Российская экономика на удивление хорошо выдерживает гнет западных санкций, пишет Yle. Корреспондент портала побеседовал с москвичами и выяснил, что реальные доходы снизились, но не критично. Они заявили, что в городе царит спокойная атмосфера, а повышение цен не шокирует.
Москва — Москвичи, согласившиеся побеседовать с корреспондентом Yle, говорят, что в столице царит спокойная атмосфера. Собеседникам не пришлось сильно экономить, рост цен не показался им чем-то необычным.
"У нас в России каждые десять лет происходит какой-нибудь катаклизм. Мы к этому уже привыкли", — признается психолог Ксения, которая специализируется на травматических переживаниях.
На россиян сильнее давит специальная военная операция на Украине.
"Конечно, эта ситуация коснулась всех. В финансовом плане это сказалось на нас чуть меньше, чем в психологическом", — говорит 35-летний Дмитрий, живущий в пригороде.
В этой статье мы не указываем фамилии наших собеседников, поскольку экономические вопросы тоже стали в России напряженной темой.
Ожидалось, что после введения западных санкций экономика России будет в гораздо более плачевном состоянии.
Московские власти стараются поддерживать жителей столицы и защитить их от экономических колебаний. Пожалуй, о москвичах заботятся сильнее, чем о жителях других российских регионов. Власти Москвы хотят предотвратить вспышки недовольства в столице.
С учетом действия антироссийских санкций экономика России находится в гораздо лучшем состоянии, чем ожидалось. В 2022 году экономика сократилась всего на 2,2%. Это пока не опустошило военную казну России.
Еще весной 2022 года ожидалось, что российская экономика сократится на 7–8% или даже сильнее.
Теперь Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует рост российской экономики в этом году на 0,3%.
35-летний Дмитрий работает предпринимателем. Его компания производит игровые поля — например, для хоккея с шайбой. Заказов стало меньше, но основная причина его тревоги все же внутренняя.
"Поначалу было особенно тяжело. Нас обвиняли в происходящем, говорили, что мы хуже всех, и что каждый виноват, даже если конкретно ты ничего плохого не сделал", — вспоминает Дмитрий.
Опрошенные нами жители столичного региона пока не столкнулись с необходимостью экономить сильнее, чем раньше.
Потребительский спрос в России снизился: по данным исследовательской компании NielsenIQ, в 2022 году спрос на потребительские товары сократился на 3,4%, что стало крупнейшим показателем со времен кризиса 2014-2015 годов.
Реальные доходы россиян упали. Западные санкции привели к изменениям в цепочках поставок и ассортименте.
Нестабильные времена продолжатся, что, вероятно, приведет к усилению желания россиян экономить.
Инфляция достигла максимума в апреле, но стабилизировалась в конце года. Россияне привыкли к росту цен.
"Если в прошлом году наша семья тратила на еду 35-40 тысяч рублей в месяц (450–500 евро), то сейчас на еду уходит около 50 тысяч рублей (640 евро)", — подсчитала Ксения.
Дмитрий говорит, что старается придерживаться простой и сбалансированной диеты. Например, цены на гречку, молоко, яйца и рис практически не изменились.
Сейчас в Россию поставляют много молочных продуктов из Белоруссии. По словам Дмитрия, белорусские продукты вкусные и дешевые.
"Цены выросли, но не критично, сильного скачка не было", — говорит Дмитрий.
С ним согласна Нина Петровна, пенсионерка из Москвы.
"В целом я не сказала бы, что мне как пенсионерке есть на что жаловаться. Сильнее всего подорожали коммунальные услуги. Спасибо правительству, что цены на продукты остались умеренными", — рассуждает Нина Петровна.
Прошлой весной, вскоре после объявления "спецоперации", люди бросились скупать продукты. Мука, крупы и сахар на мгновение исчезли с прилавков.
Многие начали скупать предметы гигиены и бытовую технику: россияне боялись, что в стране исчезнут импортные товары.
В России наблюдается дефицит автозапчастей, больше всего подорожало машинное масло, делится предприниматель Дмитрий.
Ощутимо выросли цены на лекарства, говорит Нина Петровна.
Ее пенсия составляет 35 тысяч рублей (около 450 евро) в месяц. На лекарства из этой суммы уходит пять тысяч рублей.
К исчезновению западных брендов в России относятся спокойно.
"Исчезновение западных брендов нас совершенно не пугает, — говорит психолог Ксения. — Продукцию Ikea сейчас удается успешно заменить продукцией отечественных заводов. К тому же российская мебель стоит дешевле".
Из России ушли такие магазины одежды, как Zara и H&M. Теперь Ксения покупает одежду турецкой марки.
В России больше не продают кока-колу и пепси. Дмитрий говорит, что в стране активно производятся аналоги: в пяти разных магазинах можно найти три разные колы — и все они различаются по вкусу.
Итальянское вино кьянти подорожало, в магазинах теперь представлено меньше марок. Но вместо него можно взять грузинское вино, рассуждает Дмитрий.
"Прекрасное вино, и стоимость почти не изменилась", — говорит Дмитрий.
"Жаль, что в России больше нет импортного виски. И немецкого пива", — со смехом сетует Ксения.
Уход западных автопроизводителей освободил место на рынке для китайских автомобилей. Дмитрий надеется, что такая ситуация будет стимулировать производство собственных автомобилей в России.
Новогодние праздники закончились, начались обычные будни.
Россияне широко отмечают новый год. Обычно семьи готовят грандиозный праздничный стол.
Дмитрий и его жена — не из тех, кто готовится к празднику несколько дней.
"Не могу сказать, что в этот раз я сэкономил", — признается Дмитрий. По его расчетам, он потратил даже больше, чем в прошлом году.
Красная икра подорожала. Дмитрий считает, что спекулянты решили в этот раз задрать цены повыше.
Нина Петровна говорит, что ходила с сестрой в магазин французской сети "Ашан".
"Все было. Мы с сестрой получили наши пенсии и пошли в магазин. Купили все готовое: колбасу, салаты, холодец. Денег мы, конечно, потратили прилично, но все было по разумной цене", — говорит Нина Петровна и добавляет, что даже игристое вино не подорожало.
Нина Петровна не отмечает дефицита продуктов в своей повседневной жизни. В свое время она работала в ГУМе, большом универмаге в центре Москвы. Как бывший специалист в этой сфере, она не ощущает дефицита: еды достаточно, очередей нет.
"Что касается продуктов питания, народ спокоен. Душа из-за всего этого болит, конечно, но с едой все в порядке", — говорит Нина Петровна.
"Лишь бы деньги были. Сейчас многие говорят, что будет безработица. Вот это уже плохо. Одному прожить еще легко, а вот семью надо кормить", — рассуждает она.
Автор: Хейкки Хейсканен (Heikki Heiskanen)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: