На фоне приближения даты президентских и парламентских выборов политическая обстановка в Турции становится все более оживленной.
Приговор потенциальному претенденту на пост главы государства и мэру Стамбула Экрему Имамоглу, возможный перенос даты голосования, открытый вопрос с кандидатами от оппозиции и усиливающееся давление на прокурдскую «Партию демократии народов» (ПДН) — все это говорит о том, что в ближайшие месяцы республику ожидает череда судьбоносных решений.
ПДН готова выставить своего кандидата
Накануне сопредседатель ПДН Первин Булдан, выступая на конгрессе партии в Карсе, заявила, что ее фракция намерена выставить своего кандидата на предстоящих выборах. Таким образом, потенциальный претендент станет соперником президента Реджепа Тайипа Эрдогана и неназванного кандидата от оппозиции.
«Мы, ПДН, в самое ближайшее время поделимся именем своего кандидата в президенты с народами Турции. ПДН выдвинет своего кандидата, продемонстрирует своего кандидата и пойдет на выборы со своим кандидатом», — отметила политик.
При этом она добавила, что ПДН не входит ни в правящий «Народный альянс», ни в коалицию оппозиционных сил («Стол шести», Altılı Masa). Булдан подчеркнула, что у ее партии есть свои принципы, которые члены фракции готовы обсудить с другими политическими силами.
«А почему ПДН не должна выдвигать своего кандидата? Разве ПДН не олицетворяет волеизъявление в этой стране? Разве она не является политической партией? Разве она не имеет право участвовать в выборах? Учитывая все это, я хотела бы еще раз заявить, что ПДН выдвинет своего кандидата вместе со своими собственными партнерами», — подтвердила Будан на сегодняшнем конгрессе в Ыгдыре.
Лидер фракции ПДН в парламенте Сарухан Олуч, в свою очередь, заявил, что предстоящие выборы являются особенными, поскольку в ходе голосования в Турции действительно может смениться режим. По словам политика, прокурдская партия хотела бы обсудить возможность выдвижения общего кандидата с другими политическими силами, однако это может быть произойти только при условии консультаций с ПДН. В противном случае — отправиться на выборы со своим претендентом на пост президента.
«Мы сказали [оппозиции], что хотим обсудить некоторые вопросы. Если эти переговоры не будут проведены с нами, мы продолжим идти своим путем как партия, которая, по предварительным оценкам, наберет минимум 12-13% голосов», — сказал Олуч.
Кандидат в президенты от ПДН в 2018 году и экс-сопредседатель партии Селахаттин Демирташ, находящийся в настоящее время в тюрьме по обвинению в «терроризме», поддержал решение однопартийцев касательно проведения независимой политики в преддверии выборов.
«Если другой оппозиционный блок («Стол шести» — Прим. ред.) не собирается навещать [штаб] ПДН и вести открытый диалог, чтобы выдвинуть общего кандидата или договориться о принципах с потенциальным кандидатом, то, конечно, ПДН выступит со своим кандидатом. Не может быть более здравого и законного отношения, чем это», — рассказал политик журналистам при посредничестве адвоката.
Консенсуса среди оппозиции нет?
Двумя днями ранее состоялось шестое заседание «Стола шести» — неофициального объединения оппозиционных сил в преддверии выборов. В них приняли участие руководитель кемалистской «Республиканской народной партии» Кемаль Кылычдароглу, глава «Хорошей партии» Мераль Акшенер, председатель правоконсервативной суннитской «Партии счастья» Темель Карамоллаоглу, глава кемалистско-консервативной «Демократической партии» Гюльтекин Уйсал, лидер либеральной «Партии демократии и прорыва» (DEVA) Али Бабаджан и экс-премьер министр Турции, глава «Партии будущего» Ахмет Давутоглу.
По данным газеты Cumhuriyet, одной из тем обсуждения стала единая кандидатура на пост президента от оппозиции. Издание сообщило, что конкретные имена не произносились, однако стороны согласовали намерение выдвинуть единого кандидата.
Несмотря на то, что на собрании имя потенциального претендента не называлось, источники сообщили, что «Демократическая партия», DEVA и «Партия счастья» не будут оспаривать кандидатуру лидера РНП Кемаля Кылычдароглу. «Партия Будущего» при этом не высказала своего мнения по данному вопросу, а «Хорошая партия» собирается обсудить ситуацию на внутрипартийных совещаниях. Все шесть партий договорились, что кандидат должен быть выбран единогласно, а не за счет голоса большинства участников «Стола шести». По данным Cumhuriyet, в дальнейшем лидеры партии активизируют переговоры по поводу претендентов на пост главы Турции путем двусторонних и трехсторонних встреч.
В то же время председатель DEVA Али Бабаджан подчеркнул, что «Стол шести» уже согласовал кандидатуру. По его словам, этот человек не будет «другой версией нынешнего президента».
«Избранный кандидат сначала проконсультируется с шестью партиями по очень важным решениям, получит согласие шести партий, а затем воспользуется своими полномочиями. Мы также близки к договоренностям о том, что лидеры [оппозиционных] партий станут помощниками президента», — заявил он.
В свою очередь, руководитель «Хорошей партии» Мераль Акшенер предрекла, что в случае успеха ее фракции на выборах она станет премьер-министром. Сейчас эта должность упразднена, но с учетом того, что многие оппозиционные политики намереваются восстановить парламентскую системе правления, слова Акшенер можно воспринимать как заявку на лидерство. Однако сейчас, очевидно, «Хорошая партия» вынуждена подчиняться текущим правилам игры, при которых сначала нужно согласовать кандидата в президенты.
Потенциальные кандидаты
Поскольку наиболее популярной партией, входящей в «Стол шести», является РНП, вероятнее всего, кандидат от оппозиции будет представителем именно партии кемалистов. Как уже говорилось ранее, наиболее очевидным претендентом является Кемаль Кылычдароглу. Однако данные опросов общественного мнения неоднократно демонстрировали, что политик уступает президенту Реджепу Тайипу Эрдогану «в очном противостоянии».
При этом мэры Стамбула и Анкары Экрем Имамоглу и Мансур Яваш (оба — представители РНП) пользуются гораздо большим общественным доверием, чем Кылычдароглу и даже Эрдоган.
Однако, как известно, в декабре прошлого года в отношении Имамоглу был вынесен приговор за оскорбление избирательной комиссии. Политику грозит тюремное заключение и отстранение от политической деятельности на пять лет. Как эксперты, так и обычные граждане уверены, что вердикт суда связан с попыткой Эрдогана устранить сильного кандидата. Однако судебные разбирательства еще не закончились — вышестоящим инстанциям предстоит подставить точку в деле против градоначальника.
Что касается кандидатуры Мансура Яваша, то сам политик заявил о готовности баллотироваться, если «Стол шести» выберет его кандидатом. Однако, как полагают СМИ, Кемаль Кылычдароглу не готов уступать место своим однопартийцам, желая видеть как Яваша, так и Имамоглу на должности градоначальников. Кроме того, кандидатура мэра Анкары абсолютно точно исключает присоединение ПДН к альянсу — об этом представитель прокурдской партии заявила на днях. Дело в том, что Яваш имеет националистические политические корни и раньше состоял в праворадикальной «Партии националистического движения» (ПНД).
Выборы в Турции
В июне 2023 года в Турции пройдут всеобщие выборы. Около шести миллионов избирателей впервые смогут принять участие в голосовании. По мнению аналитиков, оно обещает быть непредсказуемым.
При этом в последнее время участились разговоры о проведении досрочных выборов. Так, существует вероятность того, что плебисцит состоится 14 мая. Для переноса даты голосования необходимо 360 голосов депутатов 600-местного парламента — у правящего альянса нет стольких кресел. При этом оппозиция утверждает, что готова пойти на досрочные выборы только в случае, если они состоятся до 6 апреля.
На фоне выборов кандидатов и определения даты голосования ведется дело по закрытию прокурдской ПДН из-за возможных связей с «Рабочей партией Курдистана» (РПК), признанной в стране террористической. На днях Конституционный суд заморозил счета ПДН на время рассмотрения дела. Если вышестоящие инстанции полностью запретят деятельность фракции, политический расклад в стране кардинально поменяется.