В Европе – напряженка с СПГ. Обострение ситуации со сжиженным природным газом в этом году предрек сам глава нефтегазовой компании Total во Франции. Проблемы начались из-за введенных антироссийских санкций. Как Старый Свет будет расхлебывать кашу, которую сам и заварил, предположил эксперт по энергетике Александр Фролов.
Брюссель выстрелил себе в ногу: рестрикции против Москвы привели к тому, что в этом году Европа получит меньше российского газа, чем в прошлом, и ей придется опять массово импортировать недешевый СПГ. Турбулентность на газовом рынке возрастет, ссылается на главу нефтегазовой компании Total во Франции Патрика Пуянне
Ради своей энергобезопасности Европе нужно позаботится о поиске альтернативных газовых поставщиков и заняться заключением долгосрочных топливных соглашений. При этом никто не гарантирует, окажутся ли предложения выгоднее российских.
Газовый вопрос сегодня волнует европейцев ничуть не меньше, чем «Быть или не быть?» шекспировских современников. И тревоги эти не напрасны, рассказал в интервью «ПолитЭксперту» заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.
«Евросоюз подготовился к текущему экономическому сезону в том числе благодаря объемам газа, которые покупал у Российской Федерации по маршрутам, сейчас недоступным – трубопроводам «Северный поток» и «Ямал-Европа». «СП» сорван, «Ямал-Европа» стал предметом санкционного противостояния. И сейчас «Газпром» не имеет права пользоваться этим направлением для поставок газа в Европу. На территории России из-за различного рода ограничений, связанных с недоступностью инфраструктуры, заперто порядка 100 миллиардов кубометров газа в год. Это объем, который неизбежно оказывает косвенное влияние на европейский рынок», — обрисовал текущую картину собеседник издания.
Первый риск
Фролов назвал два риска для отрасли в ЕС. Даже с учетом падения спроса в Европе на 60 млрд кубометров в прошлом году, она все равно нуждается примерно в 40-50 млрд кубометров. В 2022 году этот объем был закуплен в виде СПГ. Однако сейчас создается угроза поставкам дополнительных объемов в Старый Свет на фоне активности Азии, где растет спрос и биржевые котировки стабильно последний месяц оказываются выше европейских.
«Дополнительные объемы, которые Европа смогла привлечь в 2022 году, могут уплыть в Азию, и компания Total не понаслышке знает об этих рисках, потому что она входит в тройку крупнейших импортеров американского СПГ. У нее есть долгосрочные контракты с заводами США, и везет компания СПГ туда, где за него больше платят. В 2022 году больше платила Европа, и Total с удовольствием отправляла туда все объемы, а если в 2023 году больше заплатит Азия, Total тяжело вздохнет, скажет: "Ай-ай-ай, как же мне жаль моих дорогих европейских сограждан, но just business" и повезет в Азию», — раскрыл схему Фролов.
Второй риск
Второй опасный момент связан с тем, что российский газ становится недоступен в тех объемах, которые могли бы парировать этот риск. А закупить где-то еще столько же даже теоретически невозможно, продолжил эксперт. Проблемы инфраструктуры, санкционного противостояния могут вылиться в дефицит газа на европейском рынке и в дальнейшем — в падение спроса под давлением высоких цен. Это единственный ответ, который в условиях кризиса сможет предоставить Европа на подобного рода вызов.
Читайте нас: