Лента новостей

12:52
Европа в шоке от Орешника, но они еще Новатор не видели - Новости
12:38
Для освобождения Херсона необходимо полное господство ВКС РФ в воздухе
12:24
Оппозиция Абхазии призвала протестировать в республике единую валюту России и Белоруссии
12:23
Российские войска бьются за Часов Яр в ДНР. Треть города освобождена от украинских оккупантов
12:07
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 23 ноября, день
12:00
Сводки с фронта: ключевые события и карта боевых действий на Украине, Донбассе и в Курской области 23 ноября 2024 года
11:55
«Возросшее мастерство Советской армии»: Минобороны РФ опубликовало документы о Моонзундской операции
11:11
«Ростех» налаживает массовый выпуск кварцевых генераторов
11:01
Мир в тени «Орешника» – настал ли момент истины?
10:48
Меркель призвала не проводить переговоры о мире без Украины
10:46
России требуется скорейший мир, так как солдаты заканчиваются и у нее
10:25
Российская армия отражает атаки ВСУ в Курской области: детали утренних событий 23 ноября
10:19
«Практически организовано»: Путин заявил о принятии решения по серийному производству ракетных систем «Орешник»
10:14
Медики из США поделились «детективной историей» о синдроме Рапунцель
10:04
Германия должна выплатить России все до копейки
09:47
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 23.11.2024
09:35
Последние новости с фронтов СВО от Юрия Подоляки на утро, 23.11.2024: активное наступление российских войск
09:17
Введение нравственного контроля культуры поможет укреплению России
08:19
Путин не исключает вероятность нанесения ударов по странам, поставляющим Киеву вооружения для атак вглубь российской территории
08:06
Путин сделал предупреждение от которого не скрыться - Новости
06:19
«Бахнем! Обязательно бахнем, и не раз. Весь мир в труху. Но потом...»
05:34
О дистанциях решительного боя для отечественных двенадцатидюймовок времен русско-японской войны
05:24
Бои батальона Момыш улы в районе станции Матренино 17 и 18 ноября 1941 г.
04:16
Прорывы на фронтах: новости СВО от 23 ноября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1003-й день спецоперации России на Украине
03:01
Запад готовит силовой сценарий для Белоруссии?
02:45
Применение Орешника, удары западным оружием, ядерная доктрина
01:38
Блогер показал, как пройти Baldur’s Gate 3, не делая в бою абсолютно ничего
01:32
Американской верхушке плевать на американцев
00:02
Нехитрая загадка образа Зеленского
23:37
«Сдержать агрессию Запада»: что известно о новейшей российской ракете средней дальности «Орешник»
23:36
Орбан призвал страны Запада отнестись серьёзно к запуску «Орешника»
23:12
Генетики Пентагона нацелились на создание суперсолдат для биологической войны
22:31
Путин предупредил о продолжении боевых испытаний «Орешника»
21:53
Правого экс-президента Бразилии обвиняют в подготовке госпереворота
21:45
Страны Евросоюза готовят население к войне с Россией
21:02
«Уэбб» открыл в ранней Вселенной три огромные галактики — учёные не понимают, почему они так быстро сформировались
20:58
В Думе хотят оставить только вахтовую и целевую миграцию
20:57
В Санкт-Петербурге мошенника из МЧС не отпускают на СВО
20:56
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 22 ноября
20:55
В российских городах отменяют выступления комика Гурама Демидова, который высмеял Иисуса Христа
20:45
Путин объявил о серийном производстве ракет «Орешник»
20:34
Выступление Путина на совещании с руководством Минобороны
20:24
FPV-дрон уничтожил БМП Marder ВСУ в приграничном районе Курской области — видео
20:05
Еврокомиссар призвал страны ЕС поддержать арест Нетаньяху и Галанта за военные преступления
20:04
The Times: Германия поставила Украине 4 тысячи роботов-убийц
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Три масштабных инфраструктурных проекта для России и Ирана

Три масштабных инфраструктурных проекта для России и Ирана



Специальная военная операция, начатая 24 февраля 2022 года на Украине, привела к необычайному сближению России и Ирана. Тегеран оказался одним из немногих, кто решился подставить Москве плечо. В условиях западных санкций и непростых отношений с Турцией в перспективе именно Иран может стать ведущим деловым партнером для нашей страны.


Благодаря своему географическому расположению, Исламская Республика теперь представляет собой исключительное значение для реализации инфраструктурных проектов в обход антироссийски настроенных государств. С ходу можно назвать как минимум три перспективных направления.

МТК «Север – Юг»


Идея международного транспортного коридора «Север - Юг» возникла уже очень давно, в конце 90-х годов прошлого века. В соответствии с ней должен появиться единый маршрут, по которому можно было бы доставлять контейнерные грузы из Индии в регион Балтики в обход Суэцкого канала. Странами-транзитерами, соответственно, должны были стать Иран и Россия.

Всего в рамках проекта возможно три направления – Транскаспийское, Восточное и Западное. Первый предполагает использование иранских и российских автомобильных дорог и паромной переправы через Каспийское море. Восточный маршрут может соединить РФ и ИРИ железнодорожной сетью по восточному берегу Каспия через Казахстан, Узбекистан и Туркмению. В западном направлении грузопоток из Индии сможет пойти по западному побережью Каспийского моря через Азербайджан или даже Армению. Точка входа коридора «Север – Юг» в любом случае будет на берегу Персидского залива, куда должны приходить сухогрузы из Индии, выхода – в российских портах на Балтике.

Насколько можно понять из открытых источников, Москву, Тегеран и Нью-Дели в настоящее время интересует именно Транскаспийский маршрут, видимо, чтобы не попадать в лишнюю зависимость от многочисленных стран-транзитеров.
Самое интересное, что этот инфраструктурный проект наиболее активно сейчас продвигает даже не Россия или Иран, а Индия. Англоязычный канал Press TV, базирующийся в ИРИ, комментирует мотивы Нью-Дели следующим образом:

Чтобы получить доступ к богатой ресурсами Центральной Азии, Индия должна направлять свои товары через Китай, Европу или Иран. Маршруты через Китай и Европу являются длинными, дорогими и трудоемкими, при этом [путь через] Иран является наиболее жизнеспособным.

При этом за скобками тактично остается то, что КНР и Индия находятся в непростых отношениях, являясь региональными потенциальными противниками, и обе эти страны продвигают свои инфраструктурные проекты через Исламскую Республику, чему в Тегеране явно только рады. Развитие Транскаспийского маршрута позволит и России выйти на рынки Юго-Восточной Азии через Иран, минуя среднеазиатские республики и Китай.

Железная дорога в Сирию


Другой перспективный инфраструктурный проект, который продвигает Тегеран, представляет собой железную дорогу, призванную соединить Исламскую Республику с побережьем Средиземного моря. Для этого в единую транспортную сеть должны быть соединены Иран, Ирак и Сирия с выходом в порт Латакии. Данная железная дорога может быть впоследствии дотянута и до Китая.

Тегеран крайне заинтересован в выходе в акваторию Восточного Средиземноморья, где себя пока что вольготно чувствуют израильтяне. Порт Латакии с 2019 года передан в аренду Ирану, и на его территории вполне может появиться настоящая база ВМС ИРИ. Интерес России к данному маршруту состоит в том, что Минобороны РФ тогда получит реальную возможность снабжать нашу воинскую группировку в Сирии через Каспий, Иран и Ирак по железной дороге в обход Турции и ее проливов, которые могут быть заблокированы в случае резкого обострения отношений Москвы и Анкары.

Канал Каспий – Персидский залив


Это самый древний инфраструктурный проект между Россией и Ираном, который на полном серьезе обсуждался еще при Петре I. Уже тогда было понятно, что критическая зависимость от турецких Босфора и Дарданелл ни к чему хорошему не приведет. Рассматривались два основных варианта прокладки судоходного канала – с выходом в Персидский залив протяженностью около 650 километров и в Оманский залив – почти 1000 километров.

Совместная российско-иранская комиссия по сооружению канала начала работу в 1904 году, но тогда стороны не смогли договориться об условиях. Россия настаивала на принципе экстерриториальности судоходного канала, а Иран – на создании кондоминиума. Впоследствии вопрос о соединении Каспийского моря и Персидского залива поднимался на переговорах И.В. Сталина с М.Р. Пехлеви в Тегеране в 1943 году. Однако в 50-е годы руководство Ирана начало проводить более «многовекторную» политику, и проект опять не состоялся. Американцы стали активно покупать иранскую нефть, а Турция – демпинговать, снижая тарифы на транзит советских товаров через свои проливы.

«Западные партнеры» делали все, чтобы разорвать взаимовыгодное сотрудничество наших стран, и у них это прекрасно получалось. В 1998 году вновь была создана совместная экспертная группа по проекту судоходного канала через Иран, но его реализация была приостановлена из-за введения против Исламской Республики экономических санкций. В 2016 году Москва и Тегеран опять вернулись за стол переговоров после того, как заметно ухудшились российско-турецкие отношения на фоне войны в Сирии.

Возможна ли реализация подобного проекта сегодня?

Начало прокси-войны России со всем блоком НАТО на территории Украины и возросшие риски со стороны Турции делают такие обходные транспортные коридоры весьма актуальными. Однако строительство сопряжено со многими техническими сложностями и экологическими рисками, а также вылетит в «копеечку». Кроме того, следует учитывать, что, неожиданно обретя морские ворота из Каспия в Индийский океан, Казахстан и другие его среднеазиатские более не будут критически зависеть от России как страны-транзитера. Все эти и иные риски следует учитывать при участии в таких амбициозных инфраструктурных проектах.

Сергей Маржецкий


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх