Несмотря на экономические трудности, политическая активность граждан была низкой
Можно констатировать, что основное внимание россиян было приковано к событиям не внутри страны, а за ее пределами. Начался 2015 год с нового наступления украинской армии в Донбассе, а после подписания Минских соглашений в феврале все постоянно ждали срыва перемирия. В конце сентября Россия втянулась в сирийский конфликт, и общественное внимание переключилось на борьбу с международным терроризмом. В ноябре Турция сбила российский самолет, и началось обострение с Анкарой. Даже события, которые касались непосредственно россиян, как-то теракт в небе над Синаем, прекращение поездок в полюбившиеся нашим людям Египет и Турцию, были связаны с внешней политикой.
В то же время 2015 год был отмечен серьезным ухудшением социально-экономического положения в России. Реальные доходы населения сократились более чем на 10%. Из-за девальвации рубля серьезно выросли цены в магазинах. Но если говорить о политической активности, то самым заметным событием стал протест дальнобойщиков, который другие социальные группы практически не поддержали. Рейтинг президента перевалил за отметку в 90%.
Но сказать, что политической жизни в стране вовсе не было, тоже нельзя. Просто она приобрела другие формы. Какие? С этим вопросом «СП» обратилась к экспертам.
— На первое место по значимости во внутренней политике я бы поставил борьбу с коррупцией, которая велась в течение всего 2015 года, — говорит заместитель директора Центра политической информации Алексей Панин. — Борьба поднялась на достаточно высокий уровень, затронула даже руководителей регионов. И всё было бы хорошо, если бы не получилось по принципу «шаг вперед, два шага назад». С одной стороны, мы увидели, как арестовывали губернаторов, но с другой — как шло дело Евгении Васильевой и как вернулся в систему госуправления Анатолий Сердюков. В результате получилось, что борьба с коррупцией, которая могла быть для власти большим «плюсом», стала если не «минусом», то фактически «обнулила» саму себя.
Второй момент, который можно отметить, это ожидание непопулярных решений. В 2015 году оно осталось невысказанным. В 2016-м непопулярные реформы тоже будут максимально оттягиваться, видимо, до конца года, то есть на время после выборов. Можно ожидать налоговой реформы, так как денег, как говорится, «на всех не хватит». Под угрозу может быть поставлена реализация «майских указов» президента.
Третий важный момент уходящего года связан с экономикой. Пока мы видели фактическое отсутствие антикризисного плана. Больше констатировали наличие проблем, вызванных на 90% экономической конъюнктурой и на 10% - западными санкциями. Во всё ухудшающейся конъюнктуре был поднят лозунг об импортозамещении, который стал важным элементом внутренней политики. К концу 2015 года этот вопрос оказался на периферии, хотя он имеет перспективу для дальнейшего развития.
— Как развивалась в 2015 году политическая жизнь?
— На партийном уровне, на мой взгляд, никакой борьбы не было в принципе. Политическая повестка де-факто формулировалась внешними событиями, вначале украинскими, потом — сирийскими. Естественно, отношения с Брюсселем и Вашингтоном были в ракурсе общественного внимания. Все эти проблемы способствовали единению граждан вокруг президента. Ни о какой конкуренции партий говорить не приходится.
Что касается протестной активности, то политическая повестка уступила место социально-экономической. И это — очень тревожный момент. Если политиков можно при желании назвать «популистами», то бюджетников, пенсионеров, дальнобойщиков «популистами» никак не назовешь. Скажем, дальнобойщики прямо заявили, что они не «мальчики с белыми ленточками», а работяги. Реагировать на социально-экономические взрывы так же хорошо, как на политические, власть не научилась. Я полагаю, что с этой проблемой власти надо научиться справляться очень быстро и максимально эффективно. Можно получить несколько тлеющих конфликтов, которые по «закону подлости» сработают одновременно и в самый неподходящий момент.
— На мой взгляд, самым знаковым событием 2015 года стало празднование 70-летия Победы, — считает директор Института политики, права и социального развития МГГУ им. Шолохова Владимир Шаповалов. — Это событие имело большое значение не только для внутренней политики, но и для всего мира. Оно крайне важно для нашей жизни. Мы чтим память тех, кто погиб при защите страны и фактически создал современную конструкцию мира. Победа над фашизмом заложила основы всей мировой политики. Празднование 70-летия Победы в существенной мере приблизило всех нас к пониманию места России в мире и тех базовых идей, которые нам нужны в рамках российской идентичности. День Победы стал самым важным, стержневым событием во внутренней политике уходящего года. Это событие воспринималось людьми на уровне фундаментальных ценностей нашего бытия.
Большое значение имели инициативы, которые исходили от президента. Они изложены в послании Федеральному Собранию и постепенно становятся нормами законов, как в политической, так и в социальной сфере. Это та часть внутренней политики, которая связана с антикризисными мерами, что, конечно, очень важно.
Еще важным моментом я считаю, что государство выполнило в 2015 году все социальные обязательства. Мы не позволили скатиться к экономическому коллапсу. Напомню, в самом начале 2015 года президент США говорил, что экономика России «разорвана в клочья». Прошел 2015 год, мы все убедились, что несмотря на плохую конъюнктуру мировой экономики, российское народное хозяйство выдержало. Более того, динамика отдельных секторов, к примеру, сельского хозяйства, внушает оптимизм. Постепенно идет импортозамещение, развивается собственное производство. Антикризисные меры правительства и президента — важные составляющие нашей внутренней политики.
— Ухудшение экономической ситуации вызвало рост политической активности граждан?
— Я считаю, что нет. Сложности, которые объективно были, не привели к росту напряженности в обществе и повышению градуса политической нестабильности. Российское общество с пониманием относится к тем непростым временам, в которые попала страна, будь-то экономический кризис или санкции. Мне кажется, консолидация общества достаточно высока. Уровень поддержки политики президента чрезвычайно высок. И это не только социологические исследования показывают, но и все характеристики социально-экономического развития.
Если рассматривать область непосредственно политических отношений, то надо подчеркнуть, что региональные выборы 2015 года свидетельствуют о росте политической конкуренции. На мой взгляд, это положительный процесс. Оппозиция побеждала на выборах, в том числе и губернаторских. В целом, выборные процедуры проходили на высоком уровне с точки зрения открытости.
Одновременно, 2015 год показал, что у «Единой России» есть немалая сила. Она усиливает свои позиции, и это — основной тренд. Большая сила есть у традиционных парламентских партий. Новых сильных игроков на политическом поле пока не появилось, несмотря на изменение законодательства о политических партиях. Это говорит о том, что наша политическая система достаточно стабильная. Результаты, которые получали парламентские партии на выборах 2015 года, показали, что помимо «Единой России» есть всего три крупных игрока, а все остальные — политические аутсайдеры.
Важно подчеркнуть, что 2015 год запомнился целым рядом серьезных коррупционных дел, инициированных федеральной властью. Прежде всего, это дела глав Сахалинской области и Республики Коми. По сути, это первый подобный случай, у которого не было прецедента. На мой взгляд, это естественное следствие того, что на протяжении многих лет государство усиливает противодействие коррупции. Принимаются новые законы, они начинают работать на практике. Именно в 2015 году практический уровень антикоррупционного законодательства вышел на новый уровень, что и привело к громким делам. Я считаю, что началось оздоровление нашей общественной жизни, а государство настроено всерьез бороться с коррупцией.
Андрей Иванов
Фото: Кристина Кормилицына/Коммерсантъ
Читайте нас: