В результате дворцового переворота в ночь на 6 декабря 1741 года был свергнут вместе с регентшей-матерью Анной Леопольдовной годовалый Иван VI. На престоле оказалась Елизавета, дочь Петра I и Екатерины I.
Сенаторы и военные спешили на Марсово поле – припасть к ногам новой императрицы.
Великий Петр нам дал блаженство,
Елизавета – совершенство,
– откликнулся на событие Михаил Ломоносов.
Немедля по воцарении Елизаветы Петровны образовались партии, только и думавшие о том, как бы одна другую низвергнуть. Вражда забавляла государыню. При ней произошло падение немецкого владычества при русском дворе, однако оно сменилось другим иноземным влиянием – французским. Во дворец, гостиные, провинциальные имения властно стали проникать французский язык и французская культура.
Елизавета царствовала до своей кончины – 25 декабря 1761 года. Итог ее 20-летнего правления кратко подвел историк Константин Валишевский: «Империя развивала в себе элементы силы, сделавшие ее одною из могущественнейших держав на земном шаре; она продолжала медленно, но безостановочно идти по пути, по которому Петр I направил ее...»
В такой же день 1812 года, видя конечную гибель своего войска, Наполеон, не доезжая до Вильно, помчался на санях в Париж. Вот как вспоминал об этом сопровождавший его герцог Арман де Коленкур.
"В этот день три русских крестьянина напугали весь обоз, но едва только собралось несколько пехотинцев, как крестьяне скрылись, разграбив предварительно два генеральских экипажа.
Император был погружен в чтение депеш из Франции, а мы все радовались письмам, полученным от близких. В Париже были обеспокоены перерывом в получении сообщений из армии, но далеко не представляли себе наших бедствий. Память о прошлых походах императора поддерживала веру и внушала такое спокойствие, что наше долгое молчание произвело гораздо менее глубокое и неприятное впечатление, чем можно было опасаться...
Император продолжал заниматься знаменитым бюллетенем. Он по-прежнему не хотел скрывать ни одного из постигших его бедствий, дабы они произвели свое действие еще до его приезда, а потом, как он говорил, его присутствие успокоит и ободрит всех. Чем больше были эти бедствия, чем больше они росли с каждым днем, с каждым нашим шагом, тем более необходимым становилось его возвращение во Францию. Вечером он вызвал меня и говорил со мной в этом духе, повторив мне то, что я уже знал от князя Невшательского.
- При нынешнем положении вещей, - сказал он, - я могу внушать почтение Европе только из дворца в Тюильри.
Однако когда я по обыкновению высказал несколько замечаний, он заявил, что армия, вне всякого сомнения, займет позиции в Вильно и расположится там на зимние квартиры. Он рассчитывал выехать в течение ближайших 48 часов, как только вступит в контакт с войсками, подходившими из Вильно, и армия, следовательно, не будет больше, по его мнению, подвергаться никакому риску. Он торопился уехать, чтобы опередить известие о наших несчастьях. Надо сказать, что о них по большей части даже не знали. Вера в гений императора и привычка видеть, как он торжествует над самыми трудными препятствиями, были так велики, что общественное мнение в то время скорее преуменьшало, чем преувеличивало наши беды, сведения о которых дошли до него...»
В 1926 году во Франции, в местечке Живерни, скончался один из создателей импрессионизма в живописи Клод Моне.
Автор "Завтрака на траве" был настолько влюблен в натуру, что сделал себе особую лодку-мастерскую – на ней он жил, странствуя по рекам Франции в поисках живописных пейзажей.
Некоторые современники говорили, что новизна его живописи многим обязана именно лодке. Художнику, дескать, удавалось писать свои картины там, где обычному пейзажисту, негде было поставить мольберт. «Конечно, – говорили чересчур придирчивые критики, – сама по себе идея не так уж плоха, но не стоит из-за оригинальной плавучей мастерской преувеличивать его художественные открытия».
Слыша подобные речи, вспыльчивый Моне буквально выходил из себя: «Идиоты! Подобную лодку еще тридцать лет назад построил себе Шарль Добиньи – но ведь у него живопись совсем другая!»
Очаровательная жена Моне Камилла часто служила моделью для художника. Ее черты угадываются во всех четырех женских фигурах, которые Моне изобразил на своей знаменитой картине «Женщины в саду». Портрет Камиллы - «Женщина в зеленом платье» - очень нравился Эмилю Золя. Кстати, история любви Клода и Камиллы была положена писателем в основу сюжета его романа «Творчество».
В 1870 году родился философ, один из крупнейших представителей интуитивизма и персонализма в России Николай Лосский. В 1922 году он был выслан за границу, до 1945 года жил в Праге, а в 1947-50 годах - в Нью-Йорке, где работал профессором философии в Русской духовной академии. Главная задача философии, по Лосскому, - построить «теорию о мире как едином целом» на основе прежде всего религиозного опыта. Главные черты русской философии - её этический характер, «религиозная реалистичность», «синтетичность». Основные научные труды Лосского - по психологии, логике, проблемам интуиции, свободы воли.
К числу важнейших творческих свершений Николая Лосского относится выполненный им русский перевод «Критики чистого разума» Канта. Изданный впервые в 1907 году, он стал основой всех последующих русских изданий этого сочинения немецкого философа.
В 1913 году в местечке около Череповца в бедной крестьянской семье родился Николай Михайлович Амосов, легендарный хирург и учёный, доктор медицинских наук. Автор новаторских методик в кардиологии, дискуссионных работ по геронтологии, проблемам искусственного интеллекта и рационального планирования общественной жизни (так называемой «социальной инженерии»). Всего его перу принадлежит более 400 научных работ, из них - 19 монографий.
Амосов закончил два института, оба - с отличием. Кроме медицинского, имеет инженерное образование. Всегда смотрел в глубину вещей, старался самостоятельно докопаться до секретов и смыслов, немало сделал для кибернетики, исследовал и моделировал человеческий организм, интеллект, изучал психологию, преподавал. Амосов считает, что чудеса реальны. Возможны. Но - не нужны.
За огромные заслуги перед Украиной Николая Амосова признали «человеком века в Украине», как Богдана Хмельницкого и поэта Тараса Шевченко. Вместе с тем в конце своей жизни, а умер он 12 декабря 2002 года, Николай Михайлович негативно относился к проводимой властями политике украинизации. «Проблемы с русским языком на Украине — издержки национализма, - говорил он, - но нынешняя украинизация — мелкое подобие предыдущей, которую жестко пытались провести еще при коммунистах. Борьбой с русским языком подменяют национальную идею. Общество пытаются сплотить сражением с общим врагом. Это оправдано, но лишь биологически. Враждебность распространяется не только на язык, но и на всё русское».
Дочь Амосова, Екатерина Николаевна, пошла по стопам отца, сегодня она - доктор медицинских наук, член-корреспондент Украинской медицинской академии.
Сегодня день рождения у режиссёра, народного артиста СССР, профессора ВГИКа, президента Национальной академии кинематографических искусств и наук России Владимира Наумовича Наумова.
«Вся моя жизнь, начиная с пеленок, связана с кино, - говорит Наумов. - Я ничего другого не знал. Мой мир – это мир кино. С начала и до сих пор».
И это не красивая метафора, это действительно так. В доме Наумовых всегда существовал культ кино. Отец - кинооператор, самой известной работой которого стал фильм «Мы из Кронштадта». А соседи – известные кинематографисты Борис Барнет, Михаил Ромм и Юлий Райзман.
В 1952 году Владимир Наумов окончил режиссёрский факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Игоря Савченко. У своего учителя он работал на фильмах «Третий удар» и «Тарас Шевченко». Последнюю картину после смерти Савченко Наумов закончил вместе с Александром Аловым. С этой работы и началось их многолетнее и плодотворное творческое сотрудничество.
Первой самостоятельной картиной творческого тандема Наумов-Алов стала «Тревожная молодость». Позже появились ленты «Павел Корчагин» и «Мир входящему», «Бег» и «Легенда о Тиле». Приключенческая лента «Тегеран-43», снятая ими в 1981 году, стала фаворитом проката.
После смерти Алова Владимир Владимирович снял «Десять лет без права переписки», «Белый праздник», «Часы без стрелок». Не так давно, накануне 80-летия мастера, состоялась премьера его новой работы – киноромана «Джоконда на асфальте».
Сценарий этого фильма написал сам Наумов в содружестве с Александром Кабаковым. Главная героиня Ольга - дочь крупного бизнесмена, два года назад потерявшая мужа, которого продолжает любить и после смерти. На руках у Ольги осталась пьеса "Гондола" им написанная. Героиня мечтает поставить эту пьесу, и один из ее поклонников решил привезти для нее настоящую гондолу из Венеции.
Читайте нас: