Лента новостей

14:16
Google начала без спроса наполнять сайты «интересными сущностями» — ссылками на результаты поиска
14:11
Вооружённые силы России ушли из Купянска
13:38
Информационное эхо «Орешника»
13:26
Рубль упал до 105 рублей за доллар. Силуанов назвал, кому это выгодно
13:25
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 26 ноября
13:09
Британские разработчики показали возможности нового автономного подводного аппарата
12:47
ЕС выделил армии Иордании деньги на разведку
12:46
СВР России: англосаксы причастны к подрыву «Северных потоков»
12:44
Выбор элит Ирана по отношению к России
12:37
The Washington Post: Украина пытается купить Трампа энергоресурсами и полезными ископаемыми
12:36
Российские власти исключат «Талибан» из списка запрещённых организаций
12:30
Страх от Лондона до Варшавы: от новых ракет Путина нет средств защиты
12:27
Бортников заявил о создании на Украине теневого рынка оружия
12:14
Джон Шемякин про легизм, часть 2
12:12
Обстановка на фронтах: ключевые события и карта боевых действий на Украине, Донбассе и в Курской области 26 ноября 2024 года
12:09
На Камчатке появится электростанция мощностью 100 ГВт
12:04
Один погиб, один ранен: водитель открыл огонь по людям в Саратовской области
11:49
iPhone 17 Slim получился настолько тонким, что в него не поместится SIM-карта
11:38
В СВР заявили о причастности англосаксонских спецслужб к теракту на «Северных потоках»
11:30
«План неустойкости» Украины
11:00
Сакс сомневается, что Байден отдал приказ атаковать Россию ракетами в здравом уме
10:53
Грин: передача Байденом ядерного оружия Киеву будет госизменой
10:15
Российские бойцы ведут городские бои за освобождение Купянска от украинской оккупации
10:14
Гуцериев призвал не клеймить Запад геями и оголтелой пропагандой
09:57
Илон Маск раскритиковал бюрократию в Пентагоне
09:54
Ударная волна дошла до Запада - Новости
09:50
Штурм Великой Новосёлки: ключевой шаг к успеху на Запорожском направлении
09:47
На Камчатке появится электростанцию мощностью 100 ГВт
09:40
Хоррор-квесты положительно повлияли на иммунитет
09:37
Три шага для нейтрализации вражеской системы ПВО на Украине
09:35
Бронь не крепка: как Киев добивает свой военный потенциал
09:22
Почти сорок дронов Украины атаковали Россию. Медведев вновь рассказал о красных линиях
09:21
Стрелять по уклонистам - это норма. На Украине обсуждают повышение эффективности военкоматов
09:16
Иноагенты открыли в США фейковое «российское посольство»
09:10
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 26.11.2024
09:04
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 26 ноября, день
08:56
За сутки по Белгородской области ВСУ выпустили более 50 снарядов: последствия и меры помощи пострадавшим
08:51
«Человек боится неопределённости»: физики и психологи — о феномене ретроградного Меркурия
08:37
Иностранным агентам не платим
08:01
Томография показала, что на сосуды действуют даже вейпы без никотина
07:40
Банда – традиционная форма украинской самоорганизации
05:38
Возврат Армии США к ручным самозарядным гранатомётам
05:30
Как виски погубил судно. Трагедия «Green Hill Park»
04:25
Свежая военная сводка от Юрия Подоляки на 26.11.2024: Российские войска давят врага, укрепления ВСУ рушатся
03:41
Схватка за ключевые рубежи: новости СВО от 26 ноября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1006-й день спецоперации России на Украине
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»История»Гвардейский экипаж в бою

Гвардейский экипаж в бою



Идея создать гвардейскую морскую часть была реализована в правление Александра Первого в 1810 году. Первоначально это был батальон из четырех рот, из состава которого должны были комплектовать экипажи царских яхт. Само собой, также гвардейцы несли караульную службу, охраняя Высочайших Особ, и участвовали в боевых действиях. Получив казармы в центре Петербурга, лучших офицеров и моряков, новый флотский экипаж был вполне боеготов к лету 1812 года, когда грянула Отечественная война.


Флота у Наполеона не было, и воевать гвардейцам пришлось на суше, в качестве понтонной части 2 армии. Всему виной образец – гвардейский экипаж наш, копировал аналогичный у французов, а экипаж Наполеона был прежде всего инженерной частью. Так что гвардейские моряки России в ту войну занимались делом далеко не морским – сжигали и строили мосты, от границы и до самого Бородино. А дальше был Заграничный поход, с которого экипаж, правда, возвратили морем, на фрегате «Архипелаг»», но именно в качестве пассажиров, а в остальном всё та же инженерная служба. Служба отважная – георгиевское знамя и Кульмский крест тому свидетели, но ни разу не морская.

Отдельная строка истории Экипажа – восстание декабристов, в котором экипаж активно участвовал, причём участвовал автономно. Дело в том, что в его рядах возникло отдельное тайное общество ещё в 1824 году, общество, связанное с Северным, но со своими Статутами и планами. 14 декабря на Сенатскую площадь матросы на свою беду вышли...

Моряки не стали пристраиваться к каре Московского полка. Они расположились прямоугольником между Московским полком и строившимся Исаакиевским собором. Несколько часов простояли моряки на площади. А потом в неподвижные ряды Гвардейского экипажа ударила картечь... После разгрома восстания офицеры Гвардейского морского экипажа сговорились, ничего не рассказывая о своей революционной деятельности, представить выход на площадь как результат искренней преданности законному наследнику Константину, неверия в его отречение и нежелания изменять первой присяге.

А дальше снова были войны, и снова гвардейские моряки их не пропускали, но как часть сухопутная. В умах руководства Империи они были понтонерами. Нет, в мирное время моряки-гвардейцы ходили в морские походы, ходили часто и неоднократно, но в случае войны экипаж превращался в понтонерскую часть. Так продолжалось до 1877 года, когда помимо обычных понтонерских дел моряками экипажа укомплектовали минный катер «Шутка».

Шутка вышла действительно неплохая – в отличие от прочих катеров, «Шутка» была катером прогулочным, и для боёв неприспособленным. Тем не менее гвардейцы справились:

Рано утром 7 июня 1877 года отряд катеров направился к острову Мечка ставить минное заграждение в районе, намеченном для переправы русских войск. Из турецкой крепости Рущук тотчас выбежал пароход «Эрекли» с восемью пушками и сотней солдат на борту. Пароход шел самым полным, явно намереваясь смять катера.

«Эрекли» стал первой морской победой русских гвардейских моряков. Победой, одержанной спустя 67 лет после создания экипажа. Командовал катером лейтенант Скрыдлов – будущий командующий Тихоокеанским флотом, на борту находился художник Верещагин. Дальше гвардейская «Шутка» занималась патрулированием, выходила в неудачную атаку на турецкий монитор...

Время менялось, менялся и экипаж, в нём появилась машинная команда, и всё больше с части понтонной он превращался в часть морскую, источник комплектования экипажей кораблей, и не только яхт, а и боевых. В Русско-японскую войну гвардейцы полностью укомплектовали экипажи броненосца «Александр III», и частично – броненосного крейсера «Адмирал Нахимов» и вспомогательного крейсера «Урал». Моряков ждала Цусима.

По сути экипаж в том сражении потерял лучшие кадры – из моряков «Александра III» выжило всего лишь несколько человек, которые ещё до боя были переведены на пароход «Олдгамия». Согласно рапорту прапорщика Леймана, единственного офицера броненосца, пережившего войну:

Доношу вашему высокоблагородию о нижеследующем: 6 мая 1905 года по приказанию командующего 2-й Тихоокеанской эскадрой вице-Адмирала Рожественского я перешел с эскадренного броненосца «Император Александр III» на призовой пароход «Ольдгамия» в качестве вахтенного начальника. Командиром парохода «Ольдгамия» был прапорщик Трегубов с эскадренного броненосца «Князь Суворов», старший офицер — прапорщик Потапов — с эскадренного броненосца «Ослябя» и механик — прапорщик Зайончковский вспомогательного крейсера «Урал». Команда состояла из верхней и машинной команды, взятых с эскадры, в числе 37 человек, в том числе и боцман.

Лейман успел ещё повоевать на Сахалине, где и попал в плен. Пережили бой и часть гвардейцев других кораблей, судьба же «Александра III» была героической и ужасной, они погибли, но не сдались, как и обещал до похода их командир – капитан первого ранга Бухвостов.

В междувоенное время экипаж пришлось восстанавливать практически с нуля, а в Первой мировой войне моряки-гвардейцы снова воевали и на суше, и на море. Часть моряков ушли на корабли, с их числа были укомплектованы экипажи крейсера «Олег» и эсминцев «Украйна» и «Войсковой», типа «Доброволец». Вторая же часть снова выступала понтонерами, воюя на фронтах и готовясь к десанту на Босфор. В Петербурге тем временем готовили пополнение и тем и другим. А дальше грянула революция:

Великий князь Кирилл Владимирович, с царскими вензелями на погонах и красным бантом на плече, явился 1 марта в 4 часа 15 минут дня в Государственную Думу, где отрапортовал председателю Думы М. В. Родзянко: «Имею честь явиться вашему высокопревосходительству. Я нахожусь в вашем распоряжении, как и весь народ. Я желаю блага России», — причём заявил, что Гвардейский экипаж в полном распоряжении Государственной Думы.

И последний командир Экипажа и будущий претендент на престол уже несуществующей Империи предметно доказал, что усилия поколений служилых может перечеркнуть один великий князь с красным бантом, который чуть позже снова станет махровым монархистом. А весной 1918 года часть, наряду с другими подразделениями Императорской армии, была расформирована.

Подводя же итоги более чем столетней истории Гвардейского экипажа – героические походы и героические бои, но совершенно неясная специализация, вызвавшая некую двойственность. Всё-таки соединять инженерную часть и моряков в некоего кентавра, пожалуй, не стоило. А в начале 20 века это и вовсе смотрелось анахронизмом, после углубления специализации в военном деле. И бесславный конец истории, вызванный, впрочем, амбициями одного из родственников императора, увидевшим в революции шанс на свою корону. К морякам экипажа-то какие претензии, если вёл их родственник Императора?

Роман Иванов


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх