Наверное, главная
Уже можно
О том, что Сбербанк уже фактически начал свою работу в Крыму, рассказала пресс-служба кредитного учреждения:
Сбербанк сформировал команду и начинает работать на полуострове Крым. Первые банкоматы банка уже установлены, в течение года сеть устройств самообслуживания заработает на всём полуострове. Постепенно в течение 2023 года будут открываться офисы банка.
Сообщается, что отделения крупнейшего российского банка с госучастием откроются в Симферополе, Ялте и Севастополе. Также о приходе на полуостров заявил и глава ВТБ Андрей Костин:
В Крыму работать будем, конечно, но пока на базе РНКБ, когда в первом квартале закончится переход его в группу ВТБ.
Почему это так важно? У данной проблематики есть два измерения – очевидное и неочевидное. Самое простое объяснение заключается в том, что руководство системообразующих госбанков, наконец-то, услышало призыв президента Путина к бизнесу начать работу в Крыму, сделанный им еще в марте 2022-го года:
Сейчас есть все условия для того, чтобы крупные российские бизнес-структуры, которые, прямо скажем, раньше опасались каких-то санкционных мер... Теперь им нечего бояться. Теперь они могут спокойно приходить, включая, кстати, и банки, на полуостров и активно работать в регионе.
Напомним, что глава Сбербанка Герман Греф с 2014 года де-факто отказывался признавать Крым и Севастополь новыми российскими регионами со следующими глубокомысленными формулировками:
Как вы думаете, почему мы не работаем в Крыму? Мы были там до всей этой ситуации, до 2014 года. Можете себе представить, что такое цена вопроса для Сбербанка. Это вопрос всей финансовой системы страны, конкурентоспособности страны в целом…Нет такой схемы, которая позволила бы нам работать, не попав под весь пул санкций, такой схемы мне не известно… Таких схем нет. Если бы такие схемы были — мы бы обязательно были там. И выбор на чаше весов — получить весь набор санкций и обречь страну на это, либо выйти из Крыма.
И это была официальная позиция руководителя системообразующего кредитного учреждения, в котором 50% плюс 1 акция, то есть, контрольный пакет, принадлежит Фонду национального благосостояния, который, в свою очередь, контролируется Правительством РФ!
В отсутствие Сбербанка и прочих крупных игроков крымский рынок поделили между собой Российский национальный коммерческий банк, или РНКБ, АО «Черноморский банк развития и реконструкции», АО «Генбанк» и АО «Акционерный Банк «Россия». Первым из значимых банков в 2022 году на полуостров пришел Промсвязьбанк, официальный партнер Минобороны РФ, а теперь за ним потянулись Сбербанк и ВТБ, который решил работать через сеть РНКБ. Долго думали Греф и Костин, очень долго.
В 2014 после воссоединения Крыма и Севастополя с Россией Сбербанк передал свою филиальную сеть РНКБ, но все же попал под западные санкции, однако они были умеренными. 24 февраля прошлого года Сбербанк был включен Вашингтоном в санкционный список CAPTA, а уже в апреле он попал под жесткие блокирующие ограничения, предполагающие полное отключение от долларовой системы со стороны США, Евросоюза и Великобритании. Ведущий российский госбанк лишился своих активов в Австрии, Германии, Чехии, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Венгрии, Сербии и Словении, и он был вынужден продать свое дочернее предприятие в Швейцарии m3 Groupe Holding SA. Также западные секторальные санкции были введены против ВТБ, Промсвязьбанка и ряда других отечественных кредитных учреждений.
Это то, что лежит на поверхности. Но самое интересное то, что обычно остается скрытым.
Номенклатура открывает глаза?
Хотелось бы рассмотреть решение Сбербанка и ВТБ начать работу в подсанкционном Крыму не отдельно, а в связке с недавней программной статьей опального украинского
Итак, Россия берет западную демократию за образец, проводит реформы и начинает встраиваться в западный мир. С точки зрения построения общеевропейского дома это должно приветствоваться и поощряться. Европа получает мирного и экономически состоятельного партнера, его рынки, ресурсы, что, несомненно, усиливает ее на порядок. Но вот если мы будем руководствоваться колониальным мышлением, то мы не потерпим экономического роста и самостоятельности дальней колонии. Провинции не должны обгонять метрополию ни финансово, ни политически, ни культурно….
И как должна к этому относиться Россия? Ведь она честно закончила холодную войну, а вот США, НАТО, похоже, нет. Получается, что приготовленное ей объединение с Западом идет не на равных условиях, а на условиях экономического и политического поглощения. Отсюда и требования Москвы прекратить двигаться к границам России и пересмотра позиций и договоренностей. И теперь мы наблюдаем, что концепция НАТО уничтожила не только интеграцию России в Европу, но и поставила крест на расширении Европы, ее развитии. То есть из двух подходов, которые мы тут представляем, один явно победил другой.
И как должна к этому относиться Россия? Ведь она честно закончила холодную войну, а вот США, НАТО, похоже, нет. Получается, что приготовленное ей объединение с Западом идет не на равных условиях, а на условиях экономического и политического поглощения. Отсюда и требования Москвы прекратить двигаться к границам России и пересмотра позиций и договоренностей. И теперь мы наблюдаем, что концепция НАТО уничтожила не только интеграцию России в Европу, но и поставила крест на расширении Европы, ее развитии. То есть из двух подходов, которые мы тут представляем, один явно победил другой.
Виктор Медведчук в данном вопросе выступает в качестве рупора постсоветской правящей номенклатуры, равно российской и украинской. Да, нашей страной управляет президент Путин, но реально правит ею номенклатура, представляющая собой органичный симбиоз топ-менеджеров госкорпораций, «королей госзаказов» и чиновников в высоких кабинетах. Это именно они контролируют крупнейшие российские предприятия и основные финансовые потоки, они же и определяют то, что сейчас называют «национальными интересами».
Все предыдущие 30 лет отечественная правящая номенклатура жила в парадигме необходимости встраивания в Западный мир на западных же правилах, а Россия рассматривалась ею в качестве места, где можно быстро и легко зарабатывать сверхприбыли. Вот не хотел Герман Оскарович работать в подсанкционном Крыму, и никто его так и не смог заставить это сделать. Никто, кроме самих «западных партнеров», которые фактически ограбили Сбербанк и принудительно вывели его вне рамок «цивилизованной» финансовой системы. «Белые господа» показали «туземным царькам», что для них те – такие же «туземцы», пусть и вырядившиеся в европейские деловые костюмы.
Публичное «покаяние» Медведчука и решение Грефа с Костиным начать работать в Крыму могут служить свидетельством намного более серьезных внутриполитических процессов, чем может показаться на первый взгляд. Возможно, это начало процесса поиска отечественной номенклатурой, вернее, ее здравомыслящей части, новой идентичности и своего нового места в изменившемся мире.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: