К сожалению, зачастую описать воздушный бой и установить авторство конкретной победы над самолётом противника невозможно. Долгое время оставались неизвестными и детали гибели немецкого аса гауптмана Генриха Юнга, не вернувшегося из боевого вылета 30 июля 1943 года в районе Мги. Однако после выхода в свет новой книги об истории 54-й немецкой истребительной эскадры «Грюнхерц» законный претендент на победу, наконец, нашёлся.
Лето 1943 года для люфтваффе выдалось жарким в прямом и переносном смысле. Большая часть немецких ВВС на советско-германском фронте была задействована для участия в операции «Цитадель». Не избежали этого и две действовавшие под Ленинградом группы 54-й истребительной эскадры, которые убыли в район Орла. Под Ленинградом осталась всего одна эскадрилья истребителей-бомбардировщиков 4.(Jabo)/JG 54. Для прикрытия данного направления начали срочно формировать группу IV./JG 54, однако организационные мероприятия затянулись, и в середине июля под Ленинград на аэродром Сиверская перебазировалось лишь штабное звено группы во главе с командиром гауптманом Эрихом Рудорфером (Erich Rudorffer). Отряды 10./JG 54 и 11./JG 54 всё ещё формировались в Германии, а единственный боеготовый отряд 12./JG 54 10 июля отправили в состав II./JG 54 под Орёл.
Хотя главные сражения гремели гораздо южнее, оставлять в покое немцев под Ленинградом советское командование не планировало, и уже 22 июля началась Мгинская наступательная операция, в которой действия наземных войск поддерживали сразу две воздушные армии, 13-я и 14-я, а также ВВС КБФ. Обстановка резко обострилась, и уже 24 июля в бой вступили наиболее подготовленные пилоты «Мессершмиттов» из 10./JG 54 и 11./JG 54, переброшенные из Германии. Однако силы были слишком не равны, и немцам пришлось вернуть из-под Орла часть сил — уже 25 июля в Сиверской приземлилась штаб эскадры и II./JG 54. Последней командовал гауптман Генрих Юнг, назначенный на эту должность после того, как 21 февраля 1943 года его предшественник кавалер Рыцарского креста, ас со 108 победами майор Ганс Хан (Hans von Hahn) попал в советский плен.
К лету 1943 года группа II./JG 54 уже полностью перевооружилась на новые истребители Fw 190. Тем не менее, количественное превосходство советской авиации было настолько большим, что немцы, имевшие около 60 истребителей и истребителей-бомбардировщиков, даже не помышляли о борьбе за господство в воздухе в районе Мги. Не ввязываясь в затяжные бои, они старались наносить советской авиации максимально возможный урон, используя тактику «свободной охоты». В журнале боевых действий 13-й воздушной армии в эти дни отмечалось, что противник оказывает противодействие советским ВВС на Синявинском направлении группами по 2–4 «Фокке-Вульфа».
Именно во главе такой группы истребителей 30 июля 1943 года в 12:05 по берлинскому времени (13:05 по московскому) гауптман Юнг вылетел на свободную охоту в районе Синявино — Мга. Подробности гибели немецкого аса стали известны благодаря донесению, подписанному новым командиром группы гауптманом Рудорфером, недавно опубликованному в книге по истории JG 54:
«30 июля 1943 года в 12:05 гауптман Юнг взлетел ведущим четверки вместе с лейтенантами Адемайтом, лейтенантом Рейманом и унтер-офицером Эккертом, чтобы вести свободную охоту в районе Синявино — Мга. Вскоре после взлёта самолёт ведомого гауптмана Юнга вернулся из-за отказа двигателя. Лейтенант Рейман, летевший ведущим второй пары, заметил к востоку от Мги на высоте около 3500 метров шесть Пе-2 и около шести или восьми Ла-5, летевших в истребительном эскорте. Гауптман Юнг занял позицию позади формирования Пе-2 и атаковал Ла-5, заходя в левый вираж. В тот же миг Ла-5 резко повернул влево. После этого гауптман Юнг отправился в пикирование, лейтенант Рейман вскоре последовал за ним. Примерно на высоте 1400 метров лейтенант Рейман повернул вправо, и в этот момент увидел, как машина гауптмана Юнга взорвалась на земле. Он наблюдал за самолетом Юнга примерно с расстояния 400 метров, но не видел трасс, нацеленных в его самолет. Столкновение произошло примерно в 12:38 над линией фронта восточнее Мги».
Интересно, что ведомым у Юнга был не менее титулованный лётчик-истребитель, командир отряда 6./JG 54 кавалер Рыцарского креста гауптман Хорст Адемайт, по победам шедший с Юнгом «ноздря в ноздрю». Вторую пару составляли два ничем не примечательных лётчика — лейтенант Хайо Рейман (Hajo Reymann), имевший на счету одну победу, и унтер-офицер Хорст Эккерт (Horst Eckert).
Очевидно, что с первых же минут всё пошло не так, как планировалось. У Адемайта забарахлил мотор, и он вернулся вскоре после взлета, а Юнг полетел вместе с парой Рейман — Эккерт. Судя по советским документам, есть вероятность, что первая попытка атаковать советские самолеты была предпринята троицей в районе Невской Дубровки, где в этот момент на высоте 2500 метров патрулировали восемь Ла-5 из 11-го гв.иап.
В качестве жертвы охотники выбрали немного отставший от группы Ла-5 младшего лейтенанта Н.С. Котенко — молодого, но подающего большие надежды летчика, прибывшего на фронт в мае и чуть более чем за месяц сумевшего записать на свой счет четыре личные и две групповые победы. В этот раз Котенко сам едва не стал 69-й отметкой на хвосте «Фокке-Вульфа» Юнга, но ведущий группы 11-го гв.иап капитан Ф.П. Скрипченко вовремя заметил угрозу и развернулся навстречу Fw 190. Немцы, очевидно, не решились ввязываться в бой с восьмёркой Ла-5 и предпочли ретироваться в южном направлении. Впрочем, это могла быть и другая группа немецких «охотников».
Далее в районе Мги на глаза немецких лётчиков, вероятно, попалась шестёрка Пе-2 с эскортом истребителей, которых немцы опознали как Ла-5. Судя по времени, составу групп и действиям сторон, перед Юнгом и его ведомыми могли быть только шесть Пе-2 140-го бомбардировочного авиаполка. Бомбардировщики возвращались из очередного вылета на подавление немецкой артиллерии, бившей из района деревни Келколово севернее Мги. В качестве сопровождения с пешками летели шесть Як-7Б 29-го гв.иап, которыми командовал старший лейтенант А.Я. Булкин.
Подробности воздушного боя с советской стороны, в том числе схема, изложены в сводке штаба 275-й иад в документе, который именуется «Обобщение боевого опыта частей 275-й иад за вторую половину июля 1943 года».
«30.07.1943 в 13:07–14:10 в районе Келколово на высоте 2000 метров шесть Як-7Б, ведущий старший лейтенант Булкин, провели бой с 5 ФВ-190.
При сопровождении шести Пе-2 в районе цели три ФВ-190 сзади со стороны солнца атаковали Булкина, старший лейтенант Девятко разворотом в сторону противника под ракурсом 1/4 сбил ведущего ФВ-190. Оставшаяся пара ФВ-190 атаковала младшего лейтенанта Куранова, который переворотом вышел из-под удара и скрылся в облачность. Другая пара ФВ-190 сзади со стороны солнца вторично атаковала самолёт Булкина, лётчик Дьяков полупереворотом вправо с дистанции 150 метров атаковал ведущего пары и сбил его. Самолёты Пе-2 потерь не имели. Не вернулся с боевого задания младший лейтенант Куранов.
Вывод: противнику не удалось внезапно атаковать наши самолёты, и их атаки своевременно отсекались. Младший лейтенант Куранов допустил ошибку, уйдя в облачность и затем, по-видимому, потеряв группу, стал жертвой численно превосходящего противника. Старший лейтенант Булкин проявил растерянность, из ведущего группы перешёл на бреющий полет и вышел из боя».
Теперь, имея свидетельства двух сторон, рассмотрим ход боя, который совпадает даже в деталях.
Группа Пе-2 с сопровождением отходила от Келколово на восток мимо Мги на высоте 2000 метров, было около 13:35–13:40. Немецкие охотники нагоняли советскую группу с запада, находились выше, да еще и со стороны солнца — ситуация была практически идеальная для внезапной атаки, сулившей очередную победу. В качестве потенциальных жертв Юнг выбрал ведущее звено истребителей. Как позже докладывал лейтенант Рейман, наблюдавший за действиями Юнга, гауптман вошёл в левый вираж и атаковал ведущего советской пары. Однако Булкин, вероятно, заметил опасность и уклонился от пушечно-пулемётного залпа Юнга. Он отвернул влево, либо просто выполнял маневр, чтоб снизить скорость и не потерять подопечные бомбардировщики.
Рейман докладывал, что не видел, чтобы кто-то вел огонь по самолету Юнга, однако на самом деле его обстреляли. Как пишут в советском докладе, атаку ведущего тройки Fw 190 (это важно) заметил ведущий правой пары «Яков» старший лейтенант Г.Н. Девятко. Он довернул свой истребитель и с ракурса 1/4 с упреждением дал очередь по ведущему Fw 190, по всей вероятности, поразил кабину и убил или смертельно ранил пилота. По крайней мере, «Фокке-Вульф» Fw 190А-5 W.Nr.1501187 из пикирования уже не вышел. Важно, что в описанной следующей фазе боя фигурирует именно ещё одна пара, а не одиночный Fw 190 или тройка.
А вот ведомый Булкина младший лейтенант Куранов развернулся вправо, и, вероятно, был атакован парой Рейман — Эккерт, после чего ушёл в облачность, и его больше никто не видел. Летчик пропал без вести. Интересно, что Рейман и Эккерт побед не заявили, то ли посчитав, что не попали, то ли действительно не стреляли, а молодой светский лётчик запаниковал, ушёл в облака, после чего потерял ориентировку и разбился.
Рейман указал, что во время атаки Юнга наблюдал за ним с дистанции около 400 метров, видимо, переключившись на Як-7Б Куранова, на какое-то время потерял ведущего из виду, но почти сразу пошёл вниз за ним вниз. На высоте около 1400 метров Рейман и Эккерт начали доворот вправо — вероятно, в этот момент их заметил и испугался уже Булкин, который тут же спикировал, оторвался от основной группы и вышел из боя. После этого Рейман увидел, как истребитель Юнга взорвался на земле. В этот момент, вероятно, пара Рейман — Эккерт была принята за ещё одну пару Fw 190 и контратакована ведущим левой пары «Яков» лейтенантом Дьяковым, который обстрелял немцев и посчитал, что сбил ведущий самолёт пары, очевидно, приняв за его падение взрыв на земле самолёта Юнга. Однако, проскочив мимо советских истребителей, Рейман и Эккерт пикированием вышли из боя и через несколько минут благополучно произвели посадку на своём аэродроме.
В описании этих событий с немецкой и советской стороны есть некоторые нестыковки — например, разнятся данные о высоте, на которой шел бой. Однако подобные несоответствия встречаются постоянно. К тому же, если немцы сначала попытались атаковать Ла-5 11-го гв.иап, которые барражировали на высоте 2500 метров, при этом потеряли высоту, но всё равно атаковали «Яки» с превышением, так как Пе-2 и Як-7Б шли на 2000 метров, то остальные практически идеально совпадающие детали боя позволяют уверенно говорить, что именно «Яки» 29-го гв.иап — последнее, что увидел в своей жизни Генрих Юнг.
Исходя из рисунка боя, с очень большой долей вероятности именно старший лейтенант Григорий Девятко поставил точку в карьере немецкого аса. Это был опытный летчик, воевавший с первого дня войны в 156-м иап, а затем в 29-м гв.иап. К моменту боя на его счету было более 200 боевых вылетов, несколько сбитых лично и в группе самолетов противника. В ходе боев он был трижды ранен, ещё в 1941 году награждён орденом Красной Звезды.
Полностью нельзя исключать небольшую вероятность того, что роковую для Юнга очередь дал лейтенант Иван Дьяков. Это тоже был достаточно опытный лётчик, хотя и воевал он лишь с июня 1943 года. Судя по всему, ранее он служил в строевых частях на Дальнем Востоке, в 29-й гв.иап прибыл сразу на должность заместителя командира эскадрильи и в дальнейшем показал себя прекрасным воздушным бойцом, к концу войны записав на свой счёт девять личных и одну групповую победу.
Оба советских лётчика благополучно дошли до конца войны, став асами, чего нельзя сказать об участниках боя с немецкой стороны. Хайо Рейман разбился в ходе учебного вылета на уже 4 августа, столкнувшись с другим истребителем, а Хорст Эккерт был сбит и погиб 10 августа, уже после того, как II./JG 54 вновь перебазировалась под Брянск. Оказавшийся косвенным виновником гибели Юнга Хорст Адемайт стал в феврале 1944 года командиром группы I./JG 54. Он записал на свой счет в общей сложности 166 побед, пока 7 августа 1944 года не пропал без вести после очередного боевого вылета в Прибалтике.
Источники и литература:
- ЦАМО РФ. Фонд 29-го гв.иап, оп. 202265, д. 6, лл. 157–168.
- Philippe Saintes. La Jagdgeschwader 54. Les Aigles au coeur vert de la Luftwaffe. Tome 2 — Lela Presse, 2020
Михаил Тимин
Читайте нас: