Сербия после Рождества снова строит баррикады. А ведь только что разобрали предыдущие. Что на этот раз?
В Косове албанец ранил двух сербов, один из которых –11-летний ребенок. Он стрелял из движущейся машины. Дети несли рождественские ветви. Митинги сербов начались в Прилужье, Косове и Метохии. В 2022-м году было зафиксировано 150 этнических нападений. Это травля, нападения на дома, осквернение церкви. За последние два года таких происшествий стало в два раза больше.
Историю с Косово мы рассматриваем как наезд на Сербию, которая слишком хорошо относится к России. И мы точно так же относимся к сербам. Только вот реальность там совсем другого порядка.
То, что в отделении Косова от Сербии участвовали граждане Албании – ни для кого не секрет. И многие думали, что это случится в 1999 году, когда НАТО бомбил Югославию. Но это не произошло ни тогда, ни в 2008-м, когда часть стран признали независимость Косова.
И вдруг под конец прошлого года косовские полицейские начинают захваты сербских районов. Сербы перегораживают дороги, президент Вучич призывает западных союзников соблюдать соглашения по резолюции 1244, и по ней же предлагает ввести сербские войска. Против такого решения выступают в США. НАТО отклоняет запрос Сербии на введение контингента полиции и армии в Косово. Силы KFOR бездействуют.
Что, мало вооруженных сил? Но на следующей неделе будет форум в Давосе: на каждого участника там выставят по два солдата для охраны, то есть пять тысяч европейских солдат. И еще в начале декабря Вучич делает простое заявление.
"Сегодня для меня, во всяком случае, самый тяжёлый день с тех пор, как я президент Республики Сербии или глава правительства Сербии, и, вероятно, самая тяжёлая ночь передо мной", - говорит Вучич.
Это не ночь. Это теперь уже вечность. Декабрь прошел, сербские власти попросили разобрать баррикады, и тут выстрелы под Рождество. Почему? Потому что косовцы просто зачищают свою территорию от сербов. Для того, чтобы объявить об объединении с Албанией. Час настал.
Объединение Косова и Албании было официально объявлено еще в 2015-м году. Тогда премьер-министр Албании Энди Рама назвал его неизбежным. В 2017-м тема возникла снова. В ноябре премьер Косово Альбин Курти призвал к большей интеграции Приштины и Тираны. Началось подписание документов о создании секретариата по координации Албании и самопровозглашенного Косово, о режиме перехода границы для приграничных территорий, об открытии нового КПП. Два месяца назад Энди Рама сказал, что его политическая цель – именно объединение Албании и Косова.
Пользуясь тем, что Европа слишком отвлечена на события на Украине, Албания и Косово наконец делают то, что собирались. Косово получает выход к морю через Албанию. К миллионам албанцев присоединяется два миллиона косоваров. Но не это главное. Албанцы и в своей стране, и в Косово – это мусульмане. 60% мусульман в Боснии и Герцеговине. То есть возникает юго-восточный исламский мир. При резком росте количества беженцев или просто граждан Европы, исповедующих ислам, мечеть Парижской богоматери становится вполне реальной фигурой. Вот что такое активность албанцев в Косово. Причем, это не традиционный российский ислам, не ислам арабских стран – это именно европейские исламисты. Это фактическое формирование запрещенной в России ИГИЛ уже на территории Европы. И никакие баррикады сербов тут не помогут.
* "Исламское государство", ИГ, ИГИЛ – террористическая организация, запрещена в РФ.