Лента новостей

19:21
На Украине миллион уклонистов, которые не хотят умирать за интересы Запада и киевского режима
19:16
Расчёты АГС-17 «Пламя» уничтожают врага на купянском направлении (ВИДЕО)
19:14
«Нас интересует, кто заказчик». За терактами на территории России стоят западные спецслужбы?
19:10
Лавров допустил, что в мае легитимность Зеленского признавать не придется
18:43
Пугачёва рассказала, где должна быть скорбь после теракта в «Крокусе». Марков призвал не ругать релокантку
18:42
Зеленский связал бум рождаемости на Украине после конфликта с поставками ПВО
18:41
Следком РФ: террористы получали деньги с Украины и имели связь с украинскими националистами
18:40
Украинские войска ведут огонь по ДНР, Белгородской и Курской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 28 марта
18:32
Германия анонсировала новый пакет военной помощи Украине
17:57
Политолог Кеворкян назвал ООН ангажированной структурой
17:36
США обеспокоены развитием сотрудничества Китая и России
17:28
Киевские власти собрались восстанавливать школу за 337,2 млн гривен в 15 км от границы с Россией
17:27
Во Франции набирают безработных для участия в конфликте на Украине за €1970 в месяц. Власти отрицают свою причастность
17:26
Глава МИД Латвии Кришьянис Кариньш подал в отставку
17:25
Журналист из Японии опроверг украинские фейки о Мариуполе, лично посетив российский город
17:24
ВС РФ продвигаются на всех направлениях. Горящие Abrams уже обыденность
17:16
Asia-Plus: семью подозреваемого в теракте увезли из дома в Таджикистане
16:49
В ООН сообщили о пытках на Украине российских пленных. Украинские фашисты 25 раз казнили россиян
16:48
Власти Турции заявили о том, что теракт в «Крокусе» был проведён при помощи иностранной разведки
16:47
Дроны-камикадзе на службе Отечеству. Бойцы Угледарского фронта просят помочь в увеличении поголовья «птиц». Объявляем сбор средств
16:39
Ле Пен обвинила власти в намерении «обчистить» карманы французов
16:38
На странице Пенсионного фонда Украины появилась откровенная фотография
16:11
Украина заставит беженцев платить налоги с европейских пособий
16:10
В Харькове «Герани» уничтожили более 50 боевиков, в том числе, РДК
15:42
Данилова убрали ради снятия Зеленского?
15:35
Польша заберет у украинских беженцев еду, а Канада визы
15:34
Интим с военкомом. Начальника Ровенского военкомата засняли в момент пикантного «рекрутинга»
15:28
Россия поможет Африке избавиться от колониальных путей сообщения
14:59
В рядах ВСУ эпидемия игромании. 9 из 10 ВСУшников спускают деньги на онлайн-казино
14:58
Эксперт: новый секретарь СНБО не спасёт ВСУ от поражения на фронте
14:50
Украинские военкомы хотели забрать силой отца-инвалида пятерых детей на фронт
14:30
США возмущены темпами роста производства в Китае
14:22
Не противоречит международному праву. МИД Швеции не против вербовки наёмников посольством Украины
14:13
Захарова: из Армении пытаются сделать инструмент реализации опасных планов Запада
13:42
Замышляемый как рекламный вояж Кисиды в КНДР в ближайшее время маловероятен
13:39
NYT: США скрыли от России информацию об угрозе теракта в «Крокусе»
13:37
В Кремле ответили на вопрос о версиях теракта в «Крокусе»
13:11
Покинувшие Россию компании потеряли более $107 млрд
13:10
Восстановление «Крокуса» зависит от мнения Путина, Воробьева и общественности — Эмин Агаларов
13:01
МИД Швеции: Украина может вербовать шведов в ВСУ
13:00
В Польше заработала созданная для Украины «коалиция бронетехники»
12:56
Японский журналист рассказал о жизни в Мариуполе
12:48
В Приморье создадут судостроительный кластер
12:38
В ООН заявили о пытках российских военных на Украине
12:30
Польского генерала, отвечавшего за подготовку солдат ВСУ, отстранили от должности
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»История»Будни зампотеха: КрАЗы, которые замерзли

Будни зампотеха: КрАЗы, которые замерзли


КрАЗ-255Б

«Из-под КрАЗов вода капает!»



Прежде чем начать эту заметку, я хочу поблагодарить тех читателей «Военного обозрения», кто поздравил меня с юбилеем. Искренне рад!

Итак, на Крымском полуострове наступила «зима», которая сопровождалась частыми штормами, такими, каких я не наблюдал на Балтике по мощи и зрелищности (возможно, потому, что жил не на берегу, а в трёх километрах от него).

Иногда казалось, что огромные волны вот-вот захлестнут наши жилища и технику. Дух захватывало у меня, уроженца Сибири, от такого разгула стихии!

Случалось, шёл снег, который, впрочем, быстро таял.

Однажды даже температура упала на 4–5 градусов ниже ноля. Ненадолго правда, но вот именно в этот момент и случилась неприятность, которая нарушила моё безмятежное пребывание в Казачьей бухте.

Та самая упоминавшаяся ранее ложка дёгтя.

На следующее утро после ночных заморозков ко мне прибежал солдат и взволнованно говорит:

«Товарищ лейтенант, из-под КрАЗов вода капает!»

Я вскоре сам убедился, что солдат ничего не выдумал – из-под двигателей машин действительно капала вода.

Все сомнения отпали – вода в системах охлаждения замёрзла, и стенки блоков цилиндров двигателей потрескались. Оттаивая, вода стала капать, просачиваясь через трещины, на землю.

ЧП!

В этом месте заметки надо сделать важное, хотя далеко не лирическое, отступление.

Дело в том, что эти автотягачи (так и не вспомнил – их было 6 или 8?) стояли на берегу, и никто особого внимания на них не обращал. Заводчанам они в их деятельности были не нужны, поскольку у них на берегу имелся гусеничный тягач, чтобы при необходимости вытаскивать катера на берег.

А мне их никто не передавал для охраны и наблюдения: ни в письменном, ни в устном виде.

Так бы они и стояли в некотором отдалении до самой погрузки на железнодорожный транспорт, если бы мой солдат случайно не проходил мимо и не заметил беду.

Что делать?

Я сразу же обратился к заводчанам.

И здесь стоит отметить, что ни гражданские, ни я – никто не стал перекладывать вину друг на друга. Машины оказались как бы ничьи, в «юридическом вакууме», если можно так сказать.

Все понимали, что случись официальное разбирательство, все бы сёстры получили по серьгам.

Парадокс ситуации состоял в том, что я бы пострадал материально меньше заводчан, поскольку больше трёх должностных окладов с меня нельзя было по закону высчитать, а остальное вполне могло лечь на их плечи. Не знаю, сколько стоил двигатель ЯМЗ-238, но наверняка больше моего оклада. А их было целых 6 штук (или 8)!

Домой – в Клоогу


Стали решать, как выходить из ситуации.

Когда сняли крылья с передних колёс КрАЗов, обнаружили в нижней части блоков трещины длиной от 4 до 6 см. Увидеть их было нельзя, пока эти самые крылья стоят на месте.

И заводчане говорят мне:

«Не переживай, лейтенант! Всё изладим!»

И ребята приступили к работе.

Сначала свёрлышком на 2 мм засверлили концы трещин, чтобы они не увеличивались в длину.

Стенки рубашки охлаждения блока выполнены очень близко, просвет между ними очень мал, и любое неосторожное движение привело бы к сквозному просверливанию блока. Тогда уже ничего нельзя было бы исправить.

Но волжане не подкачали.

Мало того, по обеим сторонам трещин тем же сверлом, а затем метчиком выполнили несколько резьбовых отверстий. Затем очень осторожно слегка разделали трещины и залили их эпоксидным клеем. Потом тонкие металлические пластины прикрутили винтами под отвёртку поверх трещин. Так – на всех машинах. Заправили водой и проверили качество ремонта путём нагрева и небольшой обкатки.

Всё получилось, ремонт оказался что надо!

И после «обкатки» зачистили наждаком выступающие края пластин-заплат так, что они стали выглядеть наподобие небольших выпуклостей, и в завершение закрасили места ремонта серебрянкой, практически под цвет серого (почти белого) чугуна блока цилиндров.

Я смотрел на всё это с «высоты» своего короткого технического опыта и восхищался.

Время шло. Наступил февраль. Заморозков больше не было. Затем пришел март, а с отправкой эшелона с техникой так и не наступало никакой ясности.

Мне понемногу стала эта история надоедать. Дома, в Клооге, молодая жена с маленькой дочкой, а здесь…

Надо помнить, что в те годы так вот запросто позвонить было невозможно. Уже однажды ночью выгрузился, вернувшись с боевого дежурства в Средиземном море, полк морской пехоты, не дав до утра нам уснуть, уже вовсю хозяйничала в Крыму весна. А я решил в этом году писать рапорт для поступления в академию.

Однажды из почтового отделения военного городка мне удалось отправить в часть телеграмму с просьбой заменить меня, но ответа так и не получил.

И, устав от неопределённости и от Казачьей бухты, я принял рискованное решение: убыть в Клоогу самостоятельно, под предлогом необходимости уплаты партвзносов (в случае неуплаты партвзносов в течение трёх месяцев подряд, член партии мог быть исключён из её рядов – на этом я и решил сыграть).

По прибытии моём в часть на меня немного покричали, но не наказали, а ротный обрадовался.

Но вместо меня в Севастополь уехал командир взвода из нашей роты лейтенант Чивилёв, который проторчал там ещё до средины лета. И только летом эшелон с техникой прибыл наконец в Клоогу.

Я написал рапорт на поступление в академию в следующем, 1972 году, комбат майор Романенко подписал его, и я начал готовиться к поступлению.

Всё лето в наш батальон ездило высокое начальство, начиная с командования Прибалтийского округа и заканчивая командованием Сухопутных войск. И все хотели посмотреть на эту диковинную технику в деле.

Сначала ею управляли заводчане, но очень скоро в штате батальона появилось подразделение моряков-катеристов, и специалисты завода-изготовителя, обучив моряков, убыли домой, в Навашино.

«Виру Валге»


КрАЗы не подвели, работали безотказно, и никому в голову не приходило снять крылья колёс и проверить целостность блоков.

Я молчал.

Солдат, обнаруживший неисправности, благополучно уволился в запас.

Зампотехом роты плавающих средств (РПС), в состав которой поступили автотягачи, был в то время младший лейтенант – «двухгодичник», эстонец по фамилии Росмаа (или, возможно, Роосма). Он в сентябре заканчивал службу и увольнялся.

А ещё годом раньше мы с ним договорились, что он по увольнении продаст мне плащ-накидку. Свою-то я оставил в электричке, когда ехал к месту службы в Клоогу.

Парень он был неплохой, надёжный, как, впрочем, и все эстонцы, а их в военном городке служило несколько человек в офицерских званиях. Командиром той же РПС был капитан, эстонец по фамилии Вяхк.

Росмаа сказал, что за плащ-накидку с меня хватит и бутылки хорошей водки (всё-таки два года службы среди русских офицеров даром не прошли!), причём мне и предложил её с ним распить.

Я купил бутылку эстонской водки «Виру Валге», решив потрафить национальным чувствам собутыльника. Хорошо посидели, душевно поговорили. В процессе распития под воздействием алкоголя у меня чувство осторожности слегка притупилось, и я, полагаясь на чувство товарищества Росмаа, решился раскрыть тайну КрАЗов.

Он, конечно, очень удивился, но сказал, что ему уже всё равно, что он уже уволился и в часть возвращаться и тем более сдавать меня не собирается.

На том мы с ним обнялись и расстались.

Много лет с тех пор прошло, но я так и не решил, какова степень моей вины в том происшествии, которое случилось в Казачьей бухте в далёком январе 1971 года.

Иногда мне кажется, что я совсем не виноват, а порой…

Продолжение следует…

Федоров Ф. У., полковник в отставке


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх