Лента новостей

20:01
Государственное регулирование рынка криптовалют. Мировой опыт
20:00
ЦБ представит модернизированную банкноту в сто рублей в ближайшее время
19:58
Глава Турции Эрдоган предложил организовать встречу Путина и Зеленского с глазу на глаз
19:57
Глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан призвал продолжить требовательный диалог с Россией
19:56
Президент Байден заявил, что Украина может быть уверена в поддержке США
19:55
Зампостпреда при ООН Кузьмин: Россия не допустит героизации нацизма и экспансии неонацизма
19:45
Юрист объяснил подлинную причину запрета криптовалюты в России
19:44
Свои среди чужих на цементном рынке
19:43
Подсчитано количество живущих на 10 квадратных метрах россиян
19:41
Адмирал Комоедов рассказал, зачем России масштабные учения в Мировом океане
19:33
Симоньян заявила, что ей «с прибором положить» на наложенные на нее санкции США
19:32
Референдум по поправкам в Конституцию Белоруссии пройдет 27 февраля
19:31
Bloomberg: ЕС затягивает обсуждение санкций против России из-за страха за свою экономику
19:27
Сирия может стать членом ОДКБ
19:23
Самые необычные стартапы, которые поддержал Джефф Безос
19:11
Глава МИД Украины представил Блинкену карту с украинскими Брянщиной, Таганрогом и Краснодаром
19:08
Telegram-чат «Протестная Россия» признан судом в Белоруссии экстремистским
19:07
Washington Post: В конгрессе США предложили объявить Россию «спонсором терроризма» и ввести новые санкции
19:06
Американская журналистка продолжила вести репортаж после того, как ее в эфире сбил автомобиль (видео)
19:05
Четыре украинских политика попали под санкции США «за вредоносные действия России»
19:04
Молдавия, ранее объявившая о введении режима ЧП, полностью выплатила «Газпрому» аванс за январь
19:01
Видео: на строящемся в Техасе космодроме SpaceX взорвался бак с азотом
19:00
Canon представила полнокадровую беззеркалку EOS R5C с электронной стабилизацией и поддержкой 8K HDR
18:46
Жириновский посоветовал Кремлю не признавать ДНР и ЛНР
18:45
Ошеломленный Кулеба грозит Западу не платить кровью Украины за его неспособность быстро отвечать России
18:44
НАТО собралось провести масштабные учения за Полярным кругом
18:43
«Разбили телефон, отобрали шину и пирожки». Правоохранители под Печерским судом избили бывшего «узника Кремля» Балуха
18:41
Четверо французских солдат пострадали при подрыве на мине в Буркина-Фасо
18:38
Почти 40 тысяч заразившихся коронавирусом за сутки: новый скачок инфекции в России
18:37
В Латвии начались неприятности у националиста Калве, разрушившего советский памятник
18:36
Казахстанский гостелеканал вернул проспекту Назарбаева в Алма-Ате прежнее название
18:34
Считаем чужие деньги 
18:32
Биткоин или нефть: во что инвестировать в 2022 году
18:23
Аналитики Spiked назвали агрессивные действия НАТО причиной усугубления ситуации вокруг Украины
18:22
Индийский аналитик Филип рассказал, как Россия получила украинские двигатели для фрегатов
18:21
Радиолокационные комплексы «Монолит-БР» поступили на вооружение войск ЗВО в Ленобласти
18:19
Глава МИД ФРГ Бербок: началась совместная работа над возобновлением «нормандского формата»
18:18
Саакашвили впервые высказался о ситуации вокруг бывшего президента Украины Порошенко
18:17
The Hill: Украине пора беспокоиться из-за слов Байдена о России
18:10
В полиции Алма-Аты сообщили об идентификации личностей тайно захороненных боевиков
18:07
Школьникам Караганды включали порно во время онлайн-занятий
18:04
Иссушение ПХГ может привести к новому разгону цен на газ
17:59
Премьер Мишустин: России важно сохранить статус мировой авиационной державы
17:58
В ЦБ не планируют законодательно запрещать россиянам владение криптовалютами
17:57
ЦБ планирует вводить штрафы за нарушения по криптовалютам, а не уголовную ответственность
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Дизель-электрические подлодки пр. 613. Рекорд количества и его составляющие

Дизель-электрические подлодки пр. 613. Рекорд количества и его составляющие



Боковая проекция подлодки С-61 в исходной конфигурации


70 лет назад, в декабре 1951 г. в боевой состав ВМФ СССР была принята дизель-электрическая подлодка С-80 – головной корабль нового проекта 613. До 1958 г. флот получил еще 214 таких подлодок, что сделало их самыми массовыми в отечественной истории. В основу такого рекорда легло несколько факторов. Это ответственный и грамотный труд инженеров и судостроителей, правильный подход к процессам проектирования, применение актуальных технологий и т.д.

