Экс-советник Трампа предложил исключить Турцию из НАТО. Усомниться в благонадежности Анкары политика заставили ее «высокие отношения» с Москвой. Дойдет ли дело до «страшного суда» над влиятельным членом Альянса, рассудил политолог Камран Гасанов.
Прочные узы России и Турции заставили всерьез приревновать Североатлантический альянс. В Соединенных Штатах уже вовсю обсуждается вопрос о разводе НАТО с неверной. Воду взбаламутил небезызвестный Джон Болтон, экс-помощник по национальной безопасности 45-го президента США Дональда Трампа.
«Торговые и военные партнеры России еще не покинули ее в час нужды, к сожалению, включая Турцию, чье членство в НАТО должно быть под вопросом в 2023 году, если президент [Реджеп Тайип] Эрдоган будет переизбран», — отметил бывший советник в статье для The Telegraph.
Сотрудничество двух наших держав давно вызывает стойкое раздражение у американского истеблишмента, причем как действующего, так и утратившего власть. Достаточно вспомнить, что администрация 45-го хозяина Белого дома грозило обрушить турецкую экономику и ударило по Анкаре санкциями за ее активность в Сирии. И если с эпатажным Трампом еще можно было как-то поладить, то президент Джо Байден более непримиримо настроен к Турции, называя правление коллеги Эрдогана диктатурой. На важную деталь обратил внимание эксперт Российского совета по международным делам, автор Telegram-канала
«Что касается исключения Турции из НАТО, такие угрозы мы уже слышали, и не только от США. Но практически это осуществить невозможно, потому что американцы зависят от Турции. Это окно Соединенных Штатов на Ближний Восток: авиабаза Инджирлик до сих пор функционирует. И без Турции США фактически потеряют около трети, если не половину своего влияния на Ближнем Востоке, учитывая, что остальные два крыла – это Израиль и страны Персидского залива», — подчеркнул собеседник «ПолитЭксперта».
А судьи кто?
Гасанов напомнил, что у Турции есть все козыри, чтобы сохранить статус-кво. Как страна Североатлантического альянса, она имеет вторую армию в этой организации, от ее желания зависит вступление в НАТО Швеции и Финляндии. К тому же Анкара является мостиком в Москву, что позволяет президенту Эрдогану быть посредником в украинском конфликте.
«Плюс у Турции сильное влияние в Закавказье, в регионе Черноморского бассейна, в Средиземном море, поэтому не считаться с ней, игнорировать ее интересы безопасности невозможно», — заключил Гасанов.
Если даже гипотетически представить процедуру изгнания Анкары из Альянса, нужны голоса всех членов НАТО. Но вряд ли такие союзники Турции, как Венгрия, Албания и Великобритания, присоединятся к хору хейтеров. Даже Соединенные Штаты, будучи самым влиятельным членом милитаристского блока, не смогут продавить такое решение, убежден политолог. Впрочем, Вашингтон старается не опережать события на геополитической шахматной доске, лелея надежду на рокировку Эрдогана на более покладистую «пешку».
«Долгосрочная стратегия заключается в том, что США хотят смены администрации в Турции. Эрдоган рассматривается как временное явление. Зачем исключать Анкару, если можно сменить режим, и потом будет послушная лояльная Турция в НАТО. Исключив ее, позже вернуть ее будет сложно», — раскусил американскую многоходовку Гасанов.
Впрочем, собеседник издания призвал не принимать близко к сердцу слова Болтона, взболтнувшего лишнее. Как бывший сотрудник Белого дома, сегодня он может позволить себе резкие высказывания в огород НАТО и тем более далекой Анкары. Все равно Джо Байден едва ли внемлет таким «вредным советам».
Читайте нас: