По сути, конституционный закон (КЗ) о Елбасы (лидере нации) – это очень расширенная версия 6 главы закона «О Президенте Республики Казахстан». В рамках этого КЗ экс-глава Казахстана Нурсултан Назарбаев оставался вождем без формального доступа к управлению: он мог обращаться и к народу, и к чиновникам любого уровня, а такие обращения являлись обязательными к рассмотрению.
Открытыми оставались и двери в парламент, где он мог выступить по любому вопросу. Помимо прямого доступа в любой орган власти, Назарбаев был полностью неподсуден, а имущество его, членов его семьи, а также юридических лиц, которые он или они учредили, являлось неприкосновенным. Бонусом прилагалась банковская тайна и защищенность счетов первого президента и членов семьи. При этом из бюджета Казахстана финансировалось «личное министерство» Елбасы. Сам Назарбаев получал формальную должность – член Конституционного Совета.
Теперь экс-Елбасы довольствуется скромным присутствием (но не выступлением) на совместных заседаниях парламента, инаугурационных мероприятиях и государственных праздниках. Обрушилась и «крепостная стена», защищающая счета и имущество Назарбаева и семьи. Некоторые родственники (племянник Кайрат Сатыбалдыулы) ранее уже были приговорены к тюремным срокам и конфискации имущества.
Нурсултана Абишевича теперь защищает КЗ «О Президенте Республики Казахстан», правда без предусмотрительно изъятого в ноябре пункта, который оставлял для экс-Елбасы должность члена Конституционного Совета. Неподсудность сохраняется с оговоркой – «за исключением случаев совершения государственной измены».
В итоге Назарбаев как политик фактически исключается из публичного поля в Казахстане, а его влияние на ситуацию может по-прежнему сохраняться лишь благодаря многочисленным родственникам и ставленникам, контролирующим активы. Часть из них уже пострадала, а часть может составить им компанию после отмены «закона о Елбасы».
Ранее Readovka сообщала, что Казахстан
Дарья Мельникова
Читайте нас: