Американцы продолжают расшатывать своего "союзника" под названием Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Об этом свидетельствует очередной соцопрос компании Ipsos, опубликованный в канун Нового года. Согласно ему, число сторонников независимости Шотландии превысило 53%. Против выхода из состава Соединенного Королевства – 42% шотландцев.
Ipsos прогнозирует, что численность сторонников отделения будет и дальше расти. В связи с этим социологи предсказывают победу националистов на референдуме о независимости, проведение которого намечено шотландским правительством на октябрь 2023 года.
Напомним, что предыдущий референдум, прошедший в 2014 году, закончился провалом сторонников отделения от Англии. Тогда Ipsos очень точно предсказала итоги голосования. За несколько месяцев до плебисцита социологи заявили, что независимость поддержит немногим более 40%, а против будет 53–54%.
Важная деталь: первое место в списке спонсоров французской Ipsos занимают организации из США. Не случайно прогнозы, которые публикует компания, соответствуют тому, что хотели бы видеть американские "партнеры". Американцы же всегда были заинтересованы в ослаблении конкурентов, в перечне которых присутствуют и британцы. С интересами американского капитала следует связать тот факт, что в Соединенном Королевстве словно по команде активизировались националисты. Их действия явно скоординированы.
Одновременно с шотландцами активизировались организации Северной Ирландии, выступающие за объединение с Ирландской республикой. Они доминируют в парламенте Северной Ирландии и уже заявили о намерении провести референдум о выходе из состава Соединенного Королевства. Как показывают соцопросы, 46% жителей региона – за объединение с Ирландской республикой, а 45% – против.
Свое движение за независимость появилось и в Уэльсе. Его сторонники также заявили о намерении отделиться от Англии. Правда, пока они находятся в меньшинстве – согласно последним соцопросам их поддерживают 30% жителей региона при 48% "против".
Как видим, Соединенное Королевство стали буквально разрывать на части. И этот кризис во многом спровоцировала… королевская семья.
Дело в том, что Соединенное Королевство возникло как валютный союз Англии, Шотландии и Ирландии, которые до начала XVIII века представляли собой три самостоятельных королевства. В 1694 году английский монарх учредил Банк Англии и наделил его правом эмиссии банкнот. Эти клочки бумаги выступали одновременно в качестве долгового обязательства и расчетного средства. Также банк получил монопольное право на обработку платежей в пользу правительства Англии и ведение расчетов правительства.
Первоначально новое банковское учреждение выступало в статусе акционерного общества. Королевская семья являлась лишь одним из его акционеров. Чтобы обеспечить законное хождение банкнот во всех владениях британского монарха, потребовалось объединить Англию, Шотландию и Ирландию. В 1707 году было подписано соглашение об объединении Англии и Шотландии и создании Королевства Великобритании. В 1801 году это королевство было объединено с Ирландией. Возникло Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии. Его парламент был наделен единоличным правом формирования финансового законодательства. Это позволило не только расширить зону хождения банкнот, но и привлечь в Банк Англии новых акционеров из числа жителей Шотландии и Ирландии.
Однако в 1946 году Банк Англии был "национализирован", т.е. юридически стал собственностью короля. Монарх, декларировавший "незыблемость института частной собственности", фактически присвоил себе собственность акционеров Банка Англии. Тогда-то Соединенное Королевство и начало трясти. Рухнула колониальная империя. В Шотландии, Северной Ирландии, а теперь и в Уэльсе начали набирать силу националистические движения.
В 1997–1998 годах королева Елизавета II была вынуждена пойти на реформы. Банк Англии получил статус независимой публичной организации. Ее полным собственником стал уже не король, а адвокаты (солиситоры), специально назначенные британским правительством. За Банками Шотландии и Северной Ирландии было закреплено право выпуска собственных банкнот. Деятельность этих банковских учреждений регулировалась шотландским и ирландским правом. Подчеркнем: в Соединенном Королевстве нет единой правовой системы. В Англии, Шотландии и Северной Ирландии существуют собственные правовые системы. Причем шотландское и ирландское право, формированием которого занимаются местные парламенты, радикально отличается от английского, регулирующего деятельность Банка Англии.
Однако данная реформы не разрешила проблемы, а только усугубила их. За британским парламентом осталось право валютного регулирования. И это породило правовое противоречие. Банки Шотландии и Северной Ирландии должны функционировать на основе шотландского и ирландского права. В то же время Лондон, который исходит из мнения руководства Банка Англии, вправе вмешиваться в их компетенцию и навязывать определенные правила. С этим Шотландия и Северная Ирландия, а теперь еще и Уэльс, не хотят мириться.
Чтобы снизить всплеск национализма, британская корона пытается переключить внимание на внешнеполитические вопросы. С этой целью провоцирует усиление конфронтации с Россией. Однако, как показывает исторический опыт, такая политика всегда заканчивалась ослаблением Соединенного Королевства.
Первая мировая война и военная интервенция в Советскую Россию нанесли тяжелый ущерб британской экономике. Из крупнейшего в мире иностранного инвестора она превратилась в одного из самых больших должников. Чтобы снизить долговую нагрузку, Лондон пошел на политические уступки главному своему кредитору – Вашингтону. Британское правительство признало суверенитет Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки и Ирландии. Они были наделены статусом доминионов – фактически независимых королевств, признающих своим королем британского монарха. Данная мера открыла американским компаниям доступ на местные рынки.
Вторая мировая война привела к тому, что госдолг Соединенного Королевства к ВВП достиг 227%. Проблемы усугубила "Холодная война". И вновь британцам пришлось пойти на уступки США. Лондон признал полную независимость Ирландии, сохранив за собой лишь северо-восточную часть Зеленого острова. Также пришлось признать независимость подавляющего большинства британских колоний. Соединенного Королевство окончательно утратило статус сверхдержавы.
Несложно догадаться, чем закончится нынешняя попытка "спасения" королевства.
Юрий Городненко
Читайте нас: