Митинг самостийников в Киеве после гетманского переворота. 1918 год
Украинский Пьемонт
«Отец истории Украины» Михаил Грушевский и другие украинствующие (Зачем создали миф об «Украине-Руси») считали, что национально-освободительное движение в Малороссии начнётся с Галиции-Галичины, которая в это время входила в состав Австро-Венгерской империи. Поэтому Грушевский предложил называть её «украинским Пьемонтом». Пьемонт – это регион на северо-западе Италии, он был основной частью Сардинского королевства со столицей в Турине. В первой половине XIX века – наиболее экономически развитый регион Италии. Дворянство и буржуазия Пьемонта сыграли видную роль в итальянском национально-освободительном движении XIX века. Вокруг Сардинского королевства (фактически вокруг Пьемонта) в 1859–1860 гг. произошло объединение Италии.
В начале XX века Грушевский начал продвигать идею, что Галиция будет главным центром украинского национально-освободительного движения. «Украинский Пьемонт» становится культурным центром всей Малороссии, в котором создаются и развиваются методы культурного, национального и политического возрождения «украйны».
Правда, это был очередной миф, который слепили украинствующие. Галиция не могла стать центром «возрождения» Украины. Во-первых, никакой «незалежной» Украины-Руси никогда не существовало. Была Западная и Южная Русь, русские земли и русский народ, который попал под власть польско-литовских феодалов, Польши и Австрии. Русская Галиция вплоть до начала массового террора и геноцида русских (русинов) в годы Первой мировой войны оставалась русской (История уничтожения Русской Галиции; «Виселицы и расстрелы – без счёта, без краю и конца». Как уничтожали русских в Галиции). Русское население Галиции (русины) в большинстве своем не поддерживало украинствующих, украинофилов. Идеи «самостийности» были уделом незначительной группы интеллигенции, как и в остальной части Малой России.
Во-вторых, австрийская Галиция была одним из беднейших, аграрных регионов Европы. Она не могла стать политико-экономическим фундаментом для «возрождения украйны». Русины занимали подчиненное положение. Знать была немецко-австрийской и польской. Буржуазию формировали также немцы и поляки, а также евреи. Русины, униаты, которых австрийские власти и украинствующие пытались переделать в «украинцев», были крестьянами, работниками, слугами и сельской интеллигенцией (включая священников). То есть южные русы-русские (русины, малороссы), в отличие от Российской империи, где они могли быть канцлерами, фельдмаршалами, князьями, графами и академиками, в Австро-Венгрии были в роли людей второго сорта.
Поляки и австрийцы – архитекторы украинской идентичности
Таким образом, Галиция не могла стать «украинским Пьемонтом», базой для культурного, национального и политического возрождения «украйны». Однако здесь было две силы, заинтересованные в расчленении и ослаблении русского суперэтноса. Которые опасались панславянских, русофильских настроений, усиления Российской империи. Тяги местных русских-русинов к национальной культуре, языку, России. Это польская знать, интеллигенция, духовенство (иезуиты), которые сохраняли привилегированное положение в областях, что отошли к Австрии во время трёх разделов Речи Посполитой, включая Галицию.
Польские идеологи развивали миф о Московии и москалях (Чёрный миф о Московии и москалях), о том, что русские-москали и украинцы-малороссы – разные народы. Мол, украинцы – настоящие славяне, свободолюбивые европейцы, а русские-москали – азиаты, потомки финно-угров и монголов, племя, склонное к рабскому подчинению, азиатчине.
Так, польский иезуит, историк Валерин Калинка в середине XIХ века организовал во Львове интернат для лояльной украинствующей молодежи, воспитанной в греко-католичестве (униатство) и подготовленной для борьбы с русофилами и православными.
«Между Польшей и Россией живет огромный народ, ни польский, ни российский, – писал иезуит. – Польша упустила случай сделать его польским, вследствие слабого действия своей цивилизации. Поляком он не будет, но неужели он должен быть москалем?! Пускай Русь (Малороссия) останется собой и пусть с иным обрядом, но будет католической – тогда она и Россией никогда не будет и вернется к единению с Польшей. Тогда возвратится Россия в свои природные границы – и при Днепре, Доне и Черном море будет что-то иное».
Австрийские власти, которые боялись роста мощи Российской империи, того, что Россия окончательно разгромит Османскую империю, возьмёт под свой контроль Проливную зону и Константинополь, православные и славянские народы Балкан. Что их «лоскутная империя» рухнет из-за развития славянского национально-освободительного движения, ориентированного на Россию, также всячески способствовали развитию украинского движения и старались подавить самосознание русинов-русских. В XIX столетии в Галиции австро-венгерские власти проводили политику запретов и дискриминации коренного западнорусского населения, при одновременной всемерной организационной, информационной и материальной подпитке украинствующих.
В 1912 году на Балканах началась война между славянскими государствами и Турцией. Война ещё больше обострила русофобские настроения Вены. А украинствующие потребовали расправ над русофилами-москвофилами. Москвофильство среди карпато-русского народа назвали «пятой колонной». Ещё перед войной австрийские власти с подачи украинствующих начали расправы над деятелями русского движения в Галиции. А во время Первой мировой войны эти расправы вылились в масштабный террор и геноцид русских.
В итоге в ходе войны власти Австро-Венгрии провели широкий геноцид русского населения Галиции – сотни тысяч человек были расстреляны, повешены, замучены и заморены в концлагерях, изгнаны из своих домов. К концу войны русскость Галиции в ходе масштабных этнических чисток и геноцида Галиции была уничтожена. Русских активистов, которые стояли за своё русское имя, уничтожили или изгнали. Оставшееся население подвергли украинизации. Так был создан «украинский Пьемонт» – плацдарм западенства, «щирого» украинства в Малороссии.
Михновский и его последователи в Харькове
«Даже если прольются реки крови!»
Большая часть украинофилов призывала к автономии «украйны», но появились и первые радикалы, которые призывали к полной «незалежности». Среди них выделялся Николай Иванович Михновский (1873–1924). Родился в селе Туровка в семье сельского священника, который придерживался украинской идеологии. В 1890 году поступил на юридический факультет в Киевский университет. Быстро стал лидером и идеологом тайной организации украинских националистов «Братство тарасовцев». Организация провозгласила своей целью борьбу за «самостоятельную суверенную Украину, соборную, единую и неразделённую, от Сана до Кубани, от Карпат до Кавказа, свободную среди свободных, без пана и хама, без классовой борьбы, федеративную по своей сути».
В 1893 году Братство разгромили, но Михновский избежал ареста. Работал адвокатом, во Львове установил тесные контакты с украинствующими. В 1899 году переехал в Харьков. В 1900 году принял участие в создании Революционной украинской партии (РУП) – первой украинской политической самостийницкой организации Восточной Малороссии. Михновский составил программу партии – во Львове была опубликована брошюра «Самостийная Украина». В ней политик призвал к полному разрыву с Россией.
По мнению Михновского, существует юридическая основа права украинской нации на самоопределение. Украинцы якобы имели свою государственность – княжества Киевской и Галицко-Волынской Руси, Литовскую Русь, гетманаты Хмельницкого и Мазепы. Переяславский договор создавал конфедерацию России и казачьего государства. Россия нарушила этот договор и поглотила Малороссию. Также в России права и свободы украинцев нарушались, что привело к деградации нации. Поэтому украинцы имеют право на самоопределение, что приведёт к национальному возрождению. В деле создания своего государства легитимны все формы борьбы, вплоть до вооруженной. Её должна организовать украинская интеллигенция третьего поколения (первые два служили Польше и России).
Таким образом, Михновский первым открыто признал необходимость вооруженного восстания против России. Украинский националист писал:
«Все, кто на Украине не за нас, тот против нас. Украина для украинцев, и пока хоть один враг-чужак останется на нашей территории, мы не имеем права сложить оружие».
Он же первым выдвинул лозунг «о единой, неделимой и свободной Украине от Карпат до Кавказа». В сущности, повторив лозунг польских панов о Польше «от моря до моря» (вместо моря – горы).
Брошюру спокойно напечатали во Львове, хотя там были претензии и на австрийские земли, и нелегально распространили по России. Обвиняя во всех бедах Украины Россию, Михновский про Австрию не вспоминает.
Малороссийская интеллигенция приняла этот манифест крайне враждебно. В самой РУП вскоре открестились от Михновского и его программы. Брошюра в России была запрещена. Но Михновского это не остановило. В конце 1900 года, в ответ на запрет официальной власти сделать надпись на украинском языке на памятнике Котляревскому в Полтаве, он написал открытое письмо министру внутренних дел Дмитрию Сипягину, которое заканчивалось словами:
«Украинский народ должен сбросить господство чужеземцев, поскольку они выжигают душу самой нации. Должен добыть себе свободу, даже если зашатается от этого целая Россия! Должен добыть себе освобождение от рабства национального и политического, даже если прольются реки крови! А та кровь, которая прольётся, падёт как народное проклятье на вашу голову, господин министр, и на головы всех угнетателей нашего народа».
В 1902 году, в связи с тем, что в РУП начали брать верх социалистические настроения, Михновский вместе с немногочисленными единомышленниками вышел из партии и в начале 1904 года создал свою – Украинскую народную партию (УНП). Новая националистическая партия провозгласила своей целью борьбу за независимость Украины. Михновский стал её лидером и главным идеологом, автором программы УНП и других партийных документов. Её основой стали т. н. «Десять заповедей Михновского»:
«Одна, единая, неделимая, от Карпат и до Кавказа независимая, свободная, демократическая Украина»; «Украина – для украинцев! Итак, выгони отовсюду с Украины чужаков-угнетателей»; «Все люди – твои братья, но москали, ляхи, венгры, румыны и евреи – это враги нашего народа, пока они господствуют над нами и обирают нас»; «Всегда и везде используй украинский язык. Пускай ни жена твоя, ни дети твои не оскверняют твой дом языком чужаков-угнетателей»; «Не бери себе жену из чужаков»
и т. д.
Идеи Михновского казались слишком радикальными даже для украинствующих. Грушевский позднее называл его даже фашистом. Однако уже в условиях Первой мировой войны радикализм, крайний национализм был востребован. Украинствующие взяли курс на полную независимость (на деле ложась сначала под Австрию и Германию, а затем под Польшу и Антанту) и очищение «украйны» от «чужаков-угнетателей».
Изображение самого первого издания брошюры Михновского