В предыдущей статье
США
Ведущей мировой авианосной державой, без сомнения, являются США – атомные суперавианосцы класса Nimitz («Нимитц») водоизмещением свыше 100 000 тонн и идущие им на смену ещё более «супер» – авианосцы класса Gerald R. Ford («Джеральд Р. Форд»), не имеют прямых конкурентов в других странах мира.
И таких монстров у США аж одиннадцать штук. Каждый из суперавианосцев несёт авиагруппу порядка 100 самолётов и вертолётов, включая самолёты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО).
Самым большим недостатком этих кораблей является их цена – если авианосцы класса Nimitz стоили порядка 5 млрд долларов, то стоимость их «наследников» – авианосцев класса Gerald R. Ford, составляет уже порядка 10 млрд долларов (а по некоторым данным, и все 14 млрд долларов), что крайне дорого даже для США, и даже с учётом инфляции.
Взлёт самолётов с суперавианосцев осуществляется с помощью паровых/электромагнитных катапульт, максимальная скорость их хода свыше 30 узлов.
Характерно, что, помимо десятка суперавианосцев, США обладают ещё и десятком универсальных десантных кораблей (УДК) класса Wasp («Уосп») и America («Америка»). Фактически эти УДК могут выполнять роль полноценных авианосцев, при условии, что на них будут базироваться самолёты вертикального взлёта и посадки (СВВП) F-35B.
На УДК класса America может размещаться 22 СВВП F-35B. Стоимость УДК класса America составляет порядка 2,5 млрд долларов. Также на УДК класса Wasp и America могут базироваться вертолёты и конвертопланы. Максимальная скорость УДК типа America составляет свыше 22 узлов.
Необходимо отметить, что в США активно развивается такое направление авиастроения, как конвертопланы. Потенциально конвертопланы могут выполнять не только транспортные функции, но и решать задачи самолётов/вертолётов ДРЛО, топливозаправщиков и т. д.
Китай
За США следует КНР – пока ещё больше на бумаге, но можно не сомневаться, что с высокой вероятностью поставленных целей Китай добьётся.
В настоящий момент фактически у Китая один авианосец «Ляонин» водоизмещением порядка 70 тысяч тонн, выполненный на базе недостроенного тяжёлого авианесущего крейсера (ТАВКР) проекта 1143.5. Его авиагруппа составляет до 40 самолётов и вертолётов.
В дополнение к нему возводится второй корабль модернизированного проекта – «Шаньдун», полностью построенный в Китае. Взлёт самолётов с авианосцев «Ляонин» и «Шаньдун» осуществляется с помощью трамплина.
Не исключено, что серия авианосцев этого типа будет продолжена, особенно в случае, если возникнут проблемы с перспективным проектом атомного авианосца.
Сведения по перспективному китайскому атомному авианосцу пока разнятся.
По одним данным, это будет реинкарнация советского проекта атомного тяжёлого авианесущего крейсера проекта 1143.7 «Ульяновск».
По другим сведениям – новейший китайский суперавианосец будет сравним по тактико-техническим характеристикам с американскими авианосцами типа «Джеральд Р. Форд».
Истина, скорее всего, примерно посередине – сделать аналог «Джеральда Р. Форда» КНР пока явно не под силу, но скомпоновать что-то среднее из советского проекта и «найденных» американских технологий – для Китая вполне реально.
Можно предположить, что авиагруппа перспективного китайского атомного авианосца составит порядка 70 летательных аппаратов. Взлёт самолётов будет осуществляться с помощью катапульты.
Для атомного авианосца разрабатывается самолёт ДРЛО.
Максимальная скорость китайских авианосцев составляет свыше 30 узлов.
Великобритания и страны Евросоюза
Вслед за Китаем следуют Великобритания и Франция.
Собственно, и британский, и французский авианосцы технологически превосходят существующие китайские, но эта ситуация с высокой вероятностью изменится в ближайшее время. Даже если КНР столкнётся с трудностями при строительстве атомного авианосца, их кораблестроительная промышленность вполне способна тиражировать «Ляонин»/«Шаньдун» серией в дюжину единиц, а то и более.
Французский атомный авианосец «Шарль де Голль» стоимостью 3,3 млрд долларов полным водоизмещением 42 000 тонн несёт авиагруппу в 40 летательных аппаратов, включая истребители поколения 4+ «Рафаль» и самолёты ДРЛО. Взлёт самолётов осуществляется с помощью паровых катапульт, выполненных по американской лицензии.
Максимальная скорость авианосца «Шарль де Голль» составляет 27 узлов. Французский авианосец в процессе эксплуатации постоянно сталкивался с проблемами, которые в сочетании с высокой стоимостью привели к тому, что строительство второго корабля этого проекта было отменено.
Атомный авианосец «Шарль де Голль». Фото wikipedia.org
Британские авианосцы типа «Куин Элизабет» новее и крупнее французского – их полное водоизмещение составляет 76 000 тонн.
При этом силовая установка «Куин Элизабет» не атомная, а газотурбинная, позволяющая развивать максимальную скорость в 25 узлов, а авиагруппа также составляет 40 летательных аппаратов. Но из-за трамплинного взлёта самолёты ДРЛО на «Куин Элизабет» базироваться не могут – впрочем, британцы заменили их достаточно продвинутыми вертолётами ДРЛО Leonardo AW101 Merlin HM.2.
Отличительной особенностью авианосцев типа «Куин Элизабет» является то, что основу их авиагруппы составляют СВВП F-35B. Формально, по лётно-техническим характеристикам, «Рафаль» превосходит СВВП F-35B, однако неясно, какие ограничения накладывает на «Рафаль» катапультный старт с авианосца.
При этом нет сомнений, что характеристики бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) у F-35B гораздо выше, чем у истребителей «Рафаль», равно как и параметры малозаметности.
В 2010 году предполагалось, что первый авианосец «Куин Элизабет» с трамплином будет использоваться как вертолётоносец, а затем будет продан. А второй корабль этой серии будет строиться по усовершенствованному проекту с катапультами для применения палубных истребителей F-35C.
Окончательно неясно, что повлияло на позицию Великобритании – отказ США продавать палубные истребители F-35C или то, что F-35B оказался не так уж и плох, но в конечном итоге Великобритания закупила СВВП F-35B, и второй авианосец типа «Куин Элизабет» – «Принс оф Уэльс» также выполнен в варианте с трамплином вместо катапульт.
Стоимость авианосца «Куин Элизабет» составляет порядка 3,2 млрд фунтов стерлингов или примерно 4,3 млрд долларов США.
У Италии есть один лёгкий авианосец «Кавур» (Cavour) полным водоизмещением 35 000 тонн, способный нести до 20 летательных аппаратов.
Это уже не совсем авианосец – он может перевозить десант в количестве 415 человек, до 100 колёсных боевых машин или 24
Помимо авианосца, военно-морские силы (ВМС) Италии строят десантный вертолётоносец «Триест» (Trieste) водоизмещением 33 000 тонн и максимальной скоростью до 25 узлов.
Если «Кавур» – это лёгкий авианосец с десантными возможностями, то «Триест» – это десантный корабль с функциями авианосца: на нём должны базироваться до 10 СВВП F-35B. Помимо этого, на «Триесте» будут базироваться 10 вертолётов AgustaWestland AW101. Стоимость вертолётоносца «Триест» составляет порядка 1,1 млрд евро.
Испания обладает одним авианосцем/универсальным десантным кораблём «Хуан Карлос I» (Juan Carlos I) водоизмещением порядка 27 000 тонн, максимальной скоростью 21 узел и авиагруппой до 30 самолётов и вертолётов.
На авианосце/УДК «Хуан Карлос I» в том числе могут базироваться СВВП F-35B, тяжёлые вертолёты CH-47 Chinook и конвертопланы V-22 Osprey.
Помимо авиагруппы, на авианосце/УДК могут размещаться 1 200 человек десанта и 6 000 тонн боевой техники. Стоимость авианосца/УДК «Хуан Карлос I» составляет всего 360 миллионов евро.
Япония
У Японии нет авианосцев. И вертолётоносцев нет. И вооружённых сил вообще нет.
Но у Морских сил самообороны Японии есть эскортные корабли, а по сути, полноценные вертолётоносцы класса «Идзумо» полным водоизмещением 27 000 тонн и скоростью хода в 30 узлов, способные нести до 28 летательных аппаратов. На базе одного из вертолётоносцев «Идзумо» Морские силы самообороны Японии планируют создать авианосец, несущий американские СВВП F-35B.
Авианосец «Идзумо» будет отличаться от вертолётоносца «Идзумо», предположительно, в основном нанесением на палубу жаропрочного покрытия. Таким образом, японцы относительно легко могут модернизировать в авианосец и второй вертолётоносец.
Кроме того, скорее всего, авианосец «Идзумо» сохранит десантный потенциал, в том числе возможность перевозки 500 человек десанта.
Стоимость постройки вертолетоносца «Идзумо» составляет 1,5 млрд долларов США.
Кроме того, у Морских сил самообороны Японии есть ещё два вертолётоносца типа «Хюга» полным водоизмещением 18 000 тонн, скоростью хода до 30 узлов, и авиагруппой, включающей 11 вертолётов.
Индия
У Индии есть один лёгкий авианосец «Викрамадитья», построенный в России на базе авианесущего крейсера проекта 1143 «Адмирал
Также ВМС Индии строят лёгкий авианосец Vikrant, стандартным водоизмещением 37 500 тонн, предполагаемой авиагруппой 14 летательных аппаратов.
Россия
Есть ли авианосец у России?
Формально да, но на текущий момент, фактически его нет.
Череда неуспешных походов, аварий и иных инцидентов, а также затянувшийся ремонт привели к тому, что фактически тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» скорее обуза для российского военно-морского флота (ВМФ), чем реальная боевая единица. Целесообразность его нахождения в составе российского ВМФ оправдывает лишь вопрос престижа и необходимость сохранения определённых компетенций.
ТАВКР 1143.5 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» – гордость и позор российского флота. Фото wikipedia.org
В настоящий момент в России строятся универсальные десантные корабли проекта 23900 типа «Иван Рогов», но на текущий момент это именно УДК, поскольку посадить самолёт горизонтального взлёта и посадки на них невозможно, а СВВП у России уже/пока нет.
Южная Корея
В ближайшей перспективе вступить в «авиносный клуб» планирует Южная Корея, которая разрабатывает проект лёгкого авианосца CVX. Характерно, что на нём также планируется размещать СВВП F-35B – вопреки мнению противников такого типа самолётов, количество стран, использующих или планирующих использовать СВВП, только возрастает.
Авианосец разрабатывают две конкурирующие группы – компании Hyundai Heavy Industries в партнёрстве с британской Babcock International и Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering в партнёрстве с итальянской Fincantieri.
Проект авианосца от Hyundai Heavy Industries имеет длину 270 метров, ширину 60 метров, полное водоизмещение 45 000–50 000 тонн и сможет вмещать до 24 истребителей F-35B. Проект Daewoo Shipbuilding имеет длину 263 метра и ширину 46,6 метра, полное водоизмещение 45 000 тонн и максимальную скорость хода 27 узлов. Корабль сможет нести 28 СВВП F-35B.
Помимо этого, Южная Корея рассматривает возможность размещения СВВП F-35B на вертолётоносцах типа Dokdo полным водоизмещение 18 000 тонн.
Вертолётоносец типа Dokdo. Фото wikipedia.org
Выводы
Это далеко не полный перечень кораблей, потенциально способных выполнять функции авианосца, и стран, ими обладающих, тем не менее он позволяет понять, какие типы авианосцев максимально востребованы в мире в настоящее время.
Единственным обладателем «суперавианосцев» в настоящее время являются США, причём даже для них эта ноша становится непосильной – живучесть авианосных ударных группировок (АУГ) при столкновении с равным противником всё больше ставится под сомнение, при этом для решения экспедиционных задач и выполнения конвойных операций вполне достаточно авианосцев меньшей размерности. Поэтому дискуссии об уменьшении количества «суперавианосцев» в пользу строительства авианосцев меньшей размерности поднимаются даже в США.
Варианты авианосцев различного водоизмещения для ВМС США
Китай хочет получить флот, «как у взрослых», поэтому он активно развивает авианосную тематику, стремясь получить корабли, сравнимые по характеристикам с лучшими американскими «суперавианосцами».
Что из этого получится – пока неясно. Всё-таки достроить бывший советский ТАВКР и скопировать/модернизировать его конструкцию – это одно, а создать атомный авианосец с паровыми/электромагнитными катапультами – это совсем другое.
Так или иначе, кораблестроительные возможности КНР даже без строительства «суперавианосцев» позволяют «нашпиговать» китайский флот близнецами «Ляонина» и «Шаньдуна», которые не так уж и плохи, и задавить ВМС США количеством.
К слову сказать, на единственном неамериканском атомном авианосце «Шарль де Голль» установлены паровые катапульты, изготовленные по американской лицензии, а сам «Шарль де Голль» служит неиссякаемым источником проблем для французского флота.
Те же британцы и вовсе отказались от катапульт в пользу СВВП и трамплина, несмотря на близкие отношения с США и внушительные габариты своих авианосцев.
Об остальных и говорить не приходится – трамплин и СВВП или трамплин и «классические» самолёты горизонтального взлёта и посадки.
Может ли Россия построить суперавиносец?
Наверное, сможет.
Один или даже два. Сделав это национальным приоритетом, задачей первостепенной важности, с колоссальным напряжением промышленности и экономики.
Но нужны ли нам такие жертвы?
Однозначно нет.
Если не рассматривать авианосец как инструмент прямого противостояния ВМС США, то суперавианосцы нам не требуются. А прямое противостояние ВМС США мы не можем себе позволить по экономическим причинам.
Существует огромное количество задач первостепенной важности, на которые необходимо тратить ресурсы – развитие производства отечественной микроэлектроники, в том числе пригодной для применения в космических аппаратах, литографических машин для производства электронных компонентов, квантовых компьютеров, мощных твердотельных лазеров, создание многоразовых ракет-носителей и двигателей для них, газотурбинных двигателей для кораблей и самолётов, высокоэкономичных двигателей для БПЛА, перспективных источников энергии и устройств для её хранения.
Тратить огромные ресурсы на столь же огромную плавучую мишень нет никакого смысла.
С другой стороны, Россия вполне может себе позволить лёгкие авианосцы – это гораздо проще: и технически, и экономически. И задачи для них найдутся. Об их возможном облике, преимуществах и недостатках, поговорим в следующий раз.
Андрей Митрофанов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: