Корабль Бартоломеу Диаша
Назвали этот процесс красиво – «великие открытия», распространение «цивилизации». Потому что
Начало западной экспансии
Разложение католического, западного мира (
Надо отметить, что западный мир уже не первый раз расширялся, пытался ограбить и захватить чужие земли. Это делал Древний Рим, создавая свою великую империю на крови и костях соседних цивилизаций, народов и племен. Эту рабовладельческую матрицу наследовал и второй Рим – папский престол, претендовавший на «вселенскую» власть.
Католический Рим вполне успешно освоил большую часть территории Европы, расширился на Север и Восток. Подавил и почти «переварил» кельтскую цивилизацию, уничтожил славянский мир в центре Европы (
Рим смог в ходе многовековой кровавой битвы раздавить и ассимилировать западную ветвь русов. Одни славяно-русские роды стали «немцами» – немыми», утратив язык, историю и культуру, другие сохранили свой язык, часть культуры, но приняли католичество и стали врагами других славян (к примеру, хорваты и поляки). Многие ушли на восток. В частности, род Рюрика-Сокола.
Но восточная ветвь русов выстояла. Создала свою державу-империю. Натиск на Восток отразили. Не повезло крестоносцам и на юге. Мавры-арабы-сарацины дали отпор. Крестоносцы хорошо пограбили Ближний Восток и Византию, но убрались восвояси.
Западный мир, без притока свежей крови, идей, золота быстро загнивал. Тогда римский престол, как хранитель остатков знаний древних цивилизаций, позволил «первооткрывателям» найти новые миры и племена за Атлантикой, в Африке и Азии. Назвали этот процесс красиво – «великие открытия», распространение «цивилизации и прогресса». Потому что историю писали сами западники. Себя как-то некрасиво было называть хищниками, грабителями, пиратами и работорговцами.
Жуан ди Каштру. Португальские каракки, галеон, каравелла-редонда и галеры во время экспедиции в Египет в 1540 г.
Португальские пираты
Первыми создали свою колониальную империю португальцы. Португалия была ограничена сильными испанскими королевствами и не могла развивать экспансию в сторону Европы. На севере Африки были сильные мусульманские противники. Единственной возможностью нажить капитал было море. Их главным промыслом стало пиратство, грабёж торговых городов Северной Африки. В войнах с маврами португальские моряки переняли умение строить корабли-каравеллы, обращаться с навигационными приборами – компасом, астролябией.
В 1415 году португальцы захватили у арабов Сеуту, город на северном побережье Марокко прямо напротив Гибралтара. Этот город стал форпостом португальцев для продвижения вдоль западного побережья Африки. С 1419 года португальский принц Генрих Мореплаватель (1394–1460) начинает активно снаряжать экспедиции в Африку. Сначала португальцы освоили Мадейру («Лесной остров»), Азорские острова и острова Зелёного мыса.
Продвигаясь на юг вдоль берега Африки, португальцы обнаружили, что за мусульманскими государствами живут другие народы. Здесь имеются менее защищенные и развитые места, где можно высаживаться, грабить или выгодно торговать, если сразу нельзя подчинить местные народности. Португальцы быстро сообразили, что информация – это власть и богатство. Делиться они ни с кем не желали и с помощью Рима утвердили свою монополию.
В 1452 году папа римский Николай V издал буллу Romanus Pontifex, которая подтверждала санкционированное ранее право христианских держав на порабощение нехристианских народов и одобряла дальнейшую колонизацию. Также она запрещала другим христианским державам посягать на права португальцев в Западной Африке.
Большую роль в колонизации нехристианских народов сыграли католические рыцарские ордена, которые возглавляли португальские короли. Орден Святого Беннета Ависского (Ависский орден), который после окончания реконкисты, начал «крестовые походы» в Африку. И орден Христа, который был наследником знаменитых тамплиеров. Резиденцией великого магистра ордена был Томарский замок, отсюда второе название ордена – Томарский.
С ростом Португальской колониальной империи ависские и томарские рыцари-крестоносцы из воинов-монахов превратились в колонизаторов-землевладельцев.
Работорговцы в поиске «страны пряностей»
Понятно, что маленькая Португалия не имела материальных и людских ресурсов, чтобы колонизировать огромную Африку. В Чёрной Африке имелись и довольно развитые сильные государства – Мали, Сонгаи, Борну, Моси, Ойо, Бенин, Нупе, Конго, Луба, Эфиопия и др. Они жили своей жизнью, имели своё хозяйство и армии, воевали и торговали. Часто это были воинственные, могучие народности и племена, создавшие и поддержавшие свою государственность.
Поэтому португальцы вглубь континента не лезли. Они захватили острова, сделав их перевалочными пунктами и плацдармами дальнейшей экспансии. А на берегу континента искали участки, занятые менее сильными, развитыми племенами. Внедрялись хитростью либо силой, или сочетали методы. Сначала приходили как торговцы, осматривались, основывали фактории, на островах Зелёного мыса выменивали золото, слоновую кость и рабов. Проводили разведку и, если получалось, становились хозяевами. Стравливали местные племена, поддерживали одних против других, чтобы они захватывали для них людей для продажи в рабство.
Португальцы хотели добраться до главных сокровищ – пряностей и шёлка. Дороги на Восток через Средиземное море контролировали итальянцы, далее коммуникации были под мусульманами, османами. Поэтому искали дорогу в обход Африки. Во второй половине XVI века португальские разведчики по суше добрались до Индии и подтвердили, что вполне реально достичь «страны пряностей» по морю, обогнув Африку.
В 1488 году Бартоломеу Диаш в поисках морского маршрута в Индию первым из европейцев обогнул Африку с юга, открыл мыс Доброй Надежды (был назван мысом Бурь) и вышел в Индийский океан.
Испанские хищники
В это время у португальцев появился сильный конкурент. В результате брака Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской (1469) состоялось объединение испанских королевств. Испанцы захватили Канарские острова, истребив и продав в рабство большую часть коренного населения – гуанчей. В 1492 году Испания разгромила последнее мусульманское государство на полуострове – Гранадский эмират.
Воинственные головорезы, которые столетиями занимались войной, остались «без работы». Тут генуэзец Колумб предложил Фердинанду и Изабелле найти западную дорогу в Индию. В ходе своего Первого плавания (1492) Колумб в очередной раз открыл Америку, думая, что достиг «Западной Индии» (Вест-Индия). Началось «освоение» Америки испанскими хищниками.
Это вызвало серьёзный конфликт Испании и Португалии. Португальцы указывали на свой приоритет и монополию грабить новые земли. Испанцы возражали, что монополия Португалии касается только Африки. Для разрешения спора обратились к римскому папе Александру VI Борджиа. Папа был подходящим духовным лидером Запада – «аптекарь сатаны», «чудовище разврата». Глава римской церкви получил мзду от обеих сторон и решил всё по справедливости. В 1493 году он поделил земной шар по «папскому меридиану», лежащему в 100 лигах (около 500 км) западнее островов Зелёного Мыса. То, что лежало западнее, брали испанцы, восточнее – португальцы.
Это не устраивало Португалию, которая не могла претендовать на земли, недавно открытые ею к востоку от этой линии. Португальский король Жуан II вступил в переговоры с испанскими правителями Фердинандом и Изабеллой о переносе границы на запад. Соглашение было достигнуто в 1494 году подписанием Тордесильясского договора, который делил мир между двумя странами. Португальцы получали в вотчину земли к востоку от линии, проходящей в 370 лигах (1 770 км) к западу от островов Зелёного Мыса. То есть, получая в свою сферу влияния Африку, Азию и восточную часть Америки (в 1500 году Педру Кабралом открыта Бразилия). Испанцы получили все земли к западу от этой линии.
Линии демаркации колоний между Испанией и Португалией в XV и XVI вв.
Самсонов Александр
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: