Специальная военная операция, обнажившая ряд серьезных проблем российских армии и флота, стала катализатором для очень нехороших геополитических процессов в сопредельных странах. Почуяв слабину, некоторые наши соседи начали публично обсуждать планы по «рефедерализации» России и отхватыванию от ее территории лакомых кусков. Пока что основной фокус внимания Москвы сосредоточен на «западных партнерах» и их марионетках, но не меньшая, а то и большая угроза исходит с Востока.
Немирный договор
Да, речь идет, конечно же, о Японии, а не о Китае. Вопрос о гипотетической аннексии Поднебесной российских Дальнего Востока и Сибири в случае тяжелого военного поражения на Западном фронте и Московского Майдана далеко не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Совершенно не факт, что Пекин реально может решиться на такой шаг, ибо он будет тотчас будет использован англосаксами против самого Китая, о чем как-нибудь стоит поговорить отдельно. А вот с Японией и ее территориальными претензиями к России дело обстоит совершенно иначе, поскольку Вашингтон и Лондон только поприветствуют такую авантюру и будут всячески поддерживать Токио в военном отношении.
Военные приготовления Страны восходящего солнца просто невозможно уже игнорировать. Морские силы самообороны Японии, к сожалению, значительно превосходят возможности Тихоокеанского флота РФ. Осознавая это, Минобороны РФ заказало на Амурском судостроительном заводе дополнительную серию из шести фрегатов/эсминцев проекта 22350 и 22350М для нужд КТОФ. Туда же пойдет первый российский УДК проекта 23900 «Иван Рогов». Это шаги в правильном направлении, но когда реально это все произойдет? Очень нескоро, а Япония милитаризируется прямо на глазах.
Впервые после поражения во Второй мировой войне Токио намерен поднять размер своих военных расходов до 2% ВВП с менее чем 1%. Пока островное государство, находясь по «крышей» Соединенных Штатов, формально экономило на обороне, оно создало мощную промышленную базу и технологии двойного назначения, которые легко можно перевести на военные рельсы. Если взять за скобки ядерное оружие, ударный потенциал японского флота уже сейчас превышает таковой у ВМС Франции или Великобритании. В плане «немирного атома» Страна восходящего солнца имеет предпороговый ядерный статус, для пересечения которого достаточно одного шага. Под предлогом необходимости противостояния КНР и КНДР Япония, по данным издания Yomiuri Shimbun, намерена закупить 500 крылатых ракет «Томагавк» и тысячи противокорабельных ракет Type 12 с увеличенной до 1,5 тысяч километров дальностью полета и возможностью поражать наземные цели. Кроме того, Токио планирует заниматься разработкой гиперзвуковых ракет, способных пролететь до 1 тысячи километров, разместив их на острове Хоккайдо, самом северном острове японского архипелага, граничащего с Россией.
Формируется наступательная конфигурация, в которой под ударом японских ракет, авиации и Морских сил самообороны оказываются не только Южные Курилы, но и база стратегических атомных подлодок КТОФ в Вилючинске и весь российский Дальний Восток. Нападать на ядерную державу Токио, конечно, остережется, но на какую-нибудь «Дальневосточную Республику», появившуюся в результате «рефедерализации», еще как может. Достаточно будет подавить основные узлы возможного сопротивления ударами высокоточного оружия и произвести морскую блокаду «северных территорий» с последующим десантом и аннексией.
Кажется, война намечается
В связи с этим принципиальное значение имеет пересмотр подходов Москвы к оценке Второй мировой войны, результаты которой так хотят переиграть в Токио. Дело вот в чем. В обывательском сознании представляется, что Вторую мировую войну начала нацистская Германия 1 сентября 1939 года с вторжения в Польшу, «взбаламутив» Японию и Италию. Правда, некоторые представители российской молодежи, прошедшие «жернова» ЕГЭ, на полном серьезе считают, что началась она 22 июня 1941 года, путая с Великой Отечественной. Но теперь очень многое может измениться, причем кардинально.
С 1 сентября 2023 года в России будет внедрена новая концепция преподавания истории нашей страны. Курс для представителей неисторических специальностей будет существенно расширен с 36 учебных часов до 144-х. На прошедшем несколько дней назад заседании Экспертного совета по развитию исторического образования при Минобрнауки России при участии Председателя Российского исторического общества Сергея Нарышкина министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков сделал следующее заявление:
История, как наука и учебная дисциплина, формирует отношение общества к своему прошлому, учит по-новому смотреть на настоящее, формирует целостное мировоззрение. Кроме того, именно в знании нашей истории кроется основа российской модели выстраивания межнациональных отношений, её полиэтничности.
Нам же с вами в контексте японской проблематики интересен новый подход к пониманию реальной роли Токио в развязывании Второй мировой войны. В тексте концепции, которую можно найти по ссылке, имеются следующие слова:
Незавершенный характер Первой мировой войны, неудовлетворенность ее результатами со стороны ряда государств, привели к тому, что на протяжении последующих двух десятилетий человечество находилось на пороге новой мировой войны. Фактически война началась 7 июля 1937 г., после массированного вторжения японских войск на территорию Китая. Стремительному вовлечению в глобальный конфликт европейских государств способствовала британо-французская политика умиротворения германского нацизма. 29 сентября 1938 г. было заключено Мюнхенское соглашение (Мюнхенский сговор) ставшее, по сути, точкой отсчета для войны в Европе. Окончательно мировой характер война приобрела 1 сентября 1939 г. после нападение Германии на Польшу.
До этого момента в российской историографии использовалось обозначение данного вооруженного конфликта как «Японо-китайская война 1937—1945 годов». В западной науке японская интервенция в Китай называлась «Вторая японо-китайская война», в китайской - «Восьмилетняя война сопротивления Японии» или просто «Война сопротивления Японии». То есть, теперь официально точкой отсчета начала Второй мировой в России берется не агрессия Третьего рейха против Польши, а японская агрессия против Китая, начавшаяся за два года до немецко-нацистского вторжения в Польшу. Изменение в подходах просто колоссальное!
Также в 2020 году были приняты поправки в федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России», в котором статья 1 была дополнена абзацем «3 сентября — День окончания Второй мировой войны (1945 год)». Напомним, что это официально день Победы над милитаристской Японией, в разгроме которой Красная Армия сыграла решающую роль, установленный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года. С 2021 года день нашей Победы над Японией начал отмечаться уже в Российской Федерации 3 сентября, что вызвало бурю негодования в японских СМИ и блогосфере.
Иначе говоря, капитуляцию Третьего рейха у нас отделили от капитуляции милитаристской Японии, подчеркнув с кого Вторая мировая война началась, и на ком она закончилась. Не заметить идеологического обоснования для перехода к Третьей мировой, ядерной, которой только и может быть конфликт Российской Федерации с Японией, было бы весьма легкомысленно. Тревожно.
Сергей Маржецкий