Внутрикостная инфузия – процесс введения раствора в костный мозг. Метод используется в экстренной ситуации или когда традиционный способ инфузии невозможен, например, если из-за массивной кровопотери сложно найти вены. Узел ввода можно использовать не дольше 24 часов иначе возникает риск возникновения инфекции в кости.
Костный мозг составляет около 4,5–4,7 % веса тела взрослого человека, около половины этой массы приходится на красный костный мозг, расположенный в губчатом веществе плоских костей, телах позвонков, метафизах (название отдела кости, прилегающего эпифазарной линии, оставшейся от хрящевой пластинки роста) трубчатых костей.
Красный костный мозг состоит из миелоидной ткани, представляющей разновидность соединительной, с расположенными в ней сосудами и является главным органом кроветворения, обеспечивая не только образование всех видов клеток крови, но и осуществляя доставку стволовых клеток для других органов и тканей. Из стволовых клеток образуются эритроциты, все виды гранулоцитов, кровяные пластинки, моноциты и лимфоциты.
Красный костный мозг – это саморегулирующаяся система. Он контролирует потребность организма в тех или иных клетках и руководит интенсивностью их образования. Эта регуляция обеспечивается сложным комплексом нервных, гуморальных, биохимических и других механизмов.
Открытие в 1920-х годах свойств костного мозга проводить введенные препараты повлияло прежде всего на педиатрическую реанимацию. Советские учёные в ходе морфологических и гистологических исследований в период с 1940 по 1950 год обосновали и внедрили практику не только внутрикостного введения препаратов, но и внутрикостной анестезии. Были подробно изучены пути оттока анестетика от кости и показано, что нагнетаемый в костный мозг лекарственный раствор равномерно инфильтрирует окружающие мягкие ткани.
В случае со шприц-пистолетами различают детские и взрослые, что очень важно ввиду разницы в толщине иглы и импульсного устройства, которое обеспечивает введение иглы на нужную глубину. В наши дни чаще всего можно встретить шприц-пистолет для внутрикостных инъекций B.I.G (Bone Injection Gun) производства Израиля. Красный – детский, синий – взрослый.
Установка внутривенного доступа у взрослых в движущейся машине скорой помощи может занять 10–12 мин, с 10–40 % частотой неудач. Изучение попыток получения внутривенного доступа в педиатрической практике сотрудниками скорой помощи показало, что в более чем одной трети попыток для завершения процедуры требовалось более 5 мин, а в одной четверти случаев – свыше 10 мин. В 6 % попыток было совершенно невозможно получить внутривенный доступ. В то же время при внутрикостном доступе у педиатрических и взрослых пациентов в 70–100 % случаев удавалось достигнуть успеха в течение одной минуты.
Взрослым внутрикостный доступ ставится в грудину или большеберцовую кость. Кроме этого, могут быть использованы лучевая и локтевая кости, таз, ключица, пяточная кость. Выбор места зависит от наличия переломов или предстоящих процедур.
При установке костного доступа игла с характерным щелчком пробивает внешнюю жёсткую часть кости и надёжно фиксируется корой кости в заданной позиции. В ряде случаев при доставании стилета троакара может наблюдаться поступление костного мозга в канюлю иглы. Да, звучит и выглядит не очень, но ничего фатального при этом не происходит. На самом деле троакар – это крайне интересное устройство, изобретённое еще в начале XIX века, для проникновения в полости с сохранением герметичности. По аналогичной схеме работают декомпрессионные иглы.
Наиболее распространённым осложнением при внутрикостной инфузии в нестерильных условиях является заражение или остеомиелит. Кроме этого, не распознанная инфильтрация может привести к локальным некрозам. По этой причине после установки доступа необходимо регулярно проверять окружающие ткани на наличие инфильтрации как и при традиционной внутривенной инфузии. Если она обнаружена – инфузия должна быть немедленно прекращена.
Если устройство внутрикостного доступа было введено неудачно или удалено повторные попытки или установка нового устройства в ту же кость запрещены.
В целом внутрикостная инъекция – всего лишь способ быстрой реакции в неотложных ситуациях и не является заменителем классической внутривенной инфузии. Какой-то особой качественной разницы между ними нет. Вводить можно одни и те же препараты, а их доставка занимает примерно одинаковое время.
Выводы
Прежде всего, необходимо понимать, что для обычного человека без специализированных знаний наличие инструментов для внутрикостной инъекции бесполезно. Это в той же степени касается декомпрессионных игл или окклюзионных повязок без клапана, а также любых других специфических устройств для оказания помощи.
Однако, учитывая происходящие боевые действия и тенденцию их развития, необходимость в подобных средствах может вырасти. В 2018 году журнал «Вестник Российской Военно-Медицинской Академии» опубликовал
В настоящее время аналогов Bone Injection Gun нашего производства мне найти не удалось. Возможно, конечно, в них нет необходимости, хотя, на мой взгляд, от такого компактного и эффективного устройства не откажется ни одна бригада реанимации скорой помощи, не говоря уже о военных медиках, но беспокоит другое: что если они нужны, но на фоне мобилизации и всеобщей дронофилии о них просто забыли?
Картамышев Валерий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: