У Виктора Гюго в книге «Человек, который смеётся» описано одно звериное развлечение дуревшей со скуки английской «золотой молодёжи» начала восемнадцатого века.
Представьте, что вы обыкновенный батрак и оборванец. Вам, чтобы просто покушать, нужно каждый день идти на промысел, так сказать, покидать свою зону комфорта. Для этого вы, едва проснувшись в своей жалкой лачужке в каком-нибудь кривом переулке, не принимая душа и не выпивая чашечки кофе, начинаете отчаянно курсировать между местами наибольшей экономической активности и выпрашивать какую-нибудь подённую работу у более успешных и влиятельных людей. Вы таскаете грузы за несколько грошей, бегаете по поручениям, включаетесь в стихийные бригады по ремонту телег и порогов, иными словами, вы делаете всё, что угодно людям с более позитивным и мотивированным бизнес-мышлением.
В один из таких дней, когда вы относите посылку от тележника к столяру, вам преграждает дорогу душистый и пёстрый, словно петушок, молодой благородный юноша пятнадцати-шестнадцати лет. Он даже как-то небрезгливо приказывает своему лакею остановить вас. Вы покорно останавливаетесь, кланяетесь и опускаете глаза. Молодой дворянин спокойно и благосклонно спрашивает вас: «Разве ты не знаешь, мразь, что поворачиваться спиной к джентльмену — это наглость?»
Вдруг ни с того ни с сего вы чувствуете острую боль в пояснице и от неожиданности резко оборачиваетесь. За своей спиной вы видите ещё одного молодого дворянина, стоящего с рапирой наголо. Он несильно и неглубоко, но всё же до крови воткнул её вам в спину. Почти тут же вы получаете такой же несильный, но такой же ощутимый укол в икру ноги, а это уже третий джентльмен, к которому вы вновь «нахально» обернулись спиной. Всего их человек шесть-восемь, и у каждого в руке рапира. Вы будете вертеться словно волчок, пытаясь хоть как-то защититься, а они будут колоть вас в спину, заливисто смеясь. И колоть они вас будут до тех пор, пока вы сможете стоять на ногах. Когда же вы, обессиленный и окровавленный, упадёте на землю, тогда они, может быть, и перестанут. И один из них, вдоволь насмеявшись, скажет своему лакею: «Знаешь, Джон, мне не нравится, как эта сволочь на меня смотрит, мне кажется, что он меня ненавидит, ей-богу, ему необходимо изменить образ мыслей, выбей-ка ему пару зубов».
Такое развлечение, если верить Гюго (а не верить ему у нас с вами причин нет) называлось «вогнать в пот». Практиковалась эта забава довольно часто, и иногда, хоть и очень редко, всё же заканчивалась смертью несчастного замученного.
Подобная же тактика описана в одном старинном наставлении по рукопашному бою для американских десантников, так называемых зелёных беретов. Там рекомендуется нападать на одного противника вдвоём, но так, чтобы ваш собрат по оружию трусливо сражался с врагом лицом к лицу, а вы уж по скромному, тихой сапой, геройски нападёте на неприятеля с тыла или с фланга. Так-то оно как-то и вам спокойнее будет, и неприятель сильно вам посопротивляться не сможет, да и результат будет достигнут и вернее, и быстрее.
Точно так же действовали, да и наверняка действуют поныне, молодёжные банды, когда они кровожадной громкой улюлюкающей толпой пинают ногами головы неосторожных пьяниц на ночных улицах мегаполисов. Тут размер жертвы не имеет значения, здесь главное вёрткость. По лицу бьют только ногами и только лежачего, а если потерпевший стоит на ногах, то тут нужно бить только под колени или по затылку, или по позвоночнику. «С фронта» же желательно от прямого боестолкновения уклоняться и всячески подзадоривать свою жертву. Холодное оружие дробящего характера (биты, свинчатки и т. п.) приветствуется!
Человек чаще всего не способен оказать достойного сопротивления в подобных ситуациях. Просто потому, что он ограничен своей физиологией. Ведь у обычного человека нет глаз на затылке и нет дополнительной пары рук под лопатками. У возможностей человека есть границы и пределы. Человек не может реагировать на всё и сразу. Именно поэтому групповое нападение всегда эффективнее и фатальнее, чем честное сражение один на один.
Самым гуманным вариантом подобного группового нападения, на мой взгляд, является один из подвидов так называемого «цыганского гипноза». Гуманность его заключается в том, что нападению подвергается не тело, а разум. Вы не потеряете здоровья или жизни. Вы всего лишь расстанетесь со своими деньгами и драгоценностями, а они, как говорится, дело наживное. Ну, может, ещё немного самоуважение пострадает, но в современном мире это не считается чем-то тяжким или непоправимым.
Вас просто окружат шумной пёстрой группкой. От души загрузят ваши органы чувств прикосновениями к правой руке и плечам, разговорами разными по скорости и громкости, яркими красками, постоянным мельтешением, ну и, конечно же, специфическими запахами. Запутают ваше аналитическое мышление противоречивыми высказываниями: «Ждёт тебя счастье и богатство, но на роду твоём — проклятье, и впереди у тебя много горя». Обрушат на вас потоки лести. Изо всех сил будут корчить из себя друзей. Будут просить сделать какую-нибудь лютую дичь вроде заворачивания волоска в «денюжку». А потом уйдут, а вы им на прощание помашете рукой без дорогих часов на запястье.
С вашим вниманием и сознательностью сделают всё то же самое, что в схеме «вогнать в пот» сделают с вашим телом. Ваш разум заставят крутиться как волчок до полной утраты понимания происходящего и даже впадением в транс, но без всякой агрессии, а с шутками и чертовщиной.
Человек с минимальным интеллектом и с крупицами здравого смысла ни за что на свете не станет по своей воле вступать ни в какое взаимодействие с группой шебутных чернявых некрасивых женщин. Ибо это может выйти совсем не тем боком. Это все понимают.
Однако же опасность погружения в интернет и вероятность группового нападения по техникам «цыганского гипноза» на ваш разум со стороны творцов электронного мира отчего-то осознаётся не всеми.
Для примера посмотрим на еду. Да-да! На обыкновенную всем ежедневно потребную еду. Ничего в ней вроде волшебного или заковыристого, а вот поглядите, во что может превратиться эта обыденная вещь, если за дело берутся профессионалы информационного фронта.
Вот вы, к слову сказать, знаете, в какое время суток нужно есть побольше, а в какое поменьше? Знаете? Правда? Ну и завидую же я вам! Сам-то я, знаете ли, как-то уж совсем растерялся. Одни говорят, что утром есть — это очень полезно, а другие говорят, что завтрак-де лучше бы и совсем нафиг пропустить, а поесть поплотнее в обед. Третьи (чтобы всё у них было хорошо!) говорят, что есть надо один раз в день и принимать эту самую единственную за сутки пищу нужно поздним вечером. Так сказать, с первой звездой. Четвёртые говорят, что нет ничего лучше, чем есть десять раз в день микроскопическими порциями. А ведь есть ещё и всевозможные пятые и непререкаемо компетентные шестые, и прочие порядковые числительные третьего лица множественного числа. Ну как тут правильно решить, кого слушать, а кого нет?
Это же не-воз-мож-но!
А что лучше есть, вы знаете? Знаете? Точно? Может быть, мне что-нибудь посоветуете? Вот вы знаете, к примеру, что сахар, соль и хлеб — это яды? Или что вообще любые углеводы — это несвойственная человеку пища и поэтому ничего растительного лучше и не есть совсем? А может быть, вы не в курсе, что мясо — это один сплошной токсически токсичный токсин, и его вообще-то тоже ни в коем случае есть нельзя? А может быть, вы не учли, что в морской рыбе ртуть, а в овощах пестициды? Вы осведомлены о том, что любой молочный продукт — это адская смесь из гормонов, антибиотиков и пальмового масла? Вы знаете, что большая часть пресной воды на нашей планете непригодна для питья? Да что там для питья! Она для купания и умывания непригодна! Кругом одни тяжёлые металлы и кишечные палочки! В принципе, можно выращивать еду самому, но вот беда, семена-то все сплошь генномодифицированные, почвы все, без остатка, отравленные, а все корма для животных припорошены нехорошей химией и негигиеничной грязью.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Что есть и что пить, совершенно непонятно.
Вы прекрасно знаете, что я говорю абсолютно серьёзно. Все вышеперечисленные мнения по вопросам питания можно почитать, посмотреть и послушать на просторах интернета или в репортажах СМИ и в выложенных на торрентах оцифрованных книгах. Это просто одна из небольших струй информационного девятого вала.
Вот вам на первый случай микроскопический пример, как при помощи цыганского гипноза интернета в наших головах начинается самая настоящая информационная какофония, нарастающая в один непрерывный гул, перерастающий в самую настоящую булгаковскую разруху. Не мне вам рассказывать, насколько чудовищно искривлена, погнута и отражена в кривых зеркалах наша с вами бедная картина мира.
Что же происходит?
Происходит перегрузка нашего аналитического аппарата, потому что, блин, ну просто на каждый довод в интернете обязательно отыскивается контрдовод. На каждый большой и жирный плюс обязательно отыскивается не менее большой и не менее жирный минус.
Авторитетные люди опровергают и громят друг друга в какой-то неостановимой круговой манере. Любая позиция аргументированно разрушается, а также профессионально подтверждается. Ничто не останется неопровергнутым, ничто не будет недоказанным.
Неавторитетные люди с большим количеством подписчиков ссылаются на разных авторитетов и создают какие-то дисперсионные облака или, лучше сказать, «тучи» своих корявых «мнений», сотканных из тела чужих мнений и сдобренных собственным невежеством или заблуждениями.
Бедные дурачки, влюблённые в людей неавторитетных глубокой виртуальной любовью, отчаянно виртуально рубятся за эту самую свою любовь, распространяя видосики и постики всяческих ЛОМов, не забывая при этом крыть друг друга страшным матом в комментариях.
А что в итоге? Что в сухом остатке?
А в сухом остатке сидим бедные и несчастные мы. Бессловесные и беспомощные потребители информации, на разум которых было совершенно (и сейчас непрерывно совершается) бесцеремонное нападение в самой настоящей криминальной цыганской манере.
Ашманов говорил, что в Рунете ежедневно публикуются 140 миллионов сообщений (постов, статей, твитов, комментариев и т. п.) и 40 миллионов картинок. Но только когда он это ещё говорил-то! Представляете, какая это Ниагара информации? Я вот тоже не представляю. Воображение служить отказывается. Нас просто заливает, топит, погребает.
И вот мы уже ничего не знаем.
Мы не в курсе, рухнет ли доллар вообще, а может быть, он крепок как никогда, ибо и тому и другому можно найти подтверждения, и говорить будет об этом не какой-нибудь «Вася», а всамделишный экономический эксперт. Мы не можем сообразить, утратит ли Германия своё экономическое могущество или, напротив, несказанно укрепится. Мы не знаем, пойдут ли наши войска в наступление из Белоруссии или они пойдут в атаку на Запорожье, а может быть, они все останутся на местах, ибо каждый военный эксперт дует в свою дуду. Мы понятия не имеем, насколько прав или неправ Пригожин в своих оценках и насколько прав или неправ Кадыров, а может быть, они оба неправы и нужно слушать только Конашенкова.
Всё зыбко.
Ну а если ещё начать изучать ресурсы противоположной стороны и пытаться их сравнить с нашими, то тут как бы с ума не сойти.
Мы запутались.
Взаимоисключающие заявления и оценки с оглушительным треском рвут в клочья все наши оставшиеся последние шаблоны. Наши мозги перегружены таким количеством противоположных мнений и сообщений, что им уже никакой анализ или даже простое осмысление не под силу. Наше ограниченное внимание раздёргано на тысячи крошечных вниманий, каждое из которых неспособно хоть что-то оценить или хоть на что-то среагировать. Нас информационно грузят со всех сторон, лишая нас способности мыслить. Мы находимся в непрерывной вербальной суггестии, и всё, на что мы способны, это изредка рефлексивно реагировать, да и то на уровне мыслей и чувств, а не на уровне действий. Нас непрестанно «вгоняют в пот» и не дают опомниться.
Как-то Фёдор Гиренок написал: «…нам не нужно ничего знать. Чтобы быть, нам достаточно незнания о своем незнании, то есть мы в этом пространстве коммуникативные идиоты».
Грустно всё это.
P. S. Кстати, 29 января 2023 года празднуется свежайший и ультрасовременный праздник «Международный день без интернета». Может, отметим?
Алексей Арсентьев,
Читайте нас: