей царской армии. Колчак, Алексеев, Корнилов и множество других получили прямую военно-техническую поддержку со стороны Британии, США, Франции, Японии и ряда других государств. Эти страны желали создать в России такой режим, который позволял бы им грабить ресурсы, устанавливать свои политические и финансовые порядки, уничтожающие суверенитет государства.
Однако большевики быстро создали мощный противовес, который опирался на рабоче-крестьянские массы и позволил разгромить как белогвардейские войска, так и удалить из России отряды интервентов. Это была Красная Армия, которую последние первоначально даже не воспринимали как силу, способную сыграть какую-то роль в постреволюционной России.
Тем не менее отряды петроградских рабочих и революционных солдат и матросов быстро превратились в мощные, хорошо дисциплинированные подразделения. Свои «мускулы» они наращивали за счет крестьянства и ранее демобилизованных с фронта солдат. Жесткой дисциплиной красные командиры и комиссары достаточно быстро искоренили те смыслы и предубеждения, с помощью которых когда-то добились разложения кадровой царской армии на фронтах Первой Мировой войны. Это и позволило подготовить общество к политическим изменениям от России царской к России советской. Но даже не это было главным фактором успеха Красной Армии в сражениях с белогвардейцами.
Основой стало огромное количество офицеров бывшей царской армии, вставших на сторону красноармейцев. Их называли «военспецами». Они взяли на себя всю штабную и командирскую работу по планированию и проведению различных боевых операций, в ходе которых белогвардейские отряды подвергались разгромам и уничтожению. Это были офицеры, которые глубоко презирали ту старую царскую армию — она к началу Первой Мировой буквально насквозь была поражена коррупцией, кумовством, очковтирательством.
Белая Гвардия представляла собой ту же самую царскую армию со всеми ее негативными сторонами, изменить которые было просто некому. Основой являлось высшее белогвардейское командование, которое и разлагало вооруженные силы, прожигая их прежними пороками. Искоренять их никто и не стремился — всех устраивало сложившееся положение дел.
То есть, когда встал выбор, в Красную Армию пошли люди, люто ненавидевшие сложившуюся в царских войсках систему. Тогда стало ясно, что белогвардейские части — «достойные» продолжатели ее дела. А вот в Красной Армии ничего этого еще не было.
Вторым важнейшим фактором, повлиявшим на высочайшую боеспособность Красной Армии, стала отменена всех воинских званий. Это позволяло кадровым органам игнорировать «прошлые заслуги» претендентов на командные должности. Любой офицер, пусть даже полковник, пришедший из царской армии, чтобы занять высокую руководящую или штабную должность, фактически должен был доказать, на что он способен. В ряде случаев эти претенденты свою карьеру в Красной Армии начинали с самых низов.
В то же время на командные должности низшего и среднего звена назначали унтер-офицеров царской армии и прочих лиц, проявивших себя в качестве умелых организаторов и способных руководителей. С ними проводилась хорошо налаженная работа по повышению квалификации, как в теоретической, так и практической части. Что интересно, отсутствие звания позволяло легко перемещать не справляющихся со своими обязанностями людей на низшие ступени военной иерархии, а не искать им иную «соответствующую званию» должность
При такой кадровой системе занимать какую-либо должность мог только человек, подходящий по личностным качествам, а не имеющий «соответствующее воинское звание».
Благодаря этому Красная Армия смогла быстро обрести необходимый боевой потенциал и разгромить «кадровую» Белую Гвардию, которая получала огромную материально-техническую помощь от враждебных России государств. Белогвардейцы жили в старой «системе ценностей», порочность которых была со всей очевидностью доказана как в Русско-японской, так и в Первой Мировой войне.
Алексей Суконкин
Читайте нас: