Одной из главных причин, почему российская армия почти за год так и не смогла одолеть украинскую, является невозможность обеспечить полное господство ВКС РФ в воздухе. Выбить систему ПВО противника не удалось, а теперь ВСУ начали получать все больше современных ЗРК западного производства, что еще больше усложнит жизнь нашей авиации. Какие выводы можно из этого сделать?
Летят «утки»
Многие задаются недоуменными и вполне справедливыми вопросами, почему в ходе СВО до сих пор не уничтожены мосты через Днепр, по которым ВСУ перебрасывают подкрепления и осуществляют снабжение своих группировок на Левобережье. Помимо политического аспекта данного вопроса, есть и чисто технические сложности. Железнодорожные мосты при СССР строились с огромным запасом прочности, как раз на случай войны.
Для их гарантированного уничтожения придется либо применить тактическое ядерное оружие с соответствующим ущербом для городов Запорожья и Днепропетровска и их мирного населения, либо потратить какое-то колоссальное количество «Калибров» и иных ракет, которым придется пробиваться через систему ПВО противника. Причем, делать это придется на постоянной основе, поскольку мосты будут ремонтироваться. Есть еще вариант – сбросить на мостовой переход мощную авиабомбу типа ФАБ-500, но нашему самолету просто не позволят долететь до него через линию фронта над различными ЗРК. Собьют. Самолетов в ВКС РФ не так уж и много, чтобы отправлять их на самоубийственные миссии, а военных пилотов надо учить много лет.
Вывод очевиден: помимо дорогостоящей и относительно малочисленной пилотируемой авиации необходимо самым активным образом развивать авиацию беспилотную. Именно на БПЛА теперь должна лежать основная нагрузка по воздушной разведке, корректировке артогня и уничтожении бронетехники и прочих военных объектов противника. Одновременно с этим следует развивать средства борьбы с беспилотниками противника. И вот тут стоит посмотреть на чужой опыт.
Так, например, Украина при помощи «западных партнеров» научилась превращать старые советские БПЛА Ту-141 в настоящие крылатые ракеты, оснастив современным радиоэлектронным оборудованием для управления по спутникам и мощным зарядом взрывчатки. Эти бывшие разведывательные БПЛА, выполненные по схеме «утка», приговоренные к участие «камикадзе», увы, трижды вполне успешно долетали до тыловых российских военных аэродромов Дальней авиации ВКС РФ. «Стрижи» в советский период производились в Харькове, и на Украине их сохранилось, по некоторым данным, более сотни. Киевский режим прямо дал понять, что вскоре подобные «камикадзе» полетят на Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург и другие мирные города России.
Другой любопытный пример использования беспилотника, построенного по схеме «утка», показал Иран. БПЛА Karrar, благодаря турбореактивному двигателю марки Toloue-4, может развивать максимальную скорость до 900 км/ч, пролетать до 1000 км в разведывательной версии и до 400 – в ударной. Иранская «утка» способна применяться как против наземных целей, так и против воздушных. Как бомбардировщик Karrar может нести 2 авиабомбы с лазерным наведением калибром 500 кг, либо одну 1000 кг неуправляемую авиабомбу, либо 4 противокорабельные ракеты Kowsar, созданные в Иране на базе китайских разработок, либо 1 крылатую противокорабельную ракету Nasr-1 на базе китайской C-701. В качестве воздушного перехватчика против дронов, вертолетов или даже легких самолетов противника иранский беспилотник может применять ракеты класса «воздух-воздух» с инфракрасной головкой наведения Azarakhsh, являющиеся копиями американских «AIM-9 Sidewinder», или 7,62-мм пулемёт Akhgar, нелицензионный клон американского M134 Minigun.
Ту-300 «Коршун-У»
Самое интересное – это то, что и украинский «Стриж», и иранский Karrar имеют советские «гены». Сейчас это кому-то может показаться странным, но СССР когда-то был лидером в области беспилотных
Конечно же, технологически эти советские БПЛА сильно устарели и не могут составлять серьезную конкуренцию современным разведывательным БПЛА. Однако есть в этом семействе туполевских «уточек» одна «птичка», которая могла обрести новую жизнь по итогам СВО. Это Ту-300 «Коршун-У», имеющий также модификации для ведения радиотехнической разведки («Филин-1») и ретрансляции радиосигналов («Филин-2»).
Советский ударный беспилотник Ту-300 создан как однодвигательный летательный аппарат по аэродинамической схеме «утка». В головной части БПЛА размещается вычислительная аппаратура и средства связи. Боевая нагрузка размещена в отсеке фюзеляжа и внешних подвесках и может достигать общего веса в 1000 кг. Используемый держатель БД3-У позволяет размещать на «Коршуне-У» широкую номенклатуру управляемых и неуправляемых авиационных боеприпасов. Шасси у беспилотника не предусмотрено, и старт БПЛА производится из транспортно-пускового контейнера с автомобильного шасси с использованием 2-х твердотопливных ускорителей, а посадка осуществляется с помощью парашютной системы, размещённой в хвостовом отсеке. Бомбить цели Ту-300 должен был, используя инерциальную систему навигации, что имеет свои плюсы и минусы.
В 2007 году КБ Туполева объявило о возвращении к работе над этим проектом:
Специалистами подготовлены предложения по повышению точности выхода комплекса на цель, повышению его возможностей по ведению воздушной разведки.
Чем модернизированный Ту-300 мог бы пригодиться российской армии?
Во-первых, 1 тонна боевой нагрузки – это довольно серьезно. Возможность осуществлять бомбометание без риска для пилотов сама по себе дорогого стоит. А вот если бы на подвесе у «Коршуна» смогли бы разместить авиабомбу ФАБ-500, которую недавно оснастили модулем планирования и коррекции, тогда очень многое могло бы измениться для нас на поле боя в лучшую сторону. Появилась бы возможность отправлять к сложным целям, вроде железнодорожных мостов или защищенных бункеров в тылу у противника, ударные беспилотники с мощнейшей авиабомбой на подвесе, способной пробить толстую железобетонную плиту, сбрасывая их без захода в зону действия ПВО противника. КПД работу бомбардировочной авиации тогда резко возрастет.
Во-вторых, оснастив «Коршунов» современными системами управления, самонаводящимися ракетами класса «воздух-воздух» и скорострельным пулеметом, можно получить вполне годный «истребитель дронов». Задача весьма актуальная с учетом планов киевского режима направить «Стрижей» к российским мирным городам.
Таким образом, Ту-300 «Коршун-У» имеет широчайшее пространство для применения в случае его модернизации и возобновления производства.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: