![](https://topwar.ru/uploads/posts/2021-12/thumbs/1_-danish-army-charging-across-a-bridge-thirty-years-war-by-christian-holm.jpg)
«Даниэль Ранцау захватывает мост Турби в Скании во время Семилетней войны 1563–1570 гг.»
Картина показывает нам типичную битву «переходного периода» от эпохи рыцарства к наемным и национальным армиям. Бой в центре картины ведут кирасиры и копейщики. Драгуны в кожаных колетах (справа) стреляют по латникам из пистолетов. Через мост спешит пехота во главе с офицерами в высоких шляпах и шарфами через плечо. Кристиан Хольм (1804–1846).
Государственный музей искусств, Копенгаген
Из голубой же, пурпуровой и червленой шерсти
сделали они служебные одежды,
для служения во святилище;
также сделали священные одежды Аарону,
как повелел Господь Моисею.
Книга Исхода, 39:1
сделали они служебные одежды,
для служения во святилище;
также сделали священные одежды Аарону,
как повелел Господь Моисею.
Книга Исхода, 39:1
Между прочим, само слово «униформа», обозначающее единообразную одежду, в отношении армейской одежды применяется всего лишь около двух столетий, однако, в ее нынешнем понимании униформа появилась, по крайней мере, за сто лет до этого: в большинстве европейских армий она получила всеобщее распространение на рубеже XVII–XVIII веков.
![История униформы. Униформа как система знаков](https://topwar.ru/uploads/posts/2021-12/1a_-image-1.jpg)
Униформой можно считать одеяния рыцарей духовных орденов… Кадр из кинофильма «Крестоносцы» (1960)
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2021-12/thumbs/1b_-7fd1d8b8768e.jpg)
И священнослужителей – монахов, священников и кардиналов. Вот, например, как просто, но со вкусом выглядело облачение кардинала Ришелье. Кадр из кинофильма «Три мушкетера» (1961)
Если же заглянуть еще дальше в прошлое и расширить понятие униформы, говоря о военной одежде вообще, можно заметить, что некая, характерная только для людей, носящих
Но о прапредках современной униформы мы говорить пока не будем, а начнем свой рассказ как раз с конца XVII века, когда в армиях разных стран начали появляться боевые подразделения, одетые в одинаковые по покрою и цвету костюмы.
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2021-12/thumbs/2_-harquebusiers-armour-1638.jpg)
Доспехи аркебузира 1638 года. Ну, скорее всего, это не доспехи рядового стрелка, а доспехи офицера, сделанные на заказ. Тем не менее под них уже тогда одевался камзол из прочной кожи. И в нем вполне можно было сражаться и без доспехов! Королевский Арсенал, Лидс
Прежде всего, следует оговориться, что наличие общих знаков отличия свойственно не только военной одежде.
Например, панталоны санкюлотов (фр. sans-culottes; букв.: без коротких штанов), бойцов Великой французской революции, в то время служили именно таким знаком, отличающим их от аристократов, носивших кюлоты – короткие штаны из дорогой ткани, и выглядывавшие из-под них чулки. Аналогичную роль играли нищенская сума в голландской революции XVI века или нарукавные повязки петроградских красногвардейцев.
Названые примеры связаны с поворотными историческими событиями, однако знаки, являющиеся символическим выражением группового сознания, принадлежности к той или иной общности, как обыденное явление повсеместно встречаются и в настоящее время, например, «оранжевые жилеты» во Франции.
Кстати, именно Франция первенствовала в создании единообразно одетых солдат. Еще в 1600 году король Генрих IV завел роту «карабинеров» из дворян, вооруженных легкими карабинами, которые стали его личной гвардией. В 1622 году по приказу короля Людовика XIII карабины заменили длинноствольными мушкетами, после чего гвардейцев стали именовать «мушкетерами королевского военного дома» или просто «королевскими мушкетерами».
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2021-12/thumbs/3_-0802.jpg)
Французский королевский мушкетер 1660 г.
Иллюстрация из книги V. Vuksic, Z. Grbasic. «Cavalry. The history of fighting elite 650BC–AD1914» London, Cassell, 1994. P. 133
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2021-12/3b_-5098250.jpg)
Мушкетеры короля против гвардейцев кардинала (по сути, тех же мушкетеров с теми же самыми функциями). Красный цвет плащей гвардейцев был принят по аналогии с цветом кардинальской мантии. Белый простой крест – символ веры. Обратите внимание, что они в чулках, а не в сапогах. А зачем им сапоги, если они в городе? Их надевали, собираясь ехать верхом!
Рис. Грэхема Тёрнера
Униформой мушкетеров стал короткий плащ лазоревого цвета с серебряными галунами и белыми крестами, нашитыми на него и спереди, и сзади, и на боковых его лопастях. Кресты эти были из бархата, с вышитыми золотыми королевскими лилиями на концах и алыми трилистниками в перекрестиях. Кони серой масти (вернее, белой либо же серой в яблоках) дали и название «серых мушкетеров».
Были еще и «черные мушкетеры» (по масти коней, присвоенной им в 1663 году). Вооружение составляли мушкет с сошкой, шпага, палаш (для боя в конном строю), пара пистолетов, дага (кинжал для левой руки) и перевязь буйволовой кожи с патронами, пороховницей, мешочком для пуль и запасным фитилем. Ну а после появления багинета в этот набор включили и его. При этом казна выдавала мушкетерам лишь мушкет, прочее же вооружение и снаряжение, включая коня и слугу, мушкетер должен был покупать либо нанимать самостоятельно.
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2021-12/thumbs/3g_-grjehem-tjurner.jpg)
Менялась мода – менялась и униформа королевских мушкетеров… Вот так они выглядели в конце XVII века.
Рис. Грэхема Тёрнера
Так, в 1673 году мушкетеры получили золотые галуны в первой роте и серебряные – во второй. А в 1677 году их одели в красные мундиры с золотыми или серебряными галунами и ботфорты черной кожи. Шляпа также была черной с белыми страусовыми перьями. А вот характерные лазоревые плащи-казакины в 1688 году заменили на такого же цвета супервесты (безрукавки, носившиеся поверх мундира).
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2021-12/3d_-scale_1200.jpg)
Мушкетеры в супервестах. Рис. Грэхема Тёрнера
По сути дела, это были легковооруженные конные стрелки, которые охраняли особу короля во время его выходов и на прогулках, а также сопровождали его в тех кампаниях, в которых он участвовал лично. Впоследствии форма королевских мушкетеров неоднократно изменялась, следуя за общей модой, однако упразднили их окончательно лишь в эпоху Реставрации, то есть при Людовике XVIII, в 1816 году!
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2021-12/3zh_-mousquetaires-noire-1815.jpg)
Черные мушкетеры в повседневной форме, гравюра Ф.Д.Н. Дьедонне, 1815 г.
В одежде такого типа проявляется своего рода сознательное начало, однако это отнюдь не тождественно нормативности. Если вопросами, связанными с этой единообразной или отличающейся лишь определенным общим знаком одеждой, с целью ее кодификации начинает заниматься власть, в большей или меньшей зависимости от которой находится – носящая эту одежду группа людей, определяя эту одежду или какую-либо ее деталь в качестве обязательной для каждого члена данной группы, то в одежде начинают проявляться первые характерные признаки униформы.
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2021-12/3je_-1660-1814.jpg)
Изменение формы королевских мушкетеров с 1660 по 1814 год.
Илл. Чарльза Вернера (1831–1887)
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2021-12/thumbs/5_-0803.jpg)
Весьма характерной была и униформа польских «крылатых гусар». Примерно одинаковые «доспехи в три четверти» были в целом у них похожими, «барсы» – шкура леопарда, а то и тигра, считалась непременным атрибутом «настоящего гусара». Но самым главным форменным элементом были «крылья» с перьями. Известно, что 3 000 именно таким вот образом снаряженных польских гусар отличились в битве под Веной в 1683 году!
Иллюстрация из книги V. Vuksic, Z. Grbasic. «Cavalry. The history of fighting elite 650BC–AD1914» London, Cassell, 1994. P. 133
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2021-12/5a_-ognem-i-mechom-1999.jpg)
Атака «крылатых гусар» выглядела весьма впечатляюще!
Кадр из кинофильма «Огнём и мечом» (1999)
Чем сильнее имеющая поначалу ярко выраженную экономическую природу, а затем рождающая и идеологию зависимость от законодательных намерений власти, тем более явным образом проявляются внешние признаки унификации костюма. Эти определенные в нормативном порядке виды одежды различных групп приобретают признак долговечности и в силу их идеологической обусловленности в меньшей степени зависят от переменчивой моды времени. Члены данной группы таким образом выходят из ведущегося в обществе «состязания» в нарядах.
Такая степень нормативности проявилась, например, уже в одежде рыцарских и монашеских орденов Средневековья, став свидетельством того, что единообразие в одежде было привилегией не только армий.
С другой стороны, военная одежда, хотя внешне она действительно представляет собой униформу, отнюдь не является результатом одних лишь волевых решений – в гораздо большей степени она становится результатом приспособления к объективным требованиям.
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2021-12/thumbs/6_-vena22.jpg)
Была в то время и определенная произвольность выбора военного «костюма». Например, вот такие «трехчетвертные латы» носили германские всадники. Просто жуть, не так ли?
Императорская оружейная палата Вены.
Фото автора
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2021-12/thumbs/7_-vena-398_21433.jpg)
Интересно, что такие же латы в XVI–XVII вв. принадлежали и копейщикам, отличие было лишь в наличии крюка для копья на кирасе. Но их количество быстро сокращалось.
Императорская оружейная палата Вены
Если в других униформизированных группах общие знаки являются до определенной степени продуктом произвольного выбора, то в армии использование знаков различия вызвано насущными потребностями войны: способность к ориентировке во время боя, различению своих и противников – это элементарные требования для военных всех стран, народов и эпох.
При достижении определенного уровня организации символом может стать вся одежда целиком или же большинство ее элементов.
В нерегулярных же военных объединениях, как, впрочем, и в самой армии, с практической точки зрения достаточны знаки различия и идентификации, которые используются только во время боя. Это может быть или деталь одежды определенного цвета, или родовой герб, как у рыцарей Средневековья, или даже знамя, игравшее такую роль уже в римских легионах.
Использование герба в военной одежде отразилось и в этимологии немецкого слова «Waffenrock» (мундир). Как бы естественно ни выглядело соединение двух его частей, за первой из них кроется не «die Waffe» (оружие), a «das Wappen» (герб), который был изображен на надевавшейся поверх лат мантии или тунике. Боевыми идентификационными знаками следует считать и оранжево-красный пояс, введенный Валленштейном в австрийской армии в Тридцатилетнюю войну, а также появившиеся во французской армии в XVII веке кокарды на шлемах.
Как раз в это время стали делиться на мушкетеров и копейщиков-пикинеров. Мушкетеры доспехов не носили, но могли носить шлемы, хотя большинство предпочитало шляпы с широкими полями, опять-таки, по моде того времени. Униформой пикинеров была кираса с набедренниками, шлем морион или кабассет. Тяжелая кавалерия делилась на кирасир, рейтаров и копейщиков. Как уже отмечалось, особо воинственный вид польским гусарам придавала наброшенная на плечи вместо плаща шкура леопарда, льва или тигра…
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2021-12/thumbs/8.jpg)
На данной иллюстрации показаны образцы ранней форменной одежды первой половины XVII века (слева направо): польский крылатый гусар, шлем кабассет (внизу), всадническое копье, подставка для мушкета (форкет) и сам мушкет, внизу слева – мушкетер, справа – пикинер.
Foster G., Hoch P., Muller R. «Uniformen europaischer Armeen» VEB, Berlin, 1978. P. 55
Формированию униформы способствовала установившаяся по всей Европе в XV–XVI веках специфическая практика, состоявшая в том, что местные власти (феодалы, города, нобилитет) выставляли в счет военного налога для государя более или менее значительные отряды войск, которые получали обмундирование в централизованном порядке. Часть жалования солдат, экипированных таким образом, расходовалась на их одежду.
Например, выставлявшиеся Нюрнбергом пешие и конные войска в честь местного правителя имели красно-белую форму. Хотя эти отряды и имели одежду одинаковых цветов и фасонов, ее выбор был еще случайным, зависящим от материальных возможностей и моды. Но сам обычай централизованных закупок и снабжения отдельных воинских подразделений, окончательно сложившийся в годы Тридцатилетней войны, стал основой для подобной практики XVIII века уже в отношении всей армии.
В ходе Тридцатилетней войны внешний облик солдата продолжал стандартизироваться, хотя всеобщее обнищание последних лет войны и показало обратную тенденцию. Теперь военный костюм почти всех солдат состоял из кожаных колетов, ниспадающих воротников, широких шаровар и фетровой шляпы с широкими полями.
![](https://topwar.ru/uploads/posts/2021-12/thumbs/1638768950_9.jpg)
Показанный на этом рисунке офицер имеет характерный внешний вид эпохи Тридцатилетней войны. Офицеры обычно были одеты как солдаты, но их камзолы и штаны было более пышно украшены галунами. Правда, одежду солдатам приходилось оплачивать по большей части самим, но офицеры и командиры полков теперь все чаще и чаще стали закупать и обмундирование для своих войск оптом, что привело к еще большей стандартизации одежды. Рядом с ним типичный кирасир эпохи Тридцатилетней войны. Три нарисованные здесь шпаги относятся к концу XVI – началу XVII в. Последняя в ряду – польская сабля – начало XVII в.
Foster G., Hoch P., Muller R. «Uniformen europaischer Armeen» VEB, Berlin, 1978. P. 57
Одним из отличий того времени стали разноцветные кушаки и шарфы через плечо. Они были белыми, красными, оранжевыми...
Продолжение следует…
Вячеслав Шпаковский
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: