Лента новостей

14:44
Карта UnionPay «Газпромбанка» прекратила работу в некоторых странах
14:43
Трамп отдаст Украину под протекторат России, если та разорвёт отношения с Китаем - The Guardian
14:35
Медведев заявил о невозможности сбить «Орешник» современными средствами
14:27
Наполеоновские мечты: парижане повышают ставки на Украине ради лидерства в Европе
14:21
Fallout S01E08 Начало
14:13
Артиллеристы из состава группировки войск «Днепр» уничтожили миномёт ВСУ на Каховском направлении — видео
13:55
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 24 ноября
13:51
Священник пояснил, можно ли женщинам в брюках заходить в храм
13:49
Жертвы необъявленной войны. Как в Европе воюют со свободой слова
13:46
На Украине оказались повреждены 80% объектов энергетики
13:07
В России отмечают День матери
13:01
Переломный момент в конфликте. Американские СМИ обсуждают удар Орешником по Украине
12:22
«Станет важнейшим плацдармом». Под Купянском группировка ВСУ попала в огневой мешок
12:01
НАТО готовится к войне: ключевые события и карта боевых действий на Украине, Донбассе и в Курской области 24 ноября 2024 года
11:33
Антиколониализм — как последнее прибежище педофилов «англосаксонского Ватикана»
11:29
Захарова ответила на подозрение в отсутствии у России «Орешника»
10:30
ВСУ за сутки обстреляли Белгородскую область 103 раза: последствия атак и меры реагирования
10:25
«Превратился в полубылинного персонажа»: историк — о военных достижениях Александра Суворова
09:43
В России работают над бесконтактной технологией оплаты на базе Bluetooth
09:33
«Уголовные мифы» о Великой Отечественной: «блатные патриоты»
05:24
Юрий Подоляка рассказал о Южно-Кураховском котле: бои за Новоивановку, Погребки и Боровское, последние новости СВО на 24.11.2024
05:01
У каждого своя пирамида майя
04:56
До Земли дошел мощнейший удар из космоса
03:12
ВСУ теряют контроль: новости СВО от 24 ноября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1004-й день спецоперации России на Украине
01:24
Учёные разгадали тайну Урана, над которой бились почти 40 лет
01:16
Пусть гибнет Америка, лишь бы досадить Трампу
01:14
Россия использует грозную ракету и усиливает свой ответ на ATACMS. Пораженный объект практически перестает существовать
00:53
Десантники захватили технику ВСУ западного производства в приграничном районе Курской области
00:33
Кузькина мать выходит на мировую арену
22:20
Впереди натовского «паровоза»
21:43
Глава Samsung собрался очистить компанию от неповоротливого топ-менеджмента в сфере чипов
21:02
Госпереворот в США: Трус, Балбес и Бывалый в администрации Байдена
20:12
В Севастополе прямо под носом у полиции произошла драка
20:11
Украинские войска ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 23 ноября
20:10
На Западе подсчитали, что в ряды «измотанных» ВСУ можно мобилизовать ещё 3,7 млн. украинцев
19:55
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 23 ноября, вечер
19:54
Чехия хочет снабжать оружием НАТО и Украину
19:24
Меркель: Зеленский делает меня козлом отпущения
19:19
Что сулит Израилю ордер МУС на арест Нетаньяху и Галанта?
19:15
Президент РФ подписал закон о списании долгов по кредитам участникам СВО
18:59
Оплата по геолокации заработает в 10 российских городах уже в этом году
18:40
Tesla признана самой опасной маркой машин — в этом есть и заслуга Илона Маска
18:19
Ударная волна орешника докатилась до Румынии и Польши - Новости
17:52
Киевский режим аннулирует брони от мобилизации выданные Минэкономики
17:51
Постпред РФ пригрозил ответом Лондону и Парижу за ракетные удары по российской территории
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»История»Последний полет «Бурана»

Последний полет «Бурана»


Когда советский многоразовый космический корабль «Буран» коснулся взлётно-посадочной полосы близ космодрома «Байконур», ликованию сотрудников ЦУПа не было предела. Шутка ли сказать: за полётом первого советского «челнока» следили во всём мире. Напряжение было запредельное, а стопроцентной гарантии успеха, как это всегда бывает, когда речь идёт о космосе, не мог дать никто.

15 ноября 1988 года советский беспилотник «Буран», преодолев земное притяжение и выйдя на заданную орбиту, сделал вокруг Земли два круга за 3 ч. 25 мин., после чего спокойно приземлился точно в указанном месте, отклонившись от заданной траектории всего… на 5 м. Поистине филигранная работа, вошедшая в историю освоения космоса как подлинный триумф отечественной науки и техники! К сожалению, первый полёт «Бурана» оказался и последним.

…Идея создать многоразовый космический корабль будоражила умы учёных ещё на заре космонавтики. Так, в июне 1960 года, задолго до первого полёта человека в космос, состоялось заседание Политбюро, на котором было решено начать работы по созданию аппаратов для орбитальных полётов вокруг Земли с посадкой на заданном аэродроме.

Разработкой таких аппаратов занялись два ведущих КБ советского авиапрома: Микояна и Туполева. А в 1966 году к работе подключились специалисты лётно-исследовательского института имени Громова. В результате к середине 1970-х годов была создана экспериментальная модель пилотируемого орбитального самолёта, получившего название «Спираль». Известно, что весил этот предшественник «Бурана» 10 т, мог вместить экипаж из двух человек и весьма успешно прошёл необходимую программу лётных испытаний.

Известно также, что примерно в это же время в Советском Союзе была создана многоразовая авиационно-космическая система (МАКС). Орбитальный самолёт в этой системе, стартуя с борта самолёта-носителя Ан-225, мог доставить на околоземную орбиту двух космонавтов и полезную нагрузку массой до 8 т. А для вывода на околоземную орбиту искусственных спутников весом до 1000 кг была создана двухступенчатая ракета лёгкого класса «Бурлак». Ракета весила не более 30 т и могла стартовать в космическое пространство с самолёта-носителя Ту-160.

Последний полет «Бурана»

Экспериментальный орбитальный самолёт, созданный по программе «Спираль»


Так что работы по созданию многоразового космического корабля в нашей стране велись давно и весьма успешно. Однако, несмотря на очевидные достижения, многоразовые космические корабли в СССР долгое время не запускали в серийное производство. Причиной тому стали принципиальные разногласия среди ведущих конструкторов космической техники. Далеко не все считали разработку «челноков» целесообразной. К числу принципиальных противников многоразовых космических кораблей принадлежал, например, генеральный конструктор ОКБ-1 Сергей Королёв.

Он считал наиболее перспективным в тех условиях ускоренное развитие ракетостроения — даже в ущерб другим космическим программам. И на то были свои резоны, ведь в конце 1950-х — начале 1960-х годов форсированную разработку мощных ракетоносителей диктовала военная необходимость: нам позарез требовались надёжные средства доставки ядерных зарядов. И Королёв со товарищи блестяще выполнили эту задачу. Тем самым руководство страны получило возможность решить сразу две стратегические проблемы: приступить к освоению космоса и обеспечить ядерный паритет с США.

А в дальнейшем, в 1970-е годы, развитие отечественной космонавтики, очевидно, шло по накатанному сценарию. Было проще совершенствовать уже имевшуюся технику, чем предпринимать радикально новые проекты, итог которых предугадать было невозможно.

И всё-таки в середине 1970-х на самом высоком уровне вновь вернулись к идее многоразовых космических кораблей. Для разработки советского серийного «челнока» в 1976 году было образовано НПО «Молния». В его состав вошли одноимённое конструкторское бюро, которое уже занималось созданием многоразовых космических систем, а также Тушинский машиностроительный завод и Экспериментальный завод в городе Жуковском. Возглавил объединение
Глеб Лозино-Лозинский, имевший к тому времени громадный опыт в проектировании многоразовых космических аппаратов.

Последний полет «Бурана»


Результатом десятилетнего труда Лозино-Лозинского и его команды стал крылатый орбитальный корабль многоразового использования «Буран», или изделие 11Ф35, по секретной терминологии тех лет. «Изделие» предназначалось для выведения на околоземную орбиту различных космических объектов и их обслуживания, для возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников, а также выполнения других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля — космос — Земля.

Для того чтобы вывести «Буран» на орбиту, разработали универсальную двухступенчатую ракету-носитель «Энергия». Мощность её двигателей такова, что ракета вместе с «Бураном» достигает 150-километровой высоты менее чем за восемь минут. После чего обе ступени ракеты-носителя последовательно отделяются, и автоматически запускаются двигатели самого космического «челнока». В результате «Буран» за считаные минуты поднимается ещё на 100 км и выходит на заданную орбиту. Во время первого полёта максимальная высота орбиты «челнока» составила 260 км. Впрочем, это далеко не предел. Конструктивные особенности «Бурана» таковы, что позволяют поднимать 27 т груза на высоту до 450 км.

Всего за десять лет по программе «Энергия-Буран» было построено три многоразовых космических корабля, а также девять технологических макетов в различной комплектации для проведения всевозможных испытаний. Ещё два корабля, заложенные на Тушинском машиностроительном заводе, так и не были достроены.

Впрочем, очередной виток интереса к многоразовым космическим системам снова не привёл к осязаемым результатам. Как раз в это время в США активно разрабатывалась программа «Спейс Шаттл», и свободная конкуренция с советским «Бураном» в планы американцев не входила. А потому янки предприняли беспрецедентные усилия, дабы не только заставить русских свернуть свои работы в этой области, но и дискредитировать вообще всю советскую космическую программу.

Последний полет «Бурана»

«Буран» на стартовом комплексе. Альберт Пушкарев / Фотохроника ТАСС


Через своих агентов влияния американцы, начиная с середины 1980-х годов, стали усиленно насаждать в советском обществе взгляды на космос как на основной тормоз социально-экономического развития страны. Дескать, зачем нам вообще полёты в космос и тем более такие дорогостоящие проекты, как «Буран», если в магазинах не хватает колбасы? И подобные «аргументы», к сожалению, работали. А робкие объяснения учёных о важности фундаментальных космических исследований, которые уже тогда приносили огромный экономический эффект, тонули в общем потоке «антикосмического» психоза. Неудивительно, что в условиях, когда даже очевидные достижения Советской власти (а космос относится к их числу) в эпоху «горбачёвской перестройки» воспринимались как отрыжка тоталитарного режима, у проекта «Энергия-Буран» нашлись противники самого высокого политического калибра.

Более того, о бесполезности «Бурана» вдруг заговорили и те, кто по долгу службы был обязан отстаивать интересы отечественной космонавтики. Аргументы, которые приводили чиновники Роскосмоса, сводились к следующему. Дескать, у США уже есть свои «Шаттлы». А мы с американцами дружим. Зачем же нам свой «Буран», когда можно вместе с американскими коллегами на «Шаттлах» летать? Логика поразительная. Если ей следовать, получается так: зачем нам свой автопром, когда у американцев есть «Форд» и «Дженерал моторс»? Или зачем нам свои самолёты, если в США выпускают «Боинги»? Однако «аргумент» оказался железобетонным: в начале 1990-х все работы по проекту «Энергия-Буран» были свёрнуты. Мы добровольно уступили лидерство США…

Последний полет «Бурана»

Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский в рабочем кабинете


Судьба уже построенных «Буранов» оказалась печальной. Два из них практически сгнили на «Байконуре», недостроенные «челноки» и испытательные образцы либо продали по дешёвке за кордон, либо растащили по деталям. И только одному «Бурану» (за номером 011) крупно повезло: долгое время он использовался почти по назначению. 22 октября 1995 года выдающееся творение русской инженерно-конструкторской мысли отбуксировали в Парк культуры и отдыха имени Горького в Москве и открыли там уникальный аттракцион. Любой желающий, заплатив за входной билет, мог испытать полную иллюзию космического полёта, включая искусственно созданную невесомость.

Сбылась мечта идеологов «перестройки» и реформаторов гайдаровского разлива: космос стал приносить коммерческий доход…

Сергей ХОЛОДОВ


Опубликовано: legioner     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх