Мобилизация путем облав на улицах и в других общественных местах – это такой способ набора в армию, какого мало-мальски цивилизованные страны с XVIII века не знали. Даже в хаосе Гражданской войны в России стороны не прибегали к такой способу.
Вспомнили о нём в 2014 году на Украине с началом «антитеррористической операции» (АТО); выяснилось, что разносить и вручать повестки по месту жительства мобилизуемых бессмысленно – они не открывают двери.
Чтобы в 40-миллионной стране наскрести 30-40 тыс. рекрутов в каждую из шести волн мобилизаций, пришлось устанавливать возрастной потолок в 60 лет. Таким призывным возрастом мог похвастаться только Гитлер накануне краха Третьего рейха. Но и у него он касался лишь фольксштурма.
Сейчас мобилизация на Украине приняла беспрецедентный размах. Видео и фото работы «могилизаторов» десятками появляются в соцсетях каждый день. Наметились новые тенденции.
Во-первых, дабы не спугнуть «добычу», сотрудники военкоматов выезжают теперь на дело даже в машинах
Такая практика широко применяется, например, во Львове. Полиция и военные перекрывают все выездные дороги, создавая огромные пробки, проверяя каждый автомобиль, который покидает населённый пункт, ищут мужчин призывного возраста. Ранее Львов практически не трогали, но сейчас нехватка людей в ВСУ заставила вспомнить об этом «резерве». Началась раздача повесток и в Киеве¸ чего раньше не наблюдалось.
Вспомнили об уехавших за рубеж. Едва украинский кабмин обязал диппредставительства вести воинский учёт находящихся там украинцев и «способствовать их возвращению в Украину во время мобилизации», как властям соответствующих стран были отправлены обращения украинских посольств с просьбой
При такой обстановке растёт сопротивление. Оно уже не сводится к попыткам избежать общения с сотрудниками военкоматов. Тем более что последним приходится использовать приёмы, применяемые при поимке преступников: угрожать оружием, заламывать сопротивляющимся руки.
Вот видео одной из таких сцен,
До занимающихся «могилизацией» жёстко довели: при невыполнении плана восполнять «недоимку» придется собой. А кому этого хочется? Слухи-то
Тем, кому не удалось «отпетлять» от мобилизации, жалуются на видео на плохих командиров, на то, что их бросили на передовую без подготовки, без снаряжения, не доставляют продовольствие, не эвакуируют раненых.
Возросло количество случаев «отхода без приказа», отказов выступать на позиции. В одном из подразделений в одной роте осталось 18 человек, в других – по 30-40. «12 раз ходили в атаку! Из 286 – 18!!!», – восклицает ротный (поскольку по штату в роте 100-150 человек, считают постоянные пополнения, т. е. за несколько недель угробили 2-3 штатных состава).
На другом видео остатки 1-й роты 144-го батальона теробороны 116-й бригады записывают «стандартное» обращение к Зеленскому.
Чтобы удержать ситуацию под контролем, Зеленский подписал закон об усилении ответственности военнослужащих. Теперь дезертирам будет грозить до 12 лет, до 7 лет – за невыполнение приказа. Выделяется такое наказание: до 10 лет заключения оставившим поле боя без приказа, а ведь это часто единственный способ сохранить жизнь.
Участившиеся случаи сопротивления «могилизации» говорят о моральном надломе в украинском обществе. А за индивидуальным сопротивлением неизбежно приходит коллективное. Уже появилось несколько видео, снятых родственницами бойцов упомянутой 116-й бригады территориальной обороны из Полтавы, где дело доходит до
Telegram-канал «Легитимный» сообщает, что на фоне скандала с 116-й бригадой ТРО на Банковой прорабатывают концепцию преодоления кризиса. Выглядит концепция так:
1. Силами СБУ запугать, заставить людей молчать; дискредитировать родственников мобилизованных, начать клеймить их как предателей;
2. Найти в министерстве обороны козла отпущения из условной «группы Залужного» (начать выбивать из армии его людей);
3. Блокировать распространения информации.
Поможет ли? Когда тебя палками загнали на передовую, между гибелью и годами тюрьмы обнаруживается третий выбор – добровольно сдаться в плен. И такие случаи происходят всё чаще.
История показывает: моральный надлом может быть страшнее военных неудач.
Фото: REUTERS/Maksim Levin
Читайте нас: