Турция, с одной стороны, заявляет о готовности продолжать контакты с легитимными властями Сирийской Арабской Республики (САР), а с другой — выражает поддержку радикальным боевикам из так называемой «умеренной оппозиции».
Почему не стоит возлагать сиюминутных надежд на нормализацию отношений Дамаска и Анкары, разбиралась международная редакция ФАН.
Разумный и логичный процесс
Сегодня министр обороны Турции Хулуси Акар заявил, что трехсторонние переговоры глав МО Турции, России и Сирии будут продолжены. По его словам, Анкара надеется на «разумное, логичное и успешное» продолжение диалога.
«Наша позиция на встрече в Москве — это защита нашей страны и нашего народа. Мы выразили нашу решимость нашим собеседникам: для нас не может быть и речи о том, чтобы делать что-либо против наших сирийских братьев, как в Турции, так и в Сирии. Они не должны полагаться на нереалистичные новости и принимать другие установки. Наши переговоры будут продолжены. Мы надеемся, что процесс будет продолжаться разумным и логичным образом», — цитирует слова руководителя оборонного ведомства РИА Новости.
Хулуси Акар также сообщил, что совместное патрулирование ВС Турции и РФ на севере Сирии «может быть развито».
Слова министра обороны прозвучали в контексте трехсторонней встречи в Москве, которая прошла в конце декабря. Впервые с 2011 года состоялись переговоры министров обороны Турции и Сирии. Россию на данном мероприятии представлял глава оборонного ведомства Сергей Шойгу.
Заигрывание с «оппозицией»
Несмотря на реверансы Анкары в адрес официального Дамаска, Турция пока не собирается резко менять свой политический курс и вступать в активные переговоры с САР.
Накануне министр иностранных дел Мевлют Чавушоглупровел встречу с председателем так называемой «Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил» (НКОРС) Салемом аль-Меслетом, главой Высшего комитета по переговорам сирийской оппозиции (ВКП) Бадром Джамусом и премьер-министром «временного правительства» Абдель Рахманом Мустафой. Многие представители которой имеют связи с радикальными группировками, включая «Аль-Каиду»✱ и «Хайят Тахрир аль-Шам» (обе террористические организации запрещены в РФ).
Пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын также обозначил, что Анкара не откажется от поддержки «оппозиции», заявив, что ее представители будут играть ключевую роль в будущем Сирии. По словам политика, его страна рассчитывает, что Дамаск «предпримет шаги по возвращению беженцев и гуманному обращению с перемещенными сирийцами».
Уходить никто не собирается
Любая нормализация отношений между Анкарой и Дамаском изменила бы сирийский конфликт. Именно Турция помогла воинствующим боевикам, которых иностранные СМИ называют «умеренной оппозицией», выстоять и сохранить под своим контролем районы на севере Сирии.
В канун Нового года сирийская газета Al Watan преподнесла сенсацию о том, что после переговоров в Москве Турция якобы согласилась вывести свой военный контингент из Сирии.
По данным источника агентства Middle East Eye, знакомого с ходом переговоров, данное сообщение СМИ является ничем иным как переиначиванием слов Чавушоглу. Последний ранее говорил о том, что Анкара согласится вывести свои войска из Сирии только в случае, если из соседнего государства не будет исходить террористической угрозы, а хаос сменится миром.
«Мы никогда не говорили, что аннексируем сирийские территории. Мы всегда говорили, что уйдем, как только там будет достигнуто политическое решение», — прояснил источник.
По данным другого анонимного чиновника, в Москве сирийское правительство потребовало от Турции объявить «зонами терроризма» районы, контролируемые Анкарой и подвластными ей группировками. Это предложение было отвергнуто турецкой делегацией.
Источник также сообщил, что официальный Дамаск не был готов к совместной борьбе с «Сирийскими демократическими силами» (СДС) —группировкой, которую Анкара считает ответвлением «Рабочей партии Курдистана» (РПК, запрещена в Турции).
По данным Middle East Eye, Анкара призывает Дамаск создать приграничную буферную зону глубиной 30 км, которая была бы свободна от радикальных курдских группировок. Турция также хочет, чтобы Сирия помогла организовать возвращение по меньшей мере одного миллиона беженцев.
Изначально Дамаск в качестве предварительного условия для старта переговоров попросил Анкару немедленно вывести войска с сирийской территории. Тем не менее власти все же вошли в контакт с Анкарой, сообщили источники MEE.
Таким образом, ожидать того, что Турция и Сирия в ближайшее время нормализуют отношения, а Анкара выведет свои войска, было бы слишком наивно. По всей видимости, стороны способны взаимодействовать по определенным вопросам, но не готовы радикально менять свой подход к кризису.
Сирийское правительство, вероятно, не исключает, что Турция начала процесс примирения в предвыборных целях. На протяжении нескольких лет оппозиционные политики республики играют на националистических чувствах граждан и обещают, что выселят сирийских беженцев. В связи с этим Дамаск не горит желанием предоставлять президенту Реджепу Тайипу Эрдогану потенциальный электоральный актив в виде фотосессии с Асадом.
Вероятно, новый поток информации о сближении двух стран мы получим в случае, если в конце января состоится встреча глава МИД Турции и Сирии. О подготовке к таким переговорам заявлял Мевлют Чавушоглу.