Лента новостей

12:39
Франция обвинила Азербайджан во вмешательстве в дела Новой Каледонии
12:25
Белый дом встревожен тем, что темпы российского наступления изменят траекторию конфликта
12:23
Футболиста «Спартака» Промеса освободили из-под стражи в Дубае
11:22
В ООН острая нехватка денег. Организация вынуждена экономить на электричестве
11:16
Выборы в Европарламент: инквизиторы против еретиков
10:47
Мэр Днепропетровска Филатов возмутился сотрудниками заправок, которых не забирают на фронт
10:13
В Бельгии рассматривается иск против Урсулы фон дер Ляйен за внедрение вакцины от коронавируса Pfizer
10:11
Зачем Россия проводит учения с ядерным оружием и чего ожидать?
10:03
Путин: альянс России и Китая в сфере энергетики будет только укрепляться
10:02
Путин возложил цветы к памятнику павшим советским воинам в Харбине
09:36
Новороссийск подвергся самой массированной атаке БПЛА за время СВО. Беспилотники прорывались к нефтяному терминалу
09:35
Украина не готова к обороне Харькова? Репортёр CNN не нашел укреплений ВСУ
09:34
Первый канал оштрафовали за ЛГБТ-пропаганду на 1 млн рублей
09:23
ТОС-2 работают по ВСУ в составе ГрВ «Север»
09:22
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 17.05.2024
09:14
Три БДК Тихоокеанского флота отработали погрузку и выгрузку бронетехники
08:57
Украинские эмигранты резко сократили свои денежные переводы на Украину
08:56
Украина запустила по регионам России более сотни боевых дронов. В Белгородской области погибла женщина с маленьким сыном
08:38
Глава Ростеха раскрыл показатели рентабельности при работе по гособоронзаказу
08:37
Депутатам рекомендовали отклонить отсрочку от мобилизации для отцов троих детей
08:19
Российская экономика превратилась в неукротимого зверя
08:09
Пуск КРНБ 9М728 ОТРК «Искандер-М» по объекту ВСУ
07:35
Грузия — новое поле битвы между Россией и Западом
04:30
Heckler & Koch разработает оружие под советские патроны
04:22
Европейская проституция в эпоху Возрождения
01:33
Украинская мечта о гареме
00:56
Вторая мировая война: третий рейх планировал захватить США
00:25
Куда нам стоит вернуться?
23:53
Киев готовит Харьков и Сумы к осаде
23:19
Правительство Эстонии не разрешило школам и детсадам в Нарве преподавание на русском языке
22:45
«Мы существуем». Активисты блока «Победа» на заявление Чолаку о том, что нет Молдовы, молдавского языка и молдаван
22:11
Кадыров призвал остудить «горячие» эстонские головы «Кинжалами»
22:10
ВСУшников выслали из Германии за правоэкстремистскую символику
21:40
Покушение на Фицо – террористически-психологическая операция
21:33
Киевские БЭКи уничтожит долгожданный «русский миниган»
21:32
Министр здравоохранения Крыма подал в отставку: «Лекарств для онкобольных и диабетиков нет»
21:31
«Прощальный визит» Зеленского в Харьков. Киев ожидает большое наступление ВС РФ в ближайшее время
21:30
Бешеные атаки на Крым. Жилые кварталы засыпало суббоеприпасами
20:56
Украинские беженцы не планируют возвращаться на родину
20:55
Дания объявила о новой военной помощи Украине на 750 млн евро
20:54
Совет Европы отказал Косово в членстве
20:37
Блинкен в Киеве: на гитаре, из Варшавы проездом к дедушке
20:18
Кассовый аппарат с фискальным накопителем: обеспечение надежности и прозрачности торговли
19:56
Родине нужны «герои»
19:44
ВСУ ведут обстрелы республик Донбасса, Белгородской и Курской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 16 мая
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»«Память»: какие сны увидит Тильда Суинтон

«Память»: какие сны увидит Тильда Суинтон


Бывает такое: засыпаешь себе мирно в постели — и вдруг ощущение, будто споткнулся и падаешь куда-то в пустоту; или слышишь какой-то взрыв, словно чувствуешь удар, что-то вспыхивает… Просыпаешься в панике — спасибо тебе, мозг. Могло быть и хуже: некоторые люди даже слышат голоса или электрический треск, видят галлюцинации. Называется это «синдром взрывающейся головы». Вот что-то похожее приключилось и с Джессикой, героиней Тильды Суинтон в новом фильме «Память» тайского режиссера Апичатпонга Вирасетакула.

Посреди ночи Джессику вдруг будит оглушительный, гулкий грохот — по ее описанию, «будто огромный бетонный шар падает на металлическое основание». Режиссер, видимо, вспомнил собственный опыт: он и сам страдал от этого синдрома.

Вирасетакул мало известен широкой аудитории, зато снискал невероятное признание у международных критиков. Его картина «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» в 2010-м получила «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Снимает с большими перерывами, и в фильмах его — та же размеренность и медитативность; это больше похоже на своеобразные видеоинсталляции, не вполне подчиняющиеся законам кинематографа (а Вирасетакул и настоящий видеоарт для выставок тоже создает). Он, конечно, вливается в струю «медленного кино», которое много снимают и о котором активно спорят последние лет десять, — вместе с Белой Тарром, Карлосом Рейгадасом, Александром Сокуровым и, может быть, Андреем Звягинцевым, наследуя прежде всего Тарковскому с его тягучей, зыбкой кинодействительностью.


Джессика, проснувшись утром после ночного эпизода, навещает сестру в больнице. Что с ней? Не вполне понятно. «Может, на меня наслала проклятие собака, которую я не смогла забрать из приюта», — то ли в шутку, то ли всерьез говорит сестра. Как крысы во сне городничего у Гоголя: «пришли, понюхали — и пошли прочь». Потом Джессика посещает студию записи, где звукорежиссер Эрнан терпеливо пытается помочь ей воспроизвести тот самый звук. Затем направляется еще куда-то…

Сюжет, которого, может быть, ждал зритель, так и не стартует, но колеса под слоем реальности бешено вертятся, буксуют. Загадочный грохот время от времени врывается в реальность Джессики. Возможно, его слышит не только она… Видимо, ощущение растущего и периодически прорывающегося напряжения — и есть основная ценность для режиссера.

Понимая, как трудно произносить иностранцам тайское имя, Вирасетакул любезно разрешает называть его просто Джо. Так же и его творчество пытаются вместить в понятные жанровые рамки. Но это оказывается проблематично.

«Память» — уж точно не медицинская драма. Не хоррор, куда ее пытались зачислить. Есть соблазн приписать ее к национальному кинематографу, который так любят на больших фестивалях, но сам Вирасетакул настаивает, что все его кино — в первую очередь личное, а вовсе не пропаганда тайской национальной культуры.


Может быть, поэтому и новый фильм режиссер снял не на родине, а в Колумбии, одинаково чужой и для него, и для Тильды Суинтон. Зато это родина Маркеса. Сравнивают «Память» и с маркесовско-борхесовским магическим реализмом, и вот в этом как раз есть смысл. В романе «Сто лет одиночества» сюжет тоже, в сущности, никак не проявляет себя: это цепь более или менее занятных эпизодов. И даже персонажей, в них участвующих, зовут одинаково. Это родственно материи самой жизни, которая парадоксальным образом ближе к лирике, чем к эпосу. В ней ведь точно так же важна не столько история, сколько ритм, повторяющиеся элементы и заряд подспудного чувства.

Все начинающиеся в «Памяти» ответвления поэтому не ведут к созданию какого-то связного рассказа. Вот Джессика общается с археологами, которые показывают ей какие-то черепа ритуальных жертв, — казалось бы, зачин для того самого хоррора. Но он не развивается. Как и сцена с Эрнаном, которая кажется началом романтической линии. Как и другие моменты. Остается обращать внимание на сиюминутные переживания, будто во сне, когда не совсем понимаешь, как героиня Суинтон в первой сцене, проснулся ты или нет, и все выглядит другим и чужим, звуки (даже собственное дыхание) кажутся громкими и неуместными — и только ждешь рассвета.

Работа с памятью, припоминание снов — обычная психоаналитическая, психологическая практика. И кажется, что для Вирасетакула «Память», да и другие фильмы — почти интимный, индивидуальный сеанс психотерапии, рефлексии по поводу чего-то сугубо своего. Эта непринужденность может подействовать на зрителя сильнейшим образом, если зацепит его и настроит на нужную волну. Но здесь таится и опасность, которой «Память» не смогла избежать.


Режиссер сумел увлечь свою актрису — это чувствуется по интервью Тильды, где она искренне восхищается пережитым вместе опытом. И, независимо от всего прочего, ее талант вызывает желание смотреть на нее в любой роли и в самых разных обстоятельствах. Однако кажется, что эта работа в большей степени осталась их с Джо внутренним приключением.

В своей интровертной и — чего уж там — несколько высокомерной медлительности «Память» как бы демонстративно не старается никого заманить. Более того, она как искусство не желает стать ни на градус доступней — вместо этого почему-то объяснять ее содержание приходится самому Апичатпонгу и Суинтон, которые в интервью подробно рассуждают о том, что же имелось в виду. А неавтономность, необходимость комментария — это уже с искусством не очень вяжется. Да, кинематограф всегда онейричен, снообразен. Но в том и дело, что чужой сон может быть безумно увлекателен — а может и оказаться сущей пыткой. Особенно в долгом пересказе.

Федор Дубшан



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх