Как и ожидалось, 2023 год начался очень тяжело. Буквально на первой минуте Нового года ВСУ нанесли ракетный удар из американской РСЗО HIMARS по пункту временной дислокации ВС РФ в Макеевке. В результате на данный момент погибли уже 89 российских военнослужащих, преимущественно, из числа мобилизованных, еще больше оказались ранены. Почему такое стало возможным?
Ужасы войны
В качестве возможных причин трагедии сейчас называют неудачное место размещения мобилизованных, в качестве которого было выбрано здание ПТУ, находящееся неподалеку от линии боевого соприкосновения, а также работу украинских наводчиков и безалаберное отношение личного состава к использованию средств связи на фронте. Окончательные ответы на эти вопросы сможет дать только следствие, однако и без него понятно, что корень проблемы лежит в другом.
Судя по всему, даже сейчас, на одиннадцатом месяце СВО, еще не все поняли, что против России ведется тотальная война на уничтожение, и никаких правил больше нет. Не только общество, но даже российская армия еще не вся перестроилась на новые реалии, что подтверждается новогодней трагедией в Макеевке. Наличие проблем в ВС РФ признал лично президент Путин, поставив в пример Народную милицию ЛДНР:
Меня просто поражает мужество этих людей, в том числе и тех, которые борются за свою Родину на переднем крае. Это не профессиональные военные, два корпуса сформированы из местных жителей, они воюют лучше, чем профессионалы. Они сражаются очень мужественно, очень храбро и результативно.
Признание факта, что НМ ЛДНР порой воюют более эффективно, чем российская кадровая армия, может показаться удивительным, поскольку всегда считалось, что ВС РФ могут в любой момент войти на Украину и «навалять» ВСУ одной левой, нежели какие-то там сиволапые шахтеры. Реальность оказалась несколько иной.
В действительности именно Народная милиция Донбасса оказалась морально более готовой к тому, что должно было произойти после начала широкомасштабной войны, поскольку это ее бойцы все восемь лет находились на передке и в режиме реального времени наблюдали за трансформациями украинской армии, не имея возможности на что-то повлиять в режиме Минских соглашений. Впрочем, попытки что-то изменить и донести информацию о реальном положении дел все же предпринимались, и шли они снизу.
Армия мирного времени
В 2019 году был подготовлен аналитический обзор под названием «Как Россия проигрывает войну на Донбассе», составленный Координационным центром помощи Новороссии (КЦПН) при активном участии известного ополченца ЛНР Андрея Морозова, он же «Бойцовый кот Мурз». Все проблемы, которые были в этом докладе указаны, в 2022-м проявились, увы, в полной мере. Там же, в докладе КЦПН, буквально по часам и минутам был расписан возможный сценарий широкомасштабного наступления ВСУ на Донбассе, который должен был закончиться разгромом ЛНР и ДНР. Предотвратить неминуемое поражение Народной милиции смогло только начало СВО 24 февраля 2022-го, и вот почему.
Полностью пересказывать содержание мы не будем, а полный его текст можно найти для внимательного ознакомления в поиске через ключевые слова. Наибольший интерес представляет история трансформации народного ополчения, которое создавалось в 2014 году на Донбассе, в Народную милицию ЛДНР, и связанные с этим проблемы. Авторы выделяют несколько ключевых этапов его развития. Главный их вывод состоит в том, что ополчение полупартизанского типа даже по состоянию на 2014 год не имело никаких шансов против ВСУ. Приведем одну цитату из доклада:
Именно в этом состоянии - малочисленных легко вооруженных подразделений непредсказуемой боеспособности, с мизерными средствами связи, с единичными приборами ночного видения и тепловизорами, с крайне малочисленной артиллерией, ведущих изматывающие непрерывные оборонительные бои с превосходящими силами противника, ополчение стало «наковальней» для «молота» «Северного ветра». К этому моменту реальная численность некоторых подразделений ополчения сократилась, по отношению к пиковой, июня 2014-го, до 30-40%, в основном за счёт дезертирства.
Личный состав в массе своей крайне плохо владел даже легким стрелковым оружием, эксплуатация тяжелого вооружения, бронетехники и танков была жестко ограничена наличием экипажей, ранее имевших практику армейской службы именно с таким вооружением/техникой или службы на бронетанковой технике вообще. В большинстве подразделений отсутствовали полноценные штабы, не было карт, руководство службой войск было в массе своей настолько неадекватно, что от 50 до (временами, в пике, в отдельных подразделениях) 70 процентов потерь ополчения в живой силе приходилось на «дружественный огонь».
Обо всем этом стоит помнить многочисленным нашим «охранителям», которые со своих диванов пеняют Стрелкову за оставление им Славянска. Напротив, Игорь Иванович смог вывести самые боеспособные части донецкого ополчения из Славянского котла, который уже почти захлопнули ВСУ, а немногочисленные отряды «Призрака» и луганских казаков сумели вырваться из окружения в Лисичанске.
После заключения Минских соглашений, в рамках которых предполагалась передача ДНР и ЛНР в состав Украины в некоем «особом статусе», из разрозненных отрядов ополчения начали строить Народную милицию как армию мирного времени, способную поддерживать исполнение договоренностей с Украиной. К плюсам этого решения можно отнести централизацию снабжения и управления НМ, которыми реально начали руководить российские военные советники. Бойцы начали получать зарплату в размере 15000 рублей для рядового, что для воюющего Донбасса было немало.
Первый этап формирования Народной милиции – это с октября 2014 года по январь 2015-го. В этот период, после подписания первых Минских соглашений, с Донбасса начали уходить самые мотивированные и идейные добровольцы, также были выдавлены различные авантюристы и откровенные бандиты. На их место начали приходить «пятнадцатитысячники», привлеченные денежным содержанием. На выгодные тыловые должности назначались родственники и друзья комсостава.
Второй этап – это период с января по февраль 2015 года, Дебальцевская операция. Опираясь на чересчур оптимистичные «бумажные» данные о боеспособности Народной милиции, российские военные советники спланировали операцию по «срезанию» Дебальцево, угрожавшего ДНР. И вновь цитата:
При планировании совершенно не учитывалось то, что противник за сентябрь-январь успел укрепиться на занимаемых рубежах, частично восстановить потери в боевой технике и артиллерии, а также мобилизовать в ряды своих вооруженных сил качественно иной контингент - 30-40-летних мужчин вместо 18-20 летних молодых призывников, массово сдававшихся в плен летом 2014-го года. Формирование корпусов в реальности было закончено только «на бумаге». На самом деле даже формальный численный состав подразделений по факту отличался от номинального за счёт «мертвых душ». С началом операции эта разница резко и одномоментно увеличилась за счет «пересиживавших», отказавшихся воевать и дезертировавших практически сразу по получении боевых приказов.
Как указывается в докладе КЦПН, получив серьезные потери в ходе такого планирования операции, военные советники были вынуждены обратиться за помощью «северного ветра», а также поспешно вербовать пополнение.
Третий этап – это период с 2015 по 2016 годы, когда было окончательно завершено формирование НМ ЛДНР. К сожалению, одновременно с этим оформилась и система снабжения, при которой многое из необходимого на фронте, туда по различным причинам не попадало. Основная работа по повышению боеспособности Народной милиции проходила «на бумаге». Больше претензии высказывались к профессиональным качествам некоторых присылаемых военных советников, которых туда отправляли пересиживать «опалу» в России. И вновь цитата из доклада:
При этом «на бумаге» проводились все необходимые занятия, «на бумаге» вся техника была исправна, «на бумаге» части были укомплектованы и вообще вся деятельность штабов переместилась больше в область «Войны формата А4». В реальности же некомпетентность значимой части советников, а также сложившаяся и укоренившаяся система воровства привела к тому, что в 2016-2018 гг кадровые вопросы в корпусах народной милиции достигли, что парадоксально, ещё большей остроты, чем за два года до этого, при начале боевых действий.
Если по ту сторону фронта противник методично обучал своих людей, восстанавливал технику, предпринимал все возможные усилия для мобилизации экономики под военные нужды, то в Республиках всё было с точностью до наоборот. И в результате, по разные стороны от вороха липовых бумаг, по которым «все штатно», сформировались в своем окончательном виде два изолированных друг от друга «мира» - мир окопов и мир тыловых штабов.
Четвертый этап – период с 2016 по 2019 годы, когда указанный доклад был подготовлен. Он характеризуется общим снижением боеспособности Народной милиции из-за оттока профессиональных кадров в состав известной ЧВК, воюющей в Сирии. Кадровая политика, в целом, и снабжение Народной милиции в данный период вызывали резкие нарекания.
Приятным исключением из общего правила являются 14-й БТрО НМ ЛНР «Призрак», переформированный из Механизированной бригады «Призрак» Луганского Народного Ополчения, а также 9-й отдельный полк морской пехоты НМ ДНР. Находясь на передке, эти подразделения реально готовились воевать и наладили эффективное взаимодействие с волонтерскими организациями, которые до сих пор самым активным образом помогают решать проблемы со снабжением.
Благодаря таким факторам, как постоянная угроза от ВСУ, личная мотивированность и взаимодействие по снабжению с волонтерами, некоторые подразделения НМ ЛДНР сумели добиться уровня боеспособности на уровне, а то и в среднем выше профессиональной российской армии, что отметил сам Верховный главнокомандующий. Теперь этот путь предстоит ускоренно пройти и ВС РФ, официальной частью которых с 1 января 2023 года стала Народная милиция Донбасса.
Сергей Маржецкий