Лента новостей

17:59
Многие жители Донецка не видели воды в кране с февраля 2022 года. Почему в ДНР не могут наладить нормальное водоснабжение?
17:51
МИД Киргизии призвал соотечественников не посещать Россию
17:22
Правительство России выделило деньги на закупку автобусов в ДНР. Чиновники республики снова проигнорируют транспортную катастрофу в Донецке?
17:21
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 2 мая
17:20
Союзники предоставили Украине дальнобойное оружие с разрешением бить по РФ
17:19
Власти намерены обязать украинцев выплачивать долги за умерших родственников
17:18
В Киргизии отменили шествие «Бессмертного полка» из-за угроз безопасности
17:10
В Киргизии грузовик с мороженым сбил 29 детей
17:09
Языковой омбудсмен Украины призвал перейти к «наступательной» украинизации
17:08
Павел Дуров признался в изучении украинского языка
16:39
ВС РФ наступают на Авдеевском направлении. Киев признал потерю Очеретино
16:38
Bloomberg: почти половина релокантов вернулись в Россию
16:31
Украинские уклонисты живут в страхе
16:12
Украинские бесы усилили гонения на православных
16:07
Колумбия пополнила ряды стран, разорвавших отношения с Израилем
15:59
Макрон всё ещё намерен направить войска стран Евросоюза на Украину
15:41
Калашников оценил рост выпуска военной и гражданской продукции
15:29
Евросоюз одобрил план режима Зеленского по отмене прав человека
15:22
Московский суд приговорил шпиона СБУ к 25 годам заключения
14:48
«Массовое убийство стало предметом национальной гордости». В России вспоминают трагедию в Одессе 2 мая 2014 года
14:40
Жители Одессы принесли цветы к Дому Профсоюзов в память о трагедии
14:37
В Авдеевке нашли захоронения мирных жителей со следами пыток
14:19
Стрельбы самоходного ПТРК «Корнет-ЭМ» в Алжире
14:11
Запад не пригласил Россию в Швейцарию договариваться о мире на Украине
14:03
Макрон назвал два условия для отправки военных Франции на Украину
13:51
Шведские власти подготовят планы по увеличению флота
13:34
Глава МИД Польши призвал создать тяжелую бригаду Евросоюза для участия в конфликтах без США
13:26
AC: США хотят продлить украинский конфликт еще на 10 лет
13:23
Пасечник нашел общее между терактом в «Крокусе» и трагедией в Одессе 2 мая
12:51
Одесская Хатынь – преступление без срока давности
12:48
Швейцария не стала приглашать Россию на конференцию по Украине
12:30
Вся надежда на заградотряды
12:29
Расплата за пассивность
12:24
Иран и Россия задумали новую систему расчёта, не зависящую от SWIFT
12:19
Энтузиаст перепрограммировал бюджетный SSD в высококлассный SLC-накопитель
12:08
Глава МИД Польши призвал создать «тяжелую бригаду» войск ЕС
11:46
Госдеп США атакует партию «Грузинская мечта» во имя «демократии»
11:38
США ввели санкции против IT-компаний России
11:37
Постпред Украины в ООН намекнул на уничтожение Крымского моста
10:55
Военные аналитики: российское наступление грозит пробить брешь в обороне на востоке Украины
10:43
Новый пакет антироссийских санкций направлен против оборонки
10:25
Британцы начали отлавливать мигрантов для отправки в Руанду
10:23
Новость о покупке США 81 боевого самолета у Казахстана не соответствует действительности
10:16
Постпред Украины при ООН намекнул на готовящийся удар по Крымскому мосту
09:47
Администрация Байдена выступила категорически против закона об иноагентах в Грузии и пригрозила не взять Тбилиси в Евросоюз и НАТО
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Нужен ли России беспилотный «верный ведомый» Як-141

Нужен ли России беспилотный «верный ведомый» Як-141



В 2017 году профильный вице-премьер Юрий Борисов заявил, что в России возобновились работы над самолетом вертикального взлета и посадки, которые могли бы базироваться на авианесущих кораблях ВМФ РФ. Однако тут же появилось много критики, что самолет вертикального взлета и посадки всегда уступят по ТТХ обычным самолетам горизонтального взлета и посадки, а потому незачем вбухивать в «тупиковый» проект немеренное количество бюджетных миллиардов. Доля правды в этом есть, но так ли все однозначно, как представляется на первый взгляд?


Очевидно, что речь идет о развитии концепции советского проекта СКВВП Як-141, который опередил свое время, а потом был незаслуженно забыт. К этому самолету мы еще вернемся, но пока что давайте поговорим о том, что является самым «узким» местом в авиации. На удивление, это отнюдь не проектирование и серийное производство самолетов. Самое сложное – это подготовить боевых пилотов для них.

Вкалывают роботы, а не человек


Обучение занимает много лет и стоит очень дорого. Опытный летчик на вес золота, особенно, пилот палубной авиации, которому приходится садиться на качающуюся палубу авианесущего корабля даже в неблагоприятных погодных условиях. Военных летчиков приходится долго готовить, прежде чем они превращаются в эффективные боевые единицы, а потом они уходят на заслуженную пенсию, и все приходится начинать заново. Потеря самолета в бою или в авиакатастрофе – это всегда беда, но потеря летчика – невосполнимая во всех смыслах трагедия.

По этой причине одним из самых перспективных направлений в авиастроении являются программы ударных БПЛА. Беспилотники всегда обходятся дешевле пилотируемой авиации:

Во-первых, они сберегают жизни летчиков, а заодно экономят огромные средства на их многолетнюю подготовку. Для дистанционного управления беспилотником может быть достаточно обычного оператора с джойстиком.

Во-вторых, из-за отсутствия живого организма в кабине летательного аппарата, о безопасности и комфорте которого необходимо заботиться, БПЛА теоретически могут эксплуатироваться при мощнейших ускорениях и перегрузках при маневрах, что повышает их ТТХ свыше возможностей человеческого организма.

В-третьих, БПЛА можно быстро воспроизводить и ставить в строй, компенсируя потери, что невозможно сделать оперативно в пилотируемой авиации.

На сегодняшний день имеется три основных направления развития беспилотной авиации: дистанционное управление оператором, формат «верного ведомого» и применение искусственного интеллекта (ИИ). Последнее технически самое сложное и ставит серьезные этические проблемы. Однако первая концепция уже реально успешно используется, а вторая очень активно тестируется, в том числе, в нашей стране. В России это программа взаимодействия истребителя пятого поколения Су-75 и тяжелого ударного БПЛА С-70 «Охотник», который служит для разведки, целеуказания и огневой поддержки, увеличивая мощь ведомого самолета. В австралийском подразделении корпорации «Боинг» тестируется БПЛА Loyal Wingman с аналогичным функционалом.

Беспилотные истребители?


Недавний ролик, где рекламировались возможности легкого истребителя пятого поколения Су-75, натолкнул на довольно интересные соображения. Там была продемонстрирована полностью беспилотная версия самолета, даже не имеющая кабины для пилота. Конечно, это будущее, но весьма перспективное. Допустим, «Ростех» осилит полностью беспилотную версию Су-75. Что же это даст?

Очень многое: появится возможность использовать тяжелый истребитель пятого поколения Су-75 и легкий беспилотный истребитель пятого поколения Су-75 в связке, где второй будет выступать «верным ведомым». Или не один, а сразу несколько Су-75. Получается, что всего один пилот Су-57 сможет повести в бой сразу несколько самолетов, загруженных под завязку ракетами и бомбами, которые не так страшно потерять ввиду их беспилотности и относительно невысокой стоимости. Представьте, насколько повысится тогда эффективность действий ВКС РФ.

Очень заманчиво. Увы, есть кое-какие ограничения. Для самолетов с горизонтальным взлетом и посадкой требуется хорошая ВПП. В случае начала активных боевых действий военные аэродромы будут уничтожаться в первую очередь. Если говорить о применении беспилотного истребителя на флоте, то горизонтальная посадка на относительно небольшую палубу качающегося на волнах корабля может стать слишком сложной задачей для автоматики и даже для оператора дистанционного управления БПЛА. Однако все может измениться в лучшую сторону, если «поженить» опцию «верного ведомого» и дистанционного управления с функцией вертикального/короткого взлета и вертикальной посадки.

Тут мы снова возвращаемся к Як-141. Действительно, самолет вертикального взлета имеет худшие ТТХ, поскольку тратит много топлива на такой взлет и посадку, что снижает его боевой радиус и боевую загрузку. Казалось бы, зачем вообще с ними связываться? Но нет. Представим, что на базе Як-141 сделан полностью беспилотный истребитель СКВВП с функциями «верного ведомого» и дистанционного управления оператором. Что это даст? Многое. Очень-очень многое.

Прежде всего, убрав пилота со всей кабиной и системами жизнеобеспечения для него, мы серьезно облегчим сам истребитель. Это позволит сэкономить топливо и одновременно совершать самолету самые экстремальные маневры. Уменьшить расход топлива также способна опция короткого или нормального горизонтального взлета вместо вертикального. Но при этом Як-141 по-прежнему можно будет поднять в воздух и посадить вертикально на практически любом пятачке. Это позволит использовать его в качестве фронтового беспилотного истребителя, если аэродромы и шоссе будут уничтожены, а также в качестве палубного. Дистанционно управляемый Як-141 можно заставить взлететь по укороченной схеме с ТАВРК или УДК, а потом безопасно посадить в вертикальном режиме. С этим автоматике или ИИ справиться будет по силам. Опция «верного ведомого» позволит использовать БПЛАКВВП совместно с пилотируемыми истребителями, что повысит эффективность действий российской авиации.

Если «поженить» беспилотные системы управления и технологию короткого/вертикального взлета и посадки, то это откроет массу новых возможностей для Минобороны РФ.

Сергей Маржецкий


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх