Лента новостей

17:43
Вассерман призвал ликвидировать режим Зеленского, как террористическую организацию
17:04
Россия и Китай укрепляют дружбу, преодолевая проблемы, созданные Западом
17:01
Над Рейхстагом 9 мая пролетел беспилотник с российским флагом
16:27
Во Франции призвали отменить антироссийские санкции
16:00
В Киргизии сообщили о 29 пострадавших в результате ночных событий в центре Бишкека
15:59
«Планируете да планируете. На ДМЗ без слёз смотреть нельзя». Пушилин рассказал о массовом запуске предприятий в ДНР
15:51
Подозреваемый в покушении на премьера Словакии Фицо признал вину
15:50
На Украине заочно предъявили обвинение главам ФСБ и Росгвардии
15:23
Протоиерей Ткачёв считает, что белгородцы недостаточно молятся – надо с утра до вечера, тогда обстрелов не будет
15:22
Зеленский пожаловался на нехватку 75% средств ПВО
15:16
Между Китаем и США: Ангола вновь меняет вектор
15:13
Украинские дальнобойщики устроили протест против насильственной мобилизации
14:46
ВСУ обстреляли Херсонскую область. Есть пострадавшие
14:12
Киевский режим ожидает прорывов российской армии на разных участках фронта
14:03
Правительство утвердило план празднования 80-летия Великой Победы
13:37
WSJ: Украина попросила США указать цели в России для поражения
13:36
Депутат Бурляев призвал преподавать детям в школах уроки целомудрия
13:35
Жителям Украины запретили перемещать и продавать свои автомобили, которые будут стоять на учёте в военкомате
13:29
Страсти на бывшей Украине: «Иудейская война»
13:27
Сравнение российских вооруженных сил и армий НАТО в апокалиптическом сценарии третьей мировой войны
12:43
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 18 мая, день
12:25
Зеленский: Запад боится, что Россия проиграет войну
12:19
Прибалтийский генералитет витает в параллельной реальности
12:17
Арктические терминалы и ледоколы, нагруженные газом. Европа планирует небывалый удар по России
12:15
Зеленский отклонил предложение Макрона об олимпийском перемирии
11:48
«Украина превращается в полный концлагерь». Начал действовать закон о мобилизации, ограничивающий украинцев в правах
10:34
Китайские соцсети начали удалять контент с демонстрацией роскоши
10:00
В Испании заявили о наступлении критического времени для Украины
09:59
RTL: Франция готовит «суперскрытных» разведчиков для ВСУ
09:22
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 18.05.2024
04:09
Австрийские винтовки и пистолеты с замком Винченца Августина
04:01
Шахматная доска большой политики
02:47
Победа СССР во Второй мировой войне была обеспечена за счёт беспрецедентно высокой мобилизации экономики
01:10
Миграционная политика и национальная безопасность
00:03
Зимний король и воюющий Киев
22:25
«Мы были слепы». Терминалы Starlink легли перед наступлением ВС РФ на Харьковском направлении
22:24
Семь военных пострадали при взрыве на территории Военной академии связи в Санкт-Петербурге
21:49
Украинские театры отменяют свои спектакли из-за мобилизации артистов
21:22
Пилотный запуск цифровых денег в Китае не удался?
21:14
ВСУшников «как тараканов», тем не менее, неся потери, они покидают позиции на Харьковском направлении
21:13
США разместили на границе Польши с Украиной своих спецназовцев
21:07
Новая Каледония восстала против французских колонизаторов
20:38
На Украине запустили кампанию в поддержку ЛГБТ ВСУшников
20:04
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации в период с 11 по 17 мая
19:59
Ученые из России и Китая будут вместе обучать ИИ для дронов
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Три масштабных инфраструктурных проекта для России и Ирана

Три масштабных инфраструктурных проекта для России и Ирана



Специальная военная операция, начатая 24 февраля 2022 года на Украине, привела к необычайному сближению России и Ирана. Тегеран оказался одним из немногих, кто решился подставить Москве плечо. В условиях западных санкций и непростых отношений с Турцией в перспективе именно Иран может стать ведущим деловым партнером для нашей страны.


Благодаря своему географическому расположению, Исламская Республика теперь представляет собой исключительное значение для реализации инфраструктурных проектов в обход антироссийски настроенных государств. С ходу можно назвать как минимум три перспективных направления.

МТК «Север – Юг»


Идея международного транспортного коридора «Север - Юг» возникла уже очень давно, в конце 90-х годов прошлого века. В соответствии с ней должен появиться единый маршрут, по которому можно было бы доставлять контейнерные грузы из Индии в регион Балтики в обход Суэцкого канала. Странами-транзитерами, соответственно, должны были стать Иран и Россия.

Всего в рамках проекта возможно три направления – Транскаспийское, Восточное и Западное. Первый предполагает использование иранских и российских автомобильных дорог и паромной переправы через Каспийское море. Восточный маршрут может соединить РФ и ИРИ железнодорожной сетью по восточному берегу Каспия через Казахстан, Узбекистан и Туркмению. В западном направлении грузопоток из Индии сможет пойти по западному побережью Каспийского моря через Азербайджан или даже Армению. Точка входа коридора «Север – Юг» в любом случае будет на берегу Персидского залива, куда должны приходить сухогрузы из Индии, выхода – в российских портах на Балтике.

Насколько можно понять из открытых источников, Москву, Тегеран и Нью-Дели в настоящее время интересует именно Транскаспийский маршрут, видимо, чтобы не попадать в лишнюю зависимость от многочисленных стран-транзитеров.
Самое интересное, что этот инфраструктурный проект наиболее активно сейчас продвигает даже не Россия или Иран, а Индия. Англоязычный канал Press TV, базирующийся в ИРИ, комментирует мотивы Нью-Дели следующим образом:

Чтобы получить доступ к богатой ресурсами Центральной Азии, Индия должна направлять свои товары через Китай, Европу или Иран. Маршруты через Китай и Европу являются длинными, дорогими и трудоемкими, при этом [путь через] Иран является наиболее жизнеспособным.

При этом за скобками тактично остается то, что КНР и Индия находятся в непростых отношениях, являясь региональными потенциальными противниками, и обе эти страны продвигают свои инфраструктурные проекты через Исламскую Республику, чему в Тегеране явно только рады. Развитие Транскаспийского маршрута позволит и России выйти на рынки Юго-Восточной Азии через Иран, минуя среднеазиатские республики и Китай.

Железная дорога в Сирию


Другой перспективный инфраструктурный проект, который продвигает Тегеран, представляет собой железную дорогу, призванную соединить Исламскую Республику с побережьем Средиземного моря. Для этого в единую транспортную сеть должны быть соединены Иран, Ирак и Сирия с выходом в порт Латакии. Данная железная дорога может быть впоследствии дотянута и до Китая.

Тегеран крайне заинтересован в выходе в акваторию Восточного Средиземноморья, где себя пока что вольготно чувствуют израильтяне. Порт Латакии с 2019 года передан в аренду Ирану, и на его территории вполне может появиться настоящая база ВМС ИРИ. Интерес России к данному маршруту состоит в том, что Минобороны РФ тогда получит реальную возможность снабжать нашу воинскую группировку в Сирии через Каспий, Иран и Ирак по железной дороге в обход Турции и ее проливов, которые могут быть заблокированы в случае резкого обострения отношений Москвы и Анкары.

Канал Каспий – Персидский залив


Это самый древний инфраструктурный проект между Россией и Ираном, который на полном серьезе обсуждался еще при Петре I. Уже тогда было понятно, что критическая зависимость от турецких Босфора и Дарданелл ни к чему хорошему не приведет. Рассматривались два основных варианта прокладки судоходного канала – с выходом в Персидский залив протяженностью около 650 километров и в Оманский залив – почти 1000 километров.

Совместная российско-иранская комиссия по сооружению канала начала работу в 1904 году, но тогда стороны не смогли договориться об условиях. Россия настаивала на принципе экстерриториальности судоходного канала, а Иран – на создании кондоминиума. Впоследствии вопрос о соединении Каспийского моря и Персидского залива поднимался на переговорах И.В. Сталина с М.Р. Пехлеви в Тегеране в 1943 году. Однако в 50-е годы руководство Ирана начало проводить более «многовекторную» политику, и проект опять не состоялся. Американцы стали активно покупать иранскую нефть, а Турция – демпинговать, снижая тарифы на транзит советских товаров через свои проливы.

«Западные партнеры» делали все, чтобы разорвать взаимовыгодное сотрудничество наших стран, и у них это прекрасно получалось. В 1998 году вновь была создана совместная экспертная группа по проекту судоходного канала через Иран, но его реализация была приостановлена из-за введения против Исламской Республики экономических санкций. В 2016 году Москва и Тегеран опять вернулись за стол переговоров после того, как заметно ухудшились российско-турецкие отношения на фоне войны в Сирии.

Возможна ли реализация подобного проекта сегодня?

Начало прокси-войны России со всем блоком НАТО на территории Украины и возросшие риски со стороны Турции делают такие обходные транспортные коридоры весьма актуальными. Однако строительство сопряжено со многими техническими сложностями и экологическими рисками, а также вылетит в «копеечку». Кроме того, следует учитывать, что, неожиданно обретя морские ворота из Каспия в Индийский океан, Казахстан и другие его среднеазиатские более не будут критически зависеть от России как страны-транзитера. Все эти и иные риски следует учитывать при участии в таких амбициозных инфраструктурных проектах.

Сергей Маржецкий


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх