Автор Telegram-канала «Немецкий орел» рассказывает, что стоит за «танковой дипломатией» Германии и США.
Когда заседание контактной группы по Украине «Рамштайн-8» не принесло желаемого результата, союзники Германии по антироссийской коалиции
Оружейная экспансия США
Поставка танков Leopard на Украину почти всегда обсуждается лишь с военной точки зрения. Европейские политики и военные эксперты считают, что немецкие боевые машины могут остановить продвижение Вооруженных Сил России и добровольческих формирований на Донбассе. Но интересы военной политики также связаны с коммерческой составляющей. Вот где взгляды Германии и США расходятся.
Одной из причин нежелания Берлина отдавать ВСУ свои танки, а также разрешать это делать другим странам заключалось в опасении, что предприятия американского военно-промышленного комплекса оперативно предложат странам Европы замену Леопардам в лице Abrams. Боевые действия на Украине позволяют Белому дому закрепиться на европейском рынке бронетанкового вооружения и
Почти все европейские страны уже имеют на вооружении национальных ВС самолеты, вертолеты и ракеты американского производства. А Вашингтон никогда не скрывал своих военно-политических интересов в Европе.
Еще в 1960-х годах при Пентагоне было основано Агентство по сотрудничеству в области безопасности, задачей которого было убедить иностранные государства покупать именно американское оружие и военную технику. Цель состоит в том, чтобы устойчиво связать их с Соединенными Штатами. Для американцев это имеет ряд преимуществ:
Во-первых, страны с таким же оружием легче интегрировать в военные коалиции и союзы под руководством США.
Во-вторых, при массовой закупке другими государствами продукции американского ВПК снижаются затраты для Минобороны США, для которого снижаются цены.
В-третьих, оружейные концерны Америки могут вкладывать прибыль в усовершенствование уже имеющихся образцов и разрабатывать новые.
А вот канцлер Шольц, похоже, изначально находится в проигрышной позиции. С одной стороны, даже затягивание решения по «Леопардам» разрушает международную репутацию Германии. С другой стороны, немецкий ВПК не сможет восстановить резервы в ближайшее время.
Заменить нечем
Это связанно с тем, что на протяжении долгого времени немецкое правительство все сильнее урезало оборонный бюджет. Средств на новое оружие практически не оставалось. Оружейные концерны больше не получали заказов и были вынуждены сокращать мощности. Танки, подобные Leopard 2, производились уже малыми партиями. Это дольше и дороже. Иногда между производством броневой стали и передачей машины заказчику проходило два года. Но покупатели не торопились, воцарилось спокойствие. Да и танки казались военным устаревшими. Весь мир говорил о кибервойнах и боевых действиях с применением беспилотных летательных аппаратов.
Наряду с этим в Германии осознали, что национальная танкостроительная промышленность не способна в сжатые сроки восполнить резервы бундесвера, если решение о передаче «Леопардов» будет принято.
Инструмент политики безопасности
Экспорт вооружений и военной техники стал важной составляющей внешней политики и политики безопасности. Тот, кто снабжает другое государство оружием и техникой, повышает доверительные отношения, а также создает экономическую зависимость, обретая влияние.
Например, выбор модели танка подразумевает не только покупку гусеничной машины, но и затраты на обучение экипажей и ремонтного состава, строительство материально-технической инфраструктуры, приобретение запасных частей. Один контракт обеспечивает ВПК на десятилетие вперед, так как невозможно по щелчку пальцев поменять свой танковый парк. Однако стоит оружейным компаниям выпасть из бизнеса и о прибыли можно забыть.
При этом страна-экспортер может напрямую влиять на боеспособность вооруженных сил государства-заказчика. В частности, подводная лодка с поврежденным гребным винтом может быть возвращена в строй только в том случае, если производитель поставит новый гребной винт. А это может затянуться на долгий срок.
А вот у США другой подход. В 2021 году особенности «бизнеса по-американски» ощутила на себе Франция, когда Австралия отменила контракт стоимостью 66 млрд долларов на строительство
Болезненный удар для Германии
Однако вернемся в Европу. Руководители предприятий немецкого ВПК уже давно активно говорят, что США наращивает свое влияние в танкостроительном сегменте. Наиболее болезненным ударом для немцев стала потеря польского рынка.
За последние двадцать лет Варшава закупила в Германии более 200 единиц Leopard 2 в различных модификациях. Но после событий Крымской весны 2014 года польско-германские отношения ухудшились. Поляки обвинили немецкое правительство в «слишком мягкой политике в отношении Москвы». Разладом спешно воспользовались в Вашингтоне, и уже в апреле 2022 года министр обороны Польши Мариуш Блащак подписал соглашение на приобретение
Корейские концерны даже строят завод по производству техники на территории Польши. Немецкая промышленность также подала заявку на заказ, но ничего не получила. Польша сейчас закупает танки у США и Южной Кореи. Это также политически болезненно для немцев, потому что с польскими решениями стало ясно одно: Германия, сосед, который больше не является стратегическим, заслуживающим доверия партнером. Теперь это далекие Соединенные Штаты и еще более далекая Южная Корея.
Как сообщается, Белый дом предлагает бывшие в употреблении танки из собственных запасов в качестве замены и долгосрочное промышленное партнерство со странами, которые могут поставить Leopard 2 на Украину. Это является довольно заманчивым предложением, но все упиралось в нежелание Шольца давать разрешение на реэкспорт.
Следует признать, что канцлер Шольц одержал локальную политическую победу, согласившись поставить немецкие танки только совместно с американскими Abrams. Однако данное решение является проигрышем на более длинной дистанции по сути, ставя национальную танкостроительную промышленность на грань выживания. Вашингтон с присущей ему хитростью отдал пешку, чтобы сдвинуть «танковый вопрос» с мертвой точки. Важнейшую роль в этом сыграл Госсекретарь США Энтони Блинкен, который выступил со своим планом «долгосрочных потребностей для Украины», подразумевая открытые временные рамки для поставок своих танков.
В свою очередь немецкие Leopard станут прикрытием англосаксов, так как Белый дом крайне не заинтересован в появлении Abrams на восточном фронте, прежде всего из-за конструкторских особенностей брони — которые засекречены. А американские танки рано или поздно все равно окажутся в руках Вооруженных сил России.
Немецкий орел
Читайте нас: