Председатель «Хорошей партии» Мераль Акшенер 3 марта заявила, что не поддерживает кандидата в президенты, выдвижение которого согласовал оппозиционный альянс «Стол шести». Это решение турецкого политика потрясло не только избирателей внутри страны, но и зарубежных наблюдателей.
Что произошло?
Мераль Акшенер выступила с официальным заявлением перед журналистами спустя сутки после того, как шесть оппозиционных партий — секулярная «Республиканская народная партия» (РНП), правая «Хорошая партия», центристская «Демократическая партия» и исламистские «Партия счастья», «Партия демократии и прогресса» и «Партия будущего» — согласовали имя единого кандидата в президенты. О выдвижении Кемаля Кылычдароглу планировали объявить 6 марта.
Акшенер сообщила, что ее партия не согласна с коллегами и требует выбрать на эту роль мэра Стамбула Экрема Имамоглу или мэра Анкары Мансура Яваша. По ее словам, это выбор народа, который был определен в ходе опросов и общения с гражданами в поездках по Турции.
«Имамоглу и Яваш являются теми политиками, которые смогут победить Эрдогана на выборах. Но “Стол шести” утратил умение реагировать на запросы народа. К сожалению, в них возобладало желание личной выгоды, а не воля народа. Наше предложение было отклонено», — заявила она.
В той же речи Акшенер призвала Яваша и Имамоглу, несмотря на позицию пяти оппозиционных партий, выдвинуть свою кандидатуру. При этом оба мэра являются членами основной партии в коалиции — РНП.
Почему сейчас?
Несмотря на то что до выборов осталось всего несколько месяцев, «Стол шести» никак не мог определиться с кандидатом. Даже сторонники оппозиции критиковали политиков за затягивание вопроса.
Акшенер на протяжении последних месяцев настаивала на кандидатурах Имамоглу и Яваша. По ее мнению, после триумфальной победы на муниципальных выборах 2019 года они показали себя как успешные хозяйственники. В декабре 2022 года, когда в отношении Имамоглу был вынесен приговор за оскорбление избирательной комиссии, Акшенер оказала поддержку мэру, приехав в Стамбул и выступив с ним на митинге. Тогда стало ясно, что глава «Хорошей партии» таким образом пытается перетянуть одеяло лидерства на Имамоглу и доказать Кылычдароглу, что популярность первого среди избирателей несравнима выше. Позже она говорила о том, что у мэра Стамбула гораздо больше шансов обойти на выборах действующего лидера Реджепа Тайипа Эрдогана, чем у других возможных кандидатов. Политологи уже тогда расценивали это как намеки на то, чтобы Кылычдароглу отказался от президентских амбиций.
Впрочем, у «фаворитов» Акшенер есть ряд препятствий для выдвижения. В отношении Экрема Имамоглу не завершено судебное дело, в результате которого ему грозит отстранение от политической деятельности на 5 лет и тюремный срок на почти три года. Яваш, в свою очередь, является бывшим членом националистической партии —курдские избиратели не станут его поддерживать, о чем депутаты прокурдской «Партии демократии народов» (ПДН) публично заявляли много раз.
«Мы выступаем за изменения курса, а не машиниста. В стране и так сейчас правит националистическая идеология. Мы выступаем за изменения правления этой идеологии. В этом смысле наша партия много раз говорила о том, что мы не можем поддержать в качестве кандидата в президенты Мансура Яваша», — заявил депутат ПДН Гаро Пайлан.
Что это значит?
Турецкие политологи оценили демарш Акшенер как конец существования оппозиционного блока шести партий. Многие отмечают, что ее тон был крайне резким и скорее всего означает, что назад дороги нет: политик сожгла мосты из-за того, что турецкая оппозиция не смогла договориться об общем кандидате. Это несомненно сыграет в пользу Эрдогана, хотя казалось, что у оппозиции после землетрясения, из-за неслаженной работы властей, большого количества жертв и высокой инфляции появились гарантии на предстоящую победу.
Между тем провластные издания радуются разрозненности оппозиции. Они уверены, что теперь у Эрдогана есть шансы еще и на квалифицированное большинство в парламенте. По их мнению, раскол «Стола шести» был неизбежен, так как единственной целью оппозиции является создание проблем для правящей партии, а в случае победы — разделение между собой министерств и руководящих постов. Обозреватель газеты Sabah Мехмет Барлас считает, что «Стол шести» был создан под давлением Запада.
«Общей чертой оппозиционного блока, кажется, является “ненависть к Эрдогану”, их главной целью было увести Турцию с независимого и оригинального пути, по которому она пошла. Потому что использование Турцией своего суверенитета в полной мере раздражает глобалистов. Эта ситуация стала еще более очевидной с позицией Турции в отношении кризиса на Украине», — уверен он.
Запад, который возлагал серьезные надежды на свержение Эрдогана? был разочарован такими действиями внутри турецкой оппозиции. Несколько ведущих западных изданий даже не стали скрывать свое недовольство, хотя все еще питают надежды на примирение «Стола шести».
Французское агентство France-Presse (AFP) написало, что «Акшенер преподнесла Эрдогану подарок на блюдечке». Британское Reuters отметило, что раскол ослабил основной оппозиционный альянс и он не сможет противостоять президенту. Информационное агентство Associated Press (AP) пишет, что «турецкая оппозиция разделилась и это даст большой толчок поддержке в пользу Эрдогана».
«В то время, как антиэрдогановский альянс находится на грани краха из-за разногласий по поводу кандидата, у Эрдогана все находится под контролем», — считают в Bloomberg.
Американская газета Politico еще надеется на то, что оппозиция может договориться.
«Если сторонам не удастся преодолеть конфронтацию, трещина в альянсе пойдет на пользу лишь Эрдогану», — подчеркивает издание.
Чего ждать?
После резких заявлений Акшенер ситуацию прокомментировал глава РНП Кемаль Кылычдароглу. Он заявил, что оппозиция несет «историческую ответственность» и продолжит свою работу.
«Ни мои коллеги по партии, ни я не допустим никакой напряженности. Мы не будем инструментом политических игр и продолжим действовать ответственно. Все граждане Турции будут приглашены к нашему столу. Народу не стоит волноваться. Мы победим Эрдогана и его пропагандистскую машину», — заявил Кылычдароглу.
Вдобавок к этому Яваш и Имамоглу, к которым обратилась Акшенер, заявили, что поддерживают кандидатуру Кемаля Кылычдароглу. Таким образом, разговоры о том, что кто-то из мэров может покинуть «Республиканскую народную партию» и стать кандидатом от «Хорошей партии» и еще больше расколоть оппозиционный блок, не оправдались.
Между тем члены «Хорошей партии» утверждают, что они окончательно не покинули «Стол шести», хотя в воскресенье оппозиция уже собралась без Акшенер, а встреча в понедельник также пройдет без нее. Именно в этот день ожидается объявление кандидата — им, скорее всего, станет Кылычдароглу.
Одно ясно точно: вся эта ситуация положительно отразится на предвыборной кампании Эрдогана. Если еще неделю назад были опасения, что турецкий лидер столкнется с трудностями и ему нелегко будет преодолеть их, то теперь у общественности сложилось твердое мнение, что действующий президент контролирует ситуацию.
Мост через Босфор
Читайте нас: