25 февраля 1956 года Никита Сергеевич Хрущев на XX съезде КПСС изрек:
Весьма тяжкие последствия, особенно для начального периода войны, имело также то обстоятельство, что на протяжении 1937–1941 годов, в результате подозрительности Сталина, по клеветническим обвинениям истреблены были многочисленные кадры армейских командиров и политработников. На протяжении этих лет репрессировано было несколько слоев командных кадров, начиная буквально от роты и батальона и до высших армейских центров, в том числе почти полностью были уничтожены те командные кадры, которые получили какой-то опыт ведения войны в Испании и на Дальнем Востоке.
Резоны у него были, он укреплял свою личную власть, но заявление главы государства об уничтожении всех командиров, имевших боевой опыт, и нескольких слоев командиров от роты и выше, было широко тиражировано и, несмотря на массу опровержений, существует до сих пор, хотя противоположных фактов масса.
Рассмотреть биографии всех комдивов РККА невозможно физически – это более 400 фамилий, но если взять только стрелковые дивизии и номера скажем 1, 60, 120, 180 и 240, то картинка получится любопытная и интересная в плане квалификации кадров.
Полковник Крейзер
1-ю Московскую Пролетарскую мотострелковую дивизию возглавлял полковник Крейзер Яков Григорьевич, 1905 года рождения.
Карьеру в РККА он начал в 1921 году, в 1923 году окончил Воронежскую пехотную школу. То есть кадровый командир с боевым опытом Гражданской войны.
Карьеру тоже стремительной назвать нельзя:
1923–1928 – низшие командные должности в пехоте. От командира отделения и до помкомроты в разных подразделениях.
1928–1937 – 1-я стрелковая, которую он поведет в бой в 1941 году, параллельно курсы «Выстрел» в 1931 году, пройдя путь от взводного до начальника полковой школы через все ступени.
1938 год – комполка, вполне заслуженное повышение.
1939 год – помощник командира 84-й Тульской стрелковой дивизии и командир 172-й стрелковой дивизии до 1941 года, когда Крейзера направили на курсы усовершенствования комсостава.
В марте, по окончанию курсов, возглавил родную для себя 1-ю мотострелковую.
Боевого опыта, конечно, не то чтобы очень, но три военных образования и путь до комдива, длинною в 15 лет, причем из них 9 – в одной дивизии, это внушает уважение.
Единственный минус – 250
Генерал-майор Салихов
60-ю горнострелковую дивизию возглавлял генерал-майор Салихов, 1896 года рождения, в РККА с 1919 года, до этого унтер-офицер Императорской армии с 1915 года.
О дальнейшем можно писать авантюрный роман – после Февраля стал адъютантом командира полка, потом выборным командиром, после роспуска старой армии возглавлял пулеметные курсы для красноармейцев, вернулся в родные места и попал под оккупацию Колчака, был мобилизован колчаковцами на флот писарем на речном пароходе, в 1919 году перешел к красным партизанам.
С той поры в РККА, в 1922 году окончил полтавскую пехотную школу, в 1925 году – пехотные курсы в Ленинграде, в 1932 – бронетанковые курсы. Полк получил в 1932 году, в 1937 – помощник командира 60-й стрелковой дивизии, где до этого служил комполка.
Все ту же дивизию он возглавил в 1939 году, спустя 24 года военной карьеры. Участник Освободительного похода и Зимней войны, в 1940 году – похода в Бессарабию. За Зимнюю войну получил орден Красной Звезды.
В Великую Отечественную вступил комдивом.
Дальнейшее разнится, ясно, что попал в плен в августе 1941 года, но где здесь неопытность?
В заштатной дивизии под Черновцами командовал опытнейший человек, прошедший кучу конфликтов, опять же – выросший как командир в этой же дивизии.
Генерал-майор Петров
Данных по комдиву 120-й дивизии не в пример меньше предыдущих, но все-таки – 1893 год рождения, петербуржец, рабочий, участник штурма Зимнего дворца и красногвардеец 1917 года.
Активно участвовал в Гражданской, на 1919 год – уже командир роты, позже – отдельного отряда по борьбе с бандитизмом в УССР, награждён медалью «20 лет РККА», в 1940 году сформировал 120-ю стрелковую дивизию.
И хорошо сформировал:
Уже в сентябре 1940 года был проведен трехнедельный полевой сбор с приписным составом, а в ноябре того же 1940 года по итогам инспекторской проверки дивизия была признана лучшим стрелковым соединением округа, а командир дивизии был награжден орденом Красной Звезды.
А в начале войны 120-я стрелковая в боях за Ельню станет 6-й гвардейской.
Сам Петров погибнет в 1942 году от ран на все том же западном направлении.
Конечно, не военная косточка, а рабочий – путиловец, попавший в РККА еще до ее основания и сделавший медленную, но верную карьеру, да и дивизию в бой повел ту, в которой он отец-основатель.
Не так уж и плохо для предвоенного времени.
Полковник Миссан
180-я стрелковая дивизия была в РККА необычной – по сути, это часть эстонской армии, которая после присоединения Эстонии к СССР превратилась в стрелковый корпус РККА.
Доверия к эстонцам было мало, и их старательно разбавляли нашими кадрами.
Правда, не помогло:
«Значительная часть командиров и красноармейцев эстонцев перешла на сторону немцев. Среди бойцов царит вражда и недоверие к эстонцам».
Но замкомдива, а с 2.06.1941 года – комдив полковник Иван Ильич Миссан здесь поделать не мог ничего. Тем более дивизия в целом сохранилась, отважно сражалась и в 1942 году стала 28-й гвардейской за Демьянскую операцию.
Сам полковник, как водится, не вчерашний лейтенант с пушком над верхней губой после сокращенного училища, а герой Гражданской войны, после нее закончил Одесскую пехотную школу, в 1925 году – комзвода.
С 1934 года – комбат, с 1938 года – комполка, в этом качестве участвовал в Зимней войне.
Как итог – контузия и орден «Красного Знамени».
Прошел всю войну, закончил ее комкором.
Опытнейший человек и на очень нестандартной должности, он справился, как справлялся и до и после.
Опять же – все ступени карьерной лестницы прошел от и до, и базовое образование имел. Кадровый командир.
Полковник Горбенко
240-я моторизованная дивизия на 22.06.1941 года обладала самым большим номером, да и была откровенно юной: формирование и 16-го мехкорпуса, и дивизии – март 1941 года.
По людям – некомплект, по танкам – 112 машин, все старые и легкие. Тем не менее бойцы полковника Горбенко себя показали неплохо даже в этих условиях.
Сам Иван Васильевич – казак, 1901 года рождения, в РККА с 1918 года, прошел Гражданскую войну.
В 1924 году окончил Таганрогскую кавалерийскую школу, в 1931 – курсы переподготовки Разведуправления Генштаба, с 1938 года – командир кавалерийского полка, участник походов в Западную Украину и Бессарабию.
С ноября 1940 года – командир механизированной бригады.
За предвоенный период послужил и в связи, и начальником оперативной части штаба кавалерийской дивизии...
Путь для кавалериста типичный – кавалерия в РККА стремительно сокращалась, а танковые войска росли, и командиров-кавалеристов трудоустраивали в механизированные части.
Не идеальное, конечно, решение, но других не было, просто по причине взрывного роста автобронетанковых сил.
Вывод
Если же взять в целом – за период существования советской власти были выращены свои командиры, с добротным в тех условиях образованием и нормальными карьерами для любого времени.
Исключая ВВС, где действительно все было сложно, никаких карьерных прыжков в те годы не отмечено, что не исключает факта репрессий.
Другой вопрос, что они коснулись в основном верхов, а на уровне дивизия-корпус все было вполне тривиально и благополучно, более того, образование вышеперечисленных комдивов как бы намекает – росли люди в кадровом отношении грамотные и достойные.
И те, кто из них пережил 1941 год, в итоге и стали костяком армии, победившей Германию.
Другой вопрос – повезло не всем, но дело явно не в командирах дивизий и нескольких слоях уничтоженных красных командиров, как вещал Никита Сергеевич с трибуны. Сами факты говорят совершенно о другом.
Роман Иванов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: