Ход спецоперации РФ на Украине доказал важность применения современных средств ведения боевых действий — в частности, беспилотников, без которых артиллерия слепнет и не может поразить огневые точки противника. Военный корреспондент ФАН лично увидел, как работают операторы БПЛА на передовой.
Размеренная и уверенная поступь — оператор БПЛА с позывным Айтишник собирается на работу. Он проверяет зарядку батарей, укладывает их в чемоданчик.
«Аккумуляторов нужно как можно больше, особенно зимой. Сейчас они разряжаются быстрее, чем в теплое время года. А нам крайне важна беспрерывная работа», — поясняет Айтишник.
До своего участия в СВО парень работал в сфере информационной безопасности — этим и обусловлен выбор позывного. Когда начались боевые действия, какое-то время раздумывал, а потом пошел добровольцем. Теперь служит в ОДШБр «Ветераны».
Упаковав все необходимое для работы, Айтишник проверяет бронежилет, водружает на голову каску, цепляет на шею автомат. Так и идет, придерживая одной рукой оружие, в другой — бокс для беспилотника. Он направляется на точку для старта аппарата.
«Желательно, чтобы это была открытая местность, чтобы была прямая видимость между дроном и пультом», — рассказывает оператор БПЛА.
Неподалеку раздаются звуки разрывов: позиции находятся в нескольких сотнях метров, поэтому хорошо слышно даже звуки стрельбы. Боец даже не поворачивает голову — говорит, что уже давно к этому привык.
«Второй принцип выбора места для подъема аппарата заключается в возможности обеспечить безопасную работу. Но часто приходится жертвовать либо безопасностью, либо качеством связи», — говорит боец «Ветеранов».
В этот раз удобной точкой оказалась проезжая часть. В большинстве случаев операторы выбирают более безопасные места, но сегодня можно немного похулиганить. Небо затянуто серой дымкой облаков, и точка запуска скрыта от противника холмом. Разглядеть человека в таких условиях крайне сложно, а дорога хороша своей открытостью, и сигнал здесь стабильный.
Оператор распаковывает свой Autel. Этот бренд БПЛА теперь набирает популярность в зоне проведения СВО. Аппарат достаточно стабильный. Айтишнику он нравится больше, чем Mavic: новый аппарат сложнее перехватывается.
Этот нюанс крайне важен. По статистике средняя продолжительность жизни беспилотника на передовой — 5-7 дней. Конечно, все зависит от опытности оператора, его умения уловить попытку перехвата системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и вовремя вывести аппарат из опасной зоны. Вооруженные силы Украины активно пользуются системами РЭБ и «уводят» БПЛА. Поэтому ими дорожат.
Беспилотник поднимается в воздух. Аппарат Айтишника оборудован камерами, которые улавливают объект в тепловом спектре, и через этот тепловизор нас, стоящих на дороге, хорошо видно.
Оператор отправляет Autel в сторону позиций ВСУ. Его задача — обнаружить новые огневые точки противника. Прежние уже выявлены, теперь по ним ведется огонь артиллерии, работу которой координирует другая пара операторов БПЛА.
Это обычное распределение обязанностей между бойцами подразделения беспилотников. У кого-то хорошая зрительная память — ему ставят задачи определить новые огневые точки. Такие операторы помнят, как выглядела местность накануне, и способны заметить что-то необычное, чего не было ранее. Другой хорошо корректирует огонь артиллерии, знает особенности работы минометов или пушек и способен спрогнозировать ошибки в работе того или иного расчета. Таких ставят на корректировку огня по уже известным позициям.
Айтишник сосредоточенно смотрит в экран. Он внимательно осматривает каждый куст и отмахивается от всех вопросов. Ему важно сосредоточиться, поэтому он погружен в работу.
«Не отвлекайте меня, пожалуйста. Я, возможно, увидел цель, но пока что не готов это обсуждать», — проговаривает он ровным голосом.
Интересно, что обычно операторы комментируют вслух все, что видят на экране, и радуются, когда замечают новую цель. Если бы не работа на беспилотнике, Айтишника бы с удовольствием взяли в специалисты по минно-взрывному делу — там нужны бойцы именно с таким складом характера: спокойные, уравновешенные.
Спустя какое-то время БПЛА возвращается. Боец упаковывает его в тот самый пузатый чемодан и возвращается на базу, чтобы передать видео командиру. В штабе он перескажет все, что заметил при нынешнем облете — но уже не в присутствии журналистов.
Сергей Среда
Читайте нас: