На днях исполнится ровно два года со дня вооруженного переворота в Киеве, за которым последовало отделение Крыма и война на Донбассе. Сегодня украинские политики продолжают утверждать, что Донбасс находится под «русской оккупацией», тогда как народ региона, по их словам, поддерживает власти Украины. Почему-то никто не вспоминает, что на самом деле произошло с Донбассом за 25 лет в составе Незалежной. К примеру, что произошло после распада Советского Союза с городом Стаханов, названным в честь символа советской индустриализации — шахтера Алексея Стаханова, установившего в 1935 году рекорд по выработке угля.
Городок в Луганской области (тогда — Ворошиловградской. — RT) получил имя Стаханова лишь в конце 70-х. В советское время в городе проживало примерно 150 тыс. человек, а с учётом городов-спутников — четверть миллиона. В Стаханове было развито трамвайное и троллейбусное сообщение. Был железнодорожный вокзал, откуда поездами дальнего следования можно было добраться в отдаленные города Советского Союза. Поездами из Стаханова в Москву возили на ВДНХ копчёную колбасу местного мясокомбината, которую, по слухам, любили даже в Кремле.
Сердцем промышленности, конечно же, была угледобыча. Объединение «Стахановуголь» насчитывало 19 шахт.
В городе также успешно работало около трёх десятков крупных заводов, в числе которого Стахановский вагоностроительный завод (СВЗ), где делали товарные вагоны для всего Союза, в числе заказов СВЗ было и оборудование для Евротоннеля под Ламаншем.
Стахановский машиностроительный – один из двух заводов на весь Союз, где производились эскалаторы. Если ленинградский — обеспечивал большими эскалаторами метрополитен страны, то стахановский — универмаги, выставки, музеи, аэропорты и вокзалы. Стахановские эскалаторы стояли в московском ГУМе, ЦУМе, универмаге «Москва», Центральном музее В.И.Ленина — что рядом с Красной площадью. Заказы на продукцию машзавода поступали не только из стран Восточной Европы, но — Китая и даже США.
Засыпали всё, что там было. Всю технику, всё оборудование...
Смена власти с советской на украинскую в начале 90-х положила конец угольной отрасли – объединение «Стахановуголь» было закрыто вслед за всеми его шахтами.
«Когда начали закрывать шахты, я был мэром Стаханова (1995 год), — вспоминал в своём интервью газете «Вечерний Луганск» Сергей Левачков. — Не было никаких проектов. Никто не удосужился даже предупредить местные власти. Я, городской голова, узнал о закрытии шахты «Центральная-Ирмино» (где работал Алексей Стаханов. — RT) совершенно случайно. Мне позвонил начальник управления по тушению породных отвалов и сообщил, что приступает к засыпке ствола. Министр подписал приказ о закрытии шахты, генеральный директор его продублировал, и тут же отдали распоряжение засыпать ствол. Причём засыпали всё, что там было. Всю технику, все оборудование оставили там. Вывели всех людей из шахты и начали засыпать».
По подсчётам специалистов, четыре закрытые шахты ГХК «Стахановуголь» располагали запасами в 82 млн тонн ценного коксующегося угля. Эти запасы были похоронены в земле. На шахтах Стаханова и на вспомогательных предприятиях угольной отрасли к моменту развала Союза трудилась пятая часть населения города, все они к концу 90-х потеряли работу.
Как остановили промышленность
Вагонзавод перешёл в полузамороженное состояние, запуская конвейер для выполнения только для нерегулярных заказов. Лишившись российского рынка, практически остановил работу Стахановский машзавод. В советские времена, когда заказчики из ГДР вдруг передумали закупать там эскалатор в пользу финского, их одернули сверху, напомнив об обязательствах в рамках Совета экономической взаимопомощи. Теперь же о солидных иностранных контрактах приходилось только мечтать.
Гораздо меньше повезло Стахановскому коксохимическому заводу, который к 2000-м году новыми хозяевами был доведён до банкротства — на его месте теперь зияют руины, как после обороны Сталинграда.
Была ликвидирована Стахановская швейная фабрика. Закрыт крупнейший в городе универмаг «Детский мир».
Оставшийся бесхозным крупнейший киноконцертный зал «Шахтёр», вскоре стал местным призраком: его растаскивали по частям несколько лет — на стройматериалы, пока к концу 2000-х на его месте не остался пустырь.
Как гробили транспорт
В 2007 году было ликвидировано трамвайное движение – рельсы и 23 трамвая отправлены украинскими властями города на цветной лом. В 2008-м прекращено троллейбусное сообщение — все провода сняты и сданы в лом вместе с останками троллейбусов. В 2012-м году было официально ликвидировано центральное отопление, закрыты все котельные города — людям (в том числе – жителям районов с многоэтажными домами. — RT) украинские власти предложили самостоятельно отапливать свои квартиры. Затем в городе площадью почти в 100 кв. км отключили освещение улиц — Стаханов погрузился во тьму. В 2013-м Стаханов исключили из маршрутов поездов дальнего следования. За год до киевского «евромайдана» и по данным ООН в городе осталось всего лишь 77,7 тыс. жителей.
«Территории Юга России и Юга Украины, которые мы называем Новороссией, получили мощнейший импульс в развитии после присоединения к Российской империи, — считает Андрей Мальгин, ведущий крымский историк, гендиректор Национального музея Тавриды. — Вторично толчок был дан в начале советской эпохи, когда Донецкий угольный бассейн и Криворожский железорудный бассейн были объединены в единый хозяйственный регион». По словам эксперта, в регион советскими властями вкладывались большие средства, поэтому Донбасс стал одним из фундаметом советской индустрии. Донбасс по сути стал одним из центров формирования советской цивилизации.
Распад Союза, по мнению Мальгина, привел практически к частичной деиндустриализации региона – продукция заводов потеряла рынок сбыта, поскольку новые власти не вкладывали средства в серьезную модернизацию, промышленность пришла в упадок.
Донбасс отдавал Украине всё, а назад получал крохи
«Я очень хорошо понимаю жителей, которые, наблюдая за тем, что стало с их родиной, не хотят связывать свое будущее с новой Украиной, желая ориентироваться на Россию», — считает Мальгин.
«Украинские власти до сих пор рассказывают, что области Донбасса были дотационными – это не правда, — уверен Андрей Марчуков, ведущий научный специалист, кандидат исторических наук Института российской истории РАН. — На самом деле Донбасс отдавал все свои доходы в общеукраинский государственный бюджет, они покрывали все расходы государственного аппарата. Назад же — в Донбасс — возвращались крохи».
Марчуков напоминает, что после распада Союза из-за разрыва хозяйственных связей страдали и в России — закрывались заводы и фабрики. Эксперт считает, если бы в Донбассе люди «думали желудком», возможно и поддержали бы «майдан» с его желанием найти лучшую жизнь после присоединения к Европе. Главной причиной протеста жителей Донецкой и Луганской областей Марчуков считает то, что на Украине эти граждане чувствовали себя людьми второго сорта: «Люди устали от того, что их хотели переделать».
Читайте нас: