Норвежская разведка, представляющая собой форпост НАТО на северном направлении, самым внимательным образом изучает деятельность российского Северного флота. Его базы находятся в непосредственной близости от берегов королевства.
Разведывательный корабль норвежских ВМС Marjata постоянно находится в районах боевой подготовки российского ВМФ, собирая данные о корабельной группировке России, ее боевых возможностях и характере действий при проведении маневров и стрельб. Делегирование разведывательных полномочий специалистам из Норвегии позволяет НАТО и США иметь развернутую ситуационную картину, не используя для ведения разведки свои морские силы.
Опираясь на данные, собранные местными разведчиками, американо-британская корабельная группа несколько лет назад пыталась проникнуть вглубь Баренцева моря с задачей «показать решимость НАТО» в деле «обеспечения безопасного судоходства» Северным морским путем. Тогда эта попытка была пресечена выходом российских боевых кораблей и объявлением «закрытыми» для проведения военных учений нескольких участков открытого моря.
На фоне конфликта России и НАТО на Украине норвежцы прогнозируют усиление присутствия флота РФ в Атлантическом океане. В частности, они предполагают увеличение сроков развертывания атомных подводных лодок (АПЛ) с баллистическими и крылатыми ракетами на борту. Эти мероприятия, по мнению норвежской стороны, Россия предпринимает для целей регионального сдерживания своего противника — теперь уже далеко не потенциального, а вполне реального.
Серьезную угрозу странам и военно-морским силам НАТО представляют новые бесшумные многоцелевые АПЛ, которые поступают на вооружение Северного флота, считают в Осло. В отчете Международного института стратегических исследований за 2023 год о военном балансе в мире указано, что на северном направлении Россия располагает 26 подводными лодками (атомными и неатомными), 10 боевыми надводными кораблями (ракетные и авианесущие крейсеры, большие противолодочные корабли, эсминцы и фрегаты), 16 патрульными и береговыми кораблями, 8 кораблями противоминной обороны (тральщики), 8 десантными кораблями, а также истребителями, противолодочной авиацией и средствами ПВО.
По данным Минобороны России, опубликованным в открытой печати, Северный флот в своем составе имеет шесть АПЛ с баллистическими ракетами (в том числе новые образцы проекта 955 и 955А), одна находится в ремонте (АПЛ «Брянск»), а еще три строятся. Есть также четыре подводных лодки с крылатыми ракетами на борту (АПЛ проекта 949А, 949АМ и 885), плюс три многоцелевых АПЛ находятся в постройке.
По мнению западных специалистов, на фоне заявок Швеции и Финляндии на вступление в состав Североатлантического альянса, Россия переосмысливает свою морскую стратегию на данном направлении. Аналитики полагают, что в текущей геополитической конфигурации Москва будет усиливать Северный флот, отдавая ему больший приоритет, чем Балтийскому, который оказывается в худшем положении, чем он был до появления перспективы вступления в НАТО северных стран.
Единственное, что радует норвежскую разведку — это осознание перенацеливания стратегической авиации РФ на Украину. Это в значительной степени снизило нагрузку на пилотов НАТО, постоянно вылетавших на сопровождение и «перехват» российских «медведей». Последние с определенной периодичностью летали в Атлантику для решения задач фактического присутствия и отработки действий при поступлении приказа на боевое применение.
Однако прочие эксперты не склонны радоваться этому обстоятельству. Они понимают: как только задачи СВО будут решены, «медведи» вернутся к плановому присутствию в северном регионе. К тому же российские Ту-95МС и Ту-160М на самом деле никуда далеко не уходили — в октябре 2022 года западные СМИ облетели фотографии аэродрома Оленегорск, сделанные со спутника, где были видны семь самолетов Ту-160 и четыре Ту-95МС. Это при том, что Оленегорск находится совсем недалеко от границ Норвегии.
В Осло осознают, что в текущей ситуации возрастает значение стратегического ядерного оружия, вследствие чего Россия усиливает оборону своих ядерных баз на Кольском полуострове и районов несения боевого дежурства стратегическими подводными ракетоносцами в Баренцевом море.
Ранее информационные агентства Норвегии распространили информацию, что российские боевые корабли стали выходить в море с тактическим ядерным оружием на борту. Отметим, что было бы удивительно, если на фоне происходящих событий ВМФ РФ оставил без внимания этот вопрос.
Алексей Суконкин
Читайте нас: