Одна из самых важных новостей последних дней – это то, может ли Китай оказать некую военно-техническую помощь России в ее противостоянии с коллективным Западом, и если да, то в каких объемах и в какой форме. На эту неоднозначную тематику сейчас рассуждают военные эксперты и аналитики по обе стороны линии фронта. Так возможен ли реально китайский ленд-лиз?
Китайская грамота
Отметим, что и Москва, и Пекин официально опровергают саму возможность начала военных поставок из КНР в Россию. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что ему нечего от себя добавить к позиции китайских властей:
Я не думаю, что я могу более красочно ответить по этой теме, чем это уже сделали китайские представители. Они уже ответили на эти вопросы, они решительно опровергли. Здесь нечего добавить.
Впрочем, Тегеран тоже длительное время отрицал поставки нескольких типов своих беспилотников для нужд ВС РФ. Однако не увидеть очевидного родства между иранскими «Шахидами» и российскими «Геранями» довольно сложно при всем желании. Между тем и Российская Федерация, и Исламская Республика Иран являются суверенными государствами и не нуждаются ни в чьем одобрении для различного рода военно-технического сотрудничества.
Это же касается и Китая, у которого есть свои национальные интересы и который не слишком заинтересован в тяжелом военно-политическом поражении соседней России, поскольку в случае государственного переворота в Москве к власти могут прийти очередные прозападные марионетки, превратив нашу страну в подобие Украины и в «антикитайский таран». Допускать подобный исход для Пекина было бы верхом недальновидности, поэтому сама логика развития событий ведет к тому, чтобы некая военно-техническая поддержка России из КНР была оказана во избежание гигантских проблем в будущем. Но в какой форме она может быть?
Официальная позиция Пекина по украинскому конфликту заключается в том, что Поднебесная выступает за мирное решение проблемы. Однако при этом глава канцелярии комиссии по иностранным делам ЦК Коммунистической партии КНР Ван И обвинил США и их союзников в двойных стандартах в вопросе поставок вооружений из Китая в Россию, ибо коллективный Запад сам вооружает Украину. Получилось весьма многозначительно, а китайцы – известные мастера обходить ограничения.
Взаимозачет
Итак, первый способ, которым из КНР можно подсобить ВС РФ, не связываясь с прямыми поставками оружия в Россию, можно назвать взаимозачетом. Собственно говоря, тут и выдумывать особо ничего не надо. Многие западные страны в настоящее время передают киевскому режиму свою бронетехнику, артиллерию и прочие вооружения, рассчитывая получить взамен более современные в рамках компенсации от спонсоров украинского конфликта. Ровно то же самое может при своем желании проделать и Пекин.
Так, специализированное американское издание Military Watch Magazine предполагает, что Китай может поставить в Иран свои танки ВТ-4 и комплексы ПВО HQ-9, а взамен Тегеран передаст уже Москве имеющиеся у него танки Т-72Б и противовоздушные комплексы С-300. Схема вполне рабочая: никто не вправе запрещать китайцам продавать свои вооружения Ирану, а Исламская Республика ничего не потеряет в плане западных санкций, если передаст какие-то вооружения и боеприпасы России, благо дорожка уже протоптана и есть надежный транспортный коридор «Север – Юг».
Танк VT-4 (на фото) — это китайский экспортный основной боевой танк весом в 51 тонну, вооруженный 125-мм гладкоствольной пушкой, которая также может стрелять ракетами на дальность до 5000 м, 12,7-мм зенитным и 7,62-мм встроенным пулеметами, восемью 76-мм дымовыми гранатометами и четырьмя 76-мм «шрапнельными» гранатометами. Эти танки поставляются из КНР в Таиланд, где обошли украинский «Оплот», и в Нигерию, где уже прошли первое боевое крещение. Китайцы позиционируют его как прямого конкурента российского Т-90МС.
Что касается иранских танков Type 72Z, то они представляют собой модернизированные советские танки Т-54, Т-55 и китайский Тип 59, получившие усиленный двигатель, динамическую «реактивную» броню, 105-миллиметровую пушку и модернизированную системой управления огнем. Прошедшие «персидский тюнинг» бронемашины пользуются спросом также в других странах Ближнего Востока и в Африке.
Китайские ЗРК HQ-9 де-факто представляют собой копию российских комплексов ПВО С-300. Они способны поражать воздушные цели в радиусе 250-300 километров. По всей видимости, технологический прорыв в КНР произошел после приобретения в России в 2004 году ЗРК С-300ПМУ2.
По схеме взаимозачета Пекин действительно может организовать передачу Москве знакомых российским военным видов вооружений через Иран и КНДР.
Локализация
Еще одно направление, по которому может пойти ленд-лиз, – это локализация или переупаковка по-белорусски. В качестве наглядного примера можно привести РСЗО «Полонез». Этот функциональный аналог американских HIMARS обладает схожими ТТХ и является продуктом кооперации Минска и Пекина.
Шасси в РСЗО белорусское, а вот ракеты – китайские. Вернее, китайскими изначально были управляемые ракеты A200/А300 калибра 301 мм, но на их основе в Белоруссии были разработаны местные боеприпасы В-200 с дальностью стрельбы от 50 до 200 км и В-300 — от 120 до 300 км. За локализацию производства отвечает Завод точной электромеханики (ЗТЭМ) в Дзержинске. По сути дела, после передачи технологий нет никаких препятствий тому, чтобы Минск начал поставлять «Полонезы» и боеприпасы к ним для нужд российской армии.
К слову, ВС РФ уже осваивают эти РСЗО на учениях совместной группировки войск. Не будет ничего удивительного, если Белоруссия освоит лицензионное производство и иных видов китайских вооружений – беспилотников, артиллерийских систем, боеприпасов и прочего.
Реиндустриализация
Последний и вполне вероятный сценарий, по которому КНР может оказать России военно-техническую помощь, может заключаться в передаче не самих вооружений, а промышленного оборудования и технологий для масштабирования его производства. Издание Military Watch Magazine пишет об этом следующим образом:
Помимо экономической поддержки и предоставления ключевых технологий гражданской экономике России для противодействия последствиям западных экономических санкций, у Китая есть ряд вариантов, которые помогут обеспечить хорошее вооружение российских вооруженных сил без прямой поставки оружия.
Российские оружейные заводы за последние 30 лет работали на небольшой доле мощностей советских времен почти во всех областях оборонного сектора, и помощь РФ в восстановлении этих объектов и потенциальной модернизации их с помощью нового китайского оборудования может позволить ей производить для своих нужд независимо. Взять, к примеру, бронетехнику: Российская армия получила всего 10 новых танков с производственных линий в 2010-х годах, и, хотя они производили более 100 танков в год на экспорт, это была лишь малая часть более чем из 3000, которые заводы, построенные в Советском Союзе, могли с комфортом выпускать каждый год в эпоху холодной войны. Помощь в восстановительных работах и обеспечение того, чтобы Россия по-прежнему хорошо снабжалась полупроводниками и другими ключевыми импортными компонентами, может позволить ей быстро пополнить несколько сотен танков, которые, как сообщается, были потеряны на Украине.
Не исключено. Поставка промышленного оборудования, станков и материалов позволит Пекину загрузить заказами свою собственную промышленность, заработав, как когда-то США, на ленд-лизе. Посмотрим.
Сергей Маржецкий