На стадии проектирования


Осенью 1944 г. советский флот поднял со дна Финского залива затонувшую немецкую субмарину пр. VIIC. Специалисты ознакомились с нею и отметили некоторые технические решения. Вскоре появился приказ о разработке собственной ДЭПЛ с шифром «613», в конструкции которой предлагалось использовать как собственный опыт, так и идеи немецкого происхождения. Проектирование поручили ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин»).

В 1945-46 гг. советские специалисты получили доступ к более совершенным немецким подлодкам типа XXI и нашли в них немало полезного. С учетом новых знаний собственный пр. 613 доработали. Окончательный вариант проекта подготовили в 1947-48 гг., после чего началась подготовка к массовому строительству.


Макет подлодки пр. 613, состоявшей на вооружении ВМФ СССР и ВМС ПНР

Таким образом, при создании пр. 613 ЦКБ-18 использовало весь накопленный опыт и свои наработки, а также получило возможность изучить и применить передовые решения побежденного противника. Это позволило сэкономить время, силы и ресурсы на самостоятельном создании и отработке новых технологий. Фактически именно такой подход предопределил все последующие результаты пр. 613 – от расчетных тактико-технических характеристик до производственных возможностей.

За счет смешанного подхода с объединением собственных и трофейных наработок удалось создать удачную дизель-электрическую подлодку, тактико-технические характеристики которой полностью соответствовали требованиям времени. Кроме того, впоследствии пр. 613 продемонстрировал неплохой модернизационный потенциал.

Технические преимущества


Пр. 613 предлагал строительство подводного корабля длиной 76 м и полным водоизмещением 1350 т. В подводном положении такая подлодка развивала скорость до 13 узлов и имела рабочую глубину 170 м. Экипаж – 52 чел., автономность – 30 сут. Корабли первых серий несли артиллерийское и минно-торпедное вооружение, но затем от пушек отказались.


Поздний вариант развития пр. 613 - подлодка-ракетоносец пр. 644

Характерной особенностью конструкции было использование простых идей одновременно с передовыми; также совмещали хорошо освоенные и новые для нашей промышленности решения. Так, прочный корпус, разделенный на семь отсеков, имел цельносварную конструкцию с внутренними шпангоутами. Для оптимизации внутренних объемов сечение корпуса изменялось: часть отсеков была цилиндрической, а прочие выполнили в виде «восьмерки».

За пределами прочного корпуса находился набор из десяти балластных цистерн. Для упрощения их конструкции, кингстоны находились только на двух центральных, тогда как прочие наполнялись и продувались при помощи трубопроводов. Прочный корпус и цистерны прикрывались легким корпусом несложной конструкции по типу подлодок времен войны.

Силовая установка подлодки включала два современных дизельных двигателя 37Д мощностью по 2 тыс.л.с. Такие дизели показывали требуемые характеристики, но выгодно отличались от изделий предыдущих моделей меньшими габаритами. Также использовались главные электромоторы ПГ-101 мощностью по 1350 л.с. и двигатели экономического хода ПГ-103 по 50 л.с. каждый. В двух отсеках разместили аккумуляторные батареи 46СУ, заряжавшиеся при помощи моторов ПГ-101 в режиме генератора.


Один из дизельных двигателей 37Д

Привод двух гребных винтов осуществлялся от дизелей или электромоторов через улучшенную трансмиссию на основе современных компонентов. К примеру, новые шинно-пневматические муфты позволили установить двигатели на виброгасящих опорах. Кроме того, упростилась сборка трансмиссии и гребных линий.

Основным вооружением в пр. 613 являлись шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм. Четыре находились в носу, шесть в корме. Боекомплект составлял 12 торпед, из них 6 на стеллажах в носовом отсеке. Имелась возможность применения мин – до 20 ед. на борту. В первой версии проекта предусматривались двуствольные зенитные орудия 2М-8 (25 мм) и СМ-24-ЗИФ (57 мм). В целом по составу и мощи вооружений подлодка «613» не уступала другим отечественным и зарубежным кораблям своего времени.

В дальнейшем лодки пр. 613 лишились артиллерийского вооружения ввиду его малой ценности в современных условиях. На рубеже пятидесятых-шестидесятых подлодки получили новое ракетное вооружение. Так, на основе «613» разработали серийно строившиеся ракетные ДЭПЛ пр. 644 и 664 с ракетами П-5. Кроме того, серийные подлодки пр. 613 неоднократно перестраивались в опытовые корабли для испытания различных ракетных комплексов.


Носовые торпедные аппараты

Подлодки комплектовались гидроакустической станцией и радиолокатором для поиска надводных целей. Имелся развитый комплекс средств связи. По мере продолжения эксплуатации, проводилась замена всех этих компонентов на современные образцы. За счет этого характеристики систем связи и освещения обстановки постоянно росли и не отставали от требований времени.

Решения для производства


Большое внимание уделили технологическим особенностям проекта и подготовке производственных мощностей. При этом строительство подлодок удалось наладить сразу на нескольких заводах. Первыми пр. 613 освоили горьковский завод №112 («Красное Сормово») и ленинградский №189 («Балтийский завод). Также к ним присоединились завод №444 в Николаеве и завод №189 в Комсомольске-на-Амуре.

При реализации проекта «613» судостроительные заводы освоили несколько новых технологий. Так, разработали и внедрили новые варианты автоматической сварки и рентгенографический контроль швов. Значительно улучшили точность производства, благодаря чему в основном отпала необходимость подгонки деталей по месту. Также впервые в отечественной практике подлодки строились по поточно-секционному методу со сборкой отдельных крупных агрегатов для последующей стыковки.


Советская подлодка на фоне американских кораблей

Проект 613 разрабатывался с учетом упрощения производства, а освоение новых технологий и оптимизация существующих процессов позволяли более полно реализовать подобный его потенциал. Одним из главных результатов этого стало значительное ускорение строительства подлодки в сравнении с предыдущими проектами.

Рекорды кораблестроения


Проект 613 полностью соответствовал требованиям ВМФ в начале и первой половине пятидесятых годов. При этом промышленность имела возможность строить такие подлодки быстро и в значительных количествах. Это привело к формированию самых смелых планов, которые были выполнены лишь частично – но и без этого привели к рекорду.

Изначально предполагалось построить 340 новых кораблей для переоснащения подводных сил всех флотов. Однако позже планы сократили в связи с появлением новых, более совершенных проектов. Строительство ДЭПЛ пр. 613 завершили в 1957-58 гг., и к этому времени флот получил «всего лишь» 215 подлодок. Ни один другой отечественный подводный корабль не строился столь крупной серией.


На завершающем этапе службы. Подлодка Пр. 613 в 1987 г.

Следует отметить, что впечатляют не только общие цифры, но и вклад предприятий в программу строительства. Большую часть заказов Минобороны выполнил горьковский завод №112 – с его стапелей сошло 115 подлодок. Еще 76 построил Николаев. В Ленинграде и Комсомольске-на-Амуре, в силу специфики планов, построили в общей сложности менее 30 ед.

В наиболее успешные годы все заводы совместными усилиями строили и сдавали флоту почти 70 подлодок. В среднем, сдача нового корабля проходила каждые 5-6 дней. При этом строительство сопровождалось регулярной доработкой проекта и соответствующей перестройкой производства, которые, однако, не оказывали большого влияния на общие темпы.

Образцовая надежность


Еще до конца производства, к середине пятидесятых, ДЭПЛ пр. 613 стали основой советского подводного флота. В дальнейшем появились более новые и совершенные подлодки, однако статус имеющихся «613», в силу их количества, почти не менялся. Они самым активным образом эксплуатировались на разных флотах, несли боевое дежурство и успешно решали все поставленные задачи.


Одна из подлодок, переданных Индонезии, и ее экипаж

По мере продолжения службы, лодки пр. 613 проходили ремонты и модернизации. В ходе таких мероприятий восстанавливались изношенные узлы, продлевался ресурс и т.д. Регулярно осуществлялась замена устаревших приборов более современными аналогами. Все эти меры позволяли не просто сохранять подлодки в строю, но и поддерживать их характеристики и возможности на требуемом уровне.

Впрочем, со временем отставание «613» от более новых проектов стало очевидным, и начался достаточно длительный процесс отказа от таких подлодок. Последние корабли вывели из состава флота и списали только в начале девяностых годов. К этому времени возраст самых новых ДЭПЛ приблизился к 35 годам – немало для техники этого класса.

Более 40 подлодок в разное время передали нескольким зарубежным странам. Некоторые из них, не имея выбора и альтернативы, продолжали эксплуатацию лодок в течение более длительного времени. Последние корабли были выведены из боевого состава только в недавнем прошлом.


Подлодка-музей С-189

В ходе эксплуатации подлодки пр. 613 показали высокую надежность. Несмотря на необходимость регулярных ремонтов, они не сталкивались с крупными проблемами. Кроме того, за все время эксплуатации было потеряно только две лодки. При этом только одна катастрофа, предположительно, была связана с отказом техники.

Эпохальный проект


Дизель-электрические подводные лодки пр. 613 имеют особое значение для нашего военно-морского флота. С их помощью СССР смог всего за несколько лет провести массовое, эффективное и удачное переоснащение подводных сил, приведя их в соответствие с требованиями времени. Затем в течение нескольких десятилетий ДЭПЛ «613» обеспечивали необходимые качественные и/или количественные показатели флота.

В ходе разработки и организации производства наша промышленность успешно использовала уже имеющиеся технологии и наработки, а также изучала и переосмысливала иностранные «трофеи». Кроме того, были разработаны свои собственные решения разного рода. За счет всего этого был создан научно-технический задел для разработки множества новых подлодок разных классов.

Таким образом, ДЭПЛ пр. 613 занимают особое место в истории советского флота и судостроительной промышленности. В кратчайшие сроки они позволили решить актуальные задачи и заложить основы для продолжения таких процессов в будущем. А кроме того, они установили рекорды численности, продолжительности службы и надежности – и самый заметный из них удерживается до сих пор.

Рябов Кирилл


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх