«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…». Очень похоже, что этот принцип взяли себе девизом все послевоенные адмиралы Вашингтона. Их сказка стала былью, очень дорогой для США былью, стоимостью в сотни и сотни миллиардов долларов. Дорогой и бесполезной.
Морская авиация зародилась еще в первую мировую войну. Первые маленькие бомбы, сброшенные с летающих лодок, через 25 лет обратились Перл-Харбором и грандиозными операциями на Тихом океане, когда тысячи самолетов палубной авиации пытались вырвать победу в войне, в великой войне на просторах самого большого океана в мире. Пилоты американских авианосцев, смогли не только переломить исход войны в свою пользу, но и обеспечили превосходство в воздухе против сухопутной авиации Японии, что в конечном итоге и привело страну восходящего солнца к быстрому краху.
С тех пор прошли десятки лет, окончание холодной войны преобразили морскую авиацию США и сделали ее самым бесполезным компонентом ее воздушных сил, но очень удобным способом распила колоссальных средств.
США
Авианосцы
Эра авианосцев, начатая в великих сражениях на Тихом океане, продолжилась и после окончания второй мировой войны. Эффект действий авианосцев был настолько велик, что никто не обратил внимания на один важный момент.
Ни США, ни Великобритания так и не рискнули сделать главную ставку в войне на палубную авиацию. Более того, против гитлеровской Германии они применялись только на удаленном норвежском театре военных действий и ограничено на Средиземном море в начальный период.
Против Японии? А что Япония. У них была только одна победа: Перл-Харбор и то, есть мнение, что это была игра в поддавки со стороны Вашингтона. США имело такой колоссальный перевес в промышленности, что выиграй флот Микадо хоть пять сражений возле атолла Мидуэй, Япония никогда бы не выиграла войны. Кстати, даже при такой технической отсталости Японии, штурм собственно Японских островов руководство ВС США считало возможным, только после оборудования значительного числа авиабаз на остовах Окинава. Никакие более ста авианосцев не способны были поддерживать большое наступление даже на такую слабую в военном отношении страну, которой была Япония в середине 1945 года.
Все это не было замечено тогда, но отлично проявилось в послевоенное время. Ни один авианосец, ни разу не рискнул приблизиться для нанесения удара к побережью страны имеющей современные системы ПВО и мощный воздушный флот, как и во время первой и второй Мировых войн. И причина здесь в том, что изначально военный корабль имеет массу ограничений по сравнению с сухопутными местами базирования.
Проблемы, которые не решить.
Авиакрыло самого мощного авианосца типа «Нимитц» состоит из 60 ударных самолетов, из которых одновременно может «работать» не более 40. Фактически полк. При этом одна эскадрилья используется для прикрытия, а две другие могут выполнять ударные задачи. Для других авианосцев и это является недостижимым пределом. Именно поэтому во всех локальных войнах, в которых вела боевые действия авиация США, самолеты наземного базирования были более эффективны, нежели палубного:
Война в Персидском заливе 1991 года, в которой принимали участие половина авианосцев (шесть единиц):
Всего в операции участвовало около 1700 наземных боевых самолетов (79 процентов) и около 450 палубных (21 процент).
Количество боевых вылетов: всего 98 тысяч. Из них самолеты наземного базирования совершили около 80 (81,5 процентов) тысяч вылетов, а палубная авиация только чуть более 18 тысяч (18,5 процентов). При этом количество сброшенных бомб составило 78 тысяч тонн. Из них палубная авиация только десять тысяч тонн (12,8 процентов). Также авиация наземного базирования одержала и практически все воздушные победы над самолетами Саддама Хусейна.
Причина не только в том, что палубная авиация совершает много больше вспомогательных полетов, но и в том, что развертывание авианосных группировок с целью их безопасности производилось на значительном расстоянии (три, а потом и четыре авианосца базировались в Красном море). К тому же, авианосец изначально ограничен в размерах и объемах полезной нагрузки самолета. Современный истребитель (F/А-18Е Супер Хорнет) за один самолетовылет расходует до 10-13 тонн топлива/боеприпасов. Сто самолетовылетов в день 1-1,3 тысячи тонн. За месяц боевых действий это 30-40 тысяч тонн (с учетом того, что авианосец атомный и ему топливо не нужно). Для снабжения авианосцев в ВМФ США существует целая эскадра кораблей снабжения. Например, чтобы обеспечить АУГ всем необходимым на месяц боев, необходим полный рейс универсального быстроходного транспорта снабжения (AOE-1) «USS Sacramento».
«Морская мощь-21». АУГ и ЭУГ вместо АМГ.
Война в Заливе показала, насколько неэффективны созданные во времена холодной войны авианосные многоцелевые группы (АМГ).
Авианосец не только потребляет ресурсы, но и отвлекает массу кораблей на свою защиту. До начала 21 века авиационная многоцелевая группа (АМГ) ВМС США включала в себя два крейсера УРО (типа «Тикондерога»), четыре — шесть эскадренных миноносцев УРО (типа «Орли Берк») или фрегатов УРО (типа «Оливер Х. Перри»), одну-две атомные подводные лодки (ПЛА) и обязательно корабли снабжения. Целый флот, который в отсутствии реальной угрозы в воздухе и на море фактически становился постоянно таскаемым балластом. Ударная мощь крылатых ракет даже в сравнении с ударной мощью самолетов авианосной группы это мизер, не говоря уже об их изначально высокой стоимости.
Переход на авианосные ударные группы (АУГ вместо АМГ), что повлекло за собой полуторакратное сокращение кораблей эскорта, и сокращение числа ударных авианосцев в строю до десяти (15 лет назад их было 12) дало для ВМС США возможность высвободить корабли для формирования еще восьми экспедиционный ударных групп на базе универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Уосп» и новой серии УДК «Америка». Оснащение данных кораблей (УДК типа «Америка») самолетами F-35В, делает из них фактически легкие авианосцы и тем самым приводит к формированию еще восьми авианосных групп с меньшими возможностями (со временем возможен рост до десяти). Их можно держать в регионах, где мощь ПВО и ВВС противника минимальны, а задачи ограничены, или для выполнения автономной задачи на основном театре боевых действий (поддержка непосредственной высадки десанта). Для этого предполагается изменять состав авиагруппы: ударный вариант или обеспечения высадки десанта.
Без воздуха никак
Дело в том, что для США с их ограниченными возможностями ПВО подразделений корпуса морской пехоты поддержка с воздуха крайне важна. Даже на неудаленном театре высадки десанта (как это было в 1991 году) время реакции авиации на запрос о поддержке атакующих соединений составляло 30-60 минут (что вдвое больше, чем во Вьетнаме). За это время противник мог успеть нанести удар и уйти из зоны поражения как в воздухе таки и на земле. Палубные самолеты, находящиеся с 100-200 км от места высадки и патрулирующие неподалеку позволяют решить данную проблему. И именно эту задачу в основном и должны решать самолеты универсальных десантных кораблей.
Вот почему для ВМС США и КМП так важна программа F-35. На ее успехе базируется вся концепция американского развертывания корпуса морской пехоты на первую половину 21 века. Самолеты «Харриер» не могут обеспечить экспедиционной ударной группе требуемый уровень защиты от развивающихся ВВС и ПВО стран третьего мира. Да и износ у них порядочный.
Harrier
В конечном итоге (концепция «Морская мощь-21»), США планирует иметь 18-20 ударных группировок на базе легких/тяжелых авианосцев для решения задач в любой точке мира (кроме Ледовитого океана).
Судя по планам закупок авиакрылья тяжелых авианосцев будут состоять из: 18-20 — F-35C, 36-40 — F/A-18 «Супер Хорнет» на корабль. Плюс самолеты для обучения экипажей и резервные.
Корпус морской пехоты и УДК предполагается оснастить исключительно самолетами укороченного взлета и вертикальной посадки F-35В.
Плюсы и минусы самолетного парка ВМС США.
В целом следует признать, что командование ВМФ США поступило намного рачительнее и логичнее, чем американские стратеги ВВС. Флот в начале 2000-х закупил более 400 самолетов F/А-18 «Супер Хорнет», которые логично вписали в планы развития флота, как промежуточная модель между четвертым и пятым поколением. Эти самолеты получили новое электронное оборудование, двигатели, системы вооружения, тем самым став глубокой модернизацией старого «Хорнета».
F/A-18 Hornet
Руководство ВМС США обезопасило себя от угрозы возникновения «авиационной паузы» в связи с задержкой программы F-35 и закрытием программы палубной версии F-22 и перспективного штурмовика А-12. Не может не бросаться в глаза, что за последние два десятилетия концепция палубного самолета претерпела кардинальные изменения.
Фактически США окончательно смирились с тем, что авианосец не пригоден для войны с Россией, Китаем и может быть использован только для закатывания в асфальт «недемократичных» стран третьего мира.
Корабли для «банановых войн».
А между тем, авианосец очень ценный корабль, чтобы им можно было рисковать. Плюс это еще и более 6 000 человек команды и авиационной группы. Плюс это еще и группа кораблей эскорта. В общем, АУГ это около 10-15 миллиардов долларов (не считая стоимости разработки) и до 9 000 человек личного состава. Потеря даже одной такой группы станет для флота США катастрофой как в имиджевом, так и в военном плане. И такая катастрофа практически неизбежна в случае применения авианосцев в войне против равноценного противника.
Уже на расстояние 300-500 км от берега у УАГ нет шансов подойти незамеченной. А в реальности она будет обнаружена гораздо раньше. Между тем, радиус действия самолетов авианосца (без учета дозаправки) составляет в ударном варианте до 700 км. При использовании самолетов заправщиков до 1000 км. Но это резко снижает число самолетов ударной группы. То есть на расстоянии более 700 км от побережья противника данная группа (без привлечения самолетов заправщиков) абсолютно безопасна. А ближе будет попросту уничтожена.
Появление на вооружении ВМС СССР ракетоносцев Ту-22М3, вооруженных мощными ракетами Х-15 и Х-22 стало для авианосцев США, очень неприятным сюрпризом. Дело в том, что ракеты имели очень мощные боеголовки и высокую скорость полета, что практически гарантировало поражение объекта.
Ядерная у Х-15 и термоядерная у Х-22. Кроме того, Х-22 комплектовалась обычной боевой частью весом почти в одну тонну.
Правда для пилотов Ту-22М3 был и один минус. Дальность стрельбы ракет составляла всего 300 км (Х-15) и 600 км (Х-22), что требовало вхождения ударной группы самолетов в зону действия ПВО авиагруппы.
Тем не менее, уже это делало вероятность применения авианосцев против северного и тихоокеанского побережья СССР крайне маловероятным. Полк Ту-22М3 с потерей максимум 10-15 самолетов мог уничтожить любую ударную авиагруппу противника, что на тот момент считалось приемлемым.
Сейчас, когда на вооружении ВКС РФ появилась ракета Х-32 и проблема дальности (1000 км) была решена, никто в здравом рассудке не будет рассматривать возможность применения авианосный ударных групп США против России. И не рассматривает…
Повелители банановых войн
Дело в том, что атомные авианосцы США не имеют специализированных перехватчиков. Последние F-14D «Томкэт» были сняты с вооружения в 2006 году.
F-14D Tomcat
Из F/A-18 перехватчик никакой, что показал опыт его эксплуатации. Да он и не задумывался таковым. Это гибрид штурмовика и истребителя, абсолютно не способный на равных противостоять истребителям четвертого поколения последних моделей. Новые самолеты F-35 также больше бомбардировщики и штурмовики. То есть, рассмотрев самолетный парк ВМС США сегодня и изучив планы на будущее, можно прийти к выводу, что их морская авиация готовится к локальным войнам с противником ниже их по классу, то есть для «банановых войн», когда аборигенам с дубинками надо показать, кто в доме хозяин. В войнах с равным противником они применятся не могут.
А потому сотни самолетов, более сотни кораблей, сотни тысяч человек личного состава, это все не против нас. Оно не может быть применено против нас НИКОГДА. Более того, все программы перевооружения данной группировки, показывают, что Вашингтон ничего не будет менять.
Чтобы понять о какой мощи я говорю достаточно перечислить только ее авиационную ударную компоненту:
ВМС США: 30 авиаэскадрилий палубной ударной авиации (более 600 самолетов F/A-18 «Хорнет» и F/A-18 «Супер Хорнет»)
КМП США: 15 авиаэскадрий ударной авиации (до 200 ударных самолетов)
Плюс эту армаду поддерживает более 400 специализированных самолетов (ДРЛО, РЭБ и т.д.) и более 1000 вертолетов различного назначения. Также более сотни специализированных топливозаправщиков.
Итого по численности фактически ВВС России на сегодня. А по функционалу, эта армада абсолютно беспомощна против равноценного противника и крайне редко используется по прямому назначению.
Считать, что все это бесполезно конечно нельзя. У США есть масса интересов по всему миру и данная армада вполне способна их отстоять. Но ее неуниверсальность бросается в глаза. Это хорошо заточенный инструмент для уничтожения малых стран. Избыточный инструмент. Даже в операции 1991 года против Ирака принимали участие только 50 процентов авиации ВМС США и КМП. Между тем сейчас до 70-80 процентов времени авианосцы США стоят в своих базах, а корабли эскорта и самолеты ждут своего часа, который все не наступает и не наступает. Те конфликты, которые Вашингтон ведет сегодня предполагают использование максимум двух АУГ одновременно. Более бессмысленной траты денег на протяжении десятилетий представить сложно. Ошибочность выбранной концепции построения своих морских сил и ее авианосной компоненты и нежелание что-то в ней менять приводит к бессмысленной трате столь нужного сейчас для Пентагона финансового ресурса.
Морская авиация России
До 2011 года в составе военно-морской авиации России значилось довольно внушительная береговая группировка, оснащенная ракетоносцами Ту-22М3, истребителями Су-27, Миг-31, бомбардировщиками Су-24М. Во время реформы 2011-12 годов в ВВС были переданы все ударные самолеты Ту-22М3. О них был рассказ в прошлой части.
Палубная авиация ВМФ России на сегодня состоит из:
279-го гвардейского истребительного авиационного полка (две эскадрильи Су-33 неполного состава) и одна эскадрилья СУ-25УТГ (две машины).
Сотый гвардейский истребительно авиационный полк (две эскадрильи по 12 самолетов МиГ 29 СМТ). Формирование окончено в декабре 2015 года.
Все палубные самолеты имеют постоянным местом дислокации наземные аэродромы и лишь придаются АУГ на время похода. Как в США, так и в России.
Эти два полка могут являются «поставщиками» самолетов для единственного в России авианосца «Адмирал Кузнецов».
Также в состав авиации флота входят части чисто наземного базировании:
865-й отдельный истребительный авиаполк ТОФ (2 эскадрильи МиГ-31).
43-й морской штурмовой авиаполк ЧФ (2 эскадрильи по одной Су-30СМ и Су-24М. В планах полное оснащение самолетами Су-30 СМ).
Четвертый отдельный гвардейский морской штурмовой авиационный полк БФ (второй эскадрильи Су-24М. В планах перевооружение на Су-30СМ).
689-й гвардейский истребительный авиаполк БФ (3 эскадрильи Су-27)
Итого: 12 эскадрилий ударных самолетов, которые в ближайшее время будут переоснащены новыми машинами. Сравнивать численность в авиацией ВМС США бессмысленно, в виду совершенно разных задач стоящими перед данными подразделениями. Авиация флота России является еще одним компонентом защиты страны, отличающихся от ВКС России по большей части только подчинением и немного расширенным кругом решаемых задач.
Выводы
Россия
Развитие морской ударной авиации России после передачи в состав Воздушно-космических сил самолетом Ту-22М3 будет проводится путем развития ее палубной компоненты и авиации береговой обороны. Единственный авианосец «Адмирал Кузнецов» и два действующих авиаполка будут использованы для выработки концепции применения авианосных соединений, подготовки экипажей и наработке опыта. Фактически Россия пока не имеет полноценного авианосца, но есть масса маркеров, что в ближайшее время строительство подобных кораблей будет начато: усиленное создание группировки самолетов, явно избыточной для «Адмирала Кузнецова». Создание (воссоздание в Крыму) инфраструктуры для подготовки пилотов. Создание проекта палубного самолета на базе Т-50 (до его создания пройдут модернизацию и останутся на службе самолеты Су-33).
Стоит обратить внимание, что Россия смотрит на авианосец не так как США.
Фактически Россия создает совершенно иную концепцию авианосца. Не ударного корабля против банановых республик, а ядра ударного соединения, где авиации отведена роль ПВО дальнего и среднего рубежей, с возможностью нанесения ограниченных бомбовых ударов на расстоянии до 1000 км. Именно поэтому в состав авианосной группировки будут включены перехватчики пятого поколения, которые сейчас разрабатываются.
Озвученные планы по созданию семи таких группировок на базе новых атомных авианосцев, вероятнее всего завышены, но создание двух, а затем еще двух авианосных групп вполне осуществимы (по две на СФ и ТФ). После ввода в состав флота первого атомного авианосца нового проекта, «Адмирал Кузнецов» вероятнее всего будет списан.
Авиация береговой обороны будет переоснащена многофункциональными самолетами Су-30 СМ. Не исключено, что часть самолетов Миг-31, после модернизации также будут использованы в интересам ВМС на северном и тихоокеанском направлении.
В целом авиация ВМС России уже сейчас способна надежно прикрыть свои морские рубежи и готовится к решению поставленных задач на просторах мирового океана.
США
«Сбалансированность и продуманность» американской воздушной военно-морской программы поражает. Но только на фоне полных провалов в ВВС. В первую очередь это объясняется традиционной независимостью отдельных командований Пентагона. Они самостоятельно решают когда, что и сколько покупать. Причем совершенно не обязаны «входить в положении» своих коллег. Часто это приводит к перерасходу средств, но иногда и спасает часть армии от больших проблем.
Если посмотреть на закупки самолетов для ВВС и ВМС, то начиная с начала 1970-х годов ВВС и ВМС практически всегда заказывали разработку и закупали различные самолеты. Проект F-35, который разрабатывается одновременно для нужд ВВС и ВМФ первый совместный за многие десятилетия. И очень похоже, что именно это сыграло с ним злую шутку. Попытка впихнуть в один проект три различных самолета привела к перерасходу средств, задержкам по времени и созданию очередного «гадкого утенка». А начиналось все с банальной идеи сэкономить деньги на фоне трех неудачных (с экономической точки зрения) проектов (F-117, B-2, F-22).
Будущее авиации ВМС США выглядит относительно неплохо. Дело в том, что недостатки самолета F-35 для ВВС (невозможность на равных вести бой со многими самолетами 4-го поколения), не так критичны именно для военно-морских сил. Им нужен штурмовик, который может оказывать поддержку морскому десанту и истребитель, который будет бороться с второразрядными ПВО стран третьего мира. Авианосные группировки, имеющие возможность базироваться на десяти тяжелых авианосцах и восемь-десять универсальных десантных кораблях, в целом усилят боевые возможности флота по отношению к современному состоянию.
Читайте нас